реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение лиц, отбывающий наказание

реферат
конца 80-х гг. международные стандарты обращения с осужденными начинают занимать все большее место и в ведомственных документах, определяющих пути реформы уголовно-исполнительной системы в новых социально-экономических условиях.

В последние годы международные стандарты обращения с осужденными и вопросы их реализации получают широкое и более объективное отражение в теории уголовно-исполнительного права, занимают подобающее им место в учебной литературе.

В конечном итоге это способствует формированию общественного мнения и нового профессионального сознания работников уголовно-исполнительной системы.

С юридической точки зрения возможны два пути реализации международных норм в уголовно-исполнительной системе. Первый -- их прямое действие наряду с нормами национального законодательства. Второй -- приведение в соответствие с ними внутригосударственных правовых актов.

Оба эти направления учитываются в современном российском конституционном законодательстве. Наиболее радикальным образом указанные способы реализации были отражены в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Отмечая необходимость приведения законодательства РСФСР в соответствие с общепризнанными международным сообществом стандартами прав и свобод человека, Декларация в ст. 1 установила, что "общепризнанные международные нормы, относящиеся к правам человека, имеют преимущество перед законами РСФСР и непосредственно порождают права и обязанности граждан РСФСР". Аналогичное положение было включено позднее в ст. 32 Конституции РСФСР (от 21 апреля 1992 г.).

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора".

Таким образом, Конституция, а вслед за ней Федеральный закон от 16 июня 1995 г. разделяют "международные договоры" и "общепризнанные принципы и нормы международного права". Под международным договором Закон от 16 июня 1995 г. понимает "международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме... независимо от его конкретного наименования" (ст. 2).

В 1994 г. Государственная Дума подтвердила готовность России стать полноправным членом Совета Европы, заявила о намерении и далее совершенствовать российское законодательство в области прав человека в духе Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания.

В отличие от упомянутых выше международных пактов и конвенций, специализированные международные документы об обращении с осужденными (Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, Пекинские правила, Токийские правила, Европейские тюремные правила и т. п.) представляют собой не международные соглашения, а акты международных правительственных организаций. Они не нуждаются в ратификации, не обладают столь обязательной юридической силой и тем более "самоисполнимостью".

В какой мере их можно отнести к разряду общепризнанных принципов и норм! В теории международного права справедливо отмечается, что без явно выраженного или молчаливого согласия России ей не могут быть навязаны никакие международные обязательства. В международно-правовой практике ссылки на резолюции международных организаций, включая резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, не рассматриваются как достаточные для обоснования признания мировым сообществом и голосующими за резолюцию государствами той или иной нормы как юридически обязательной. Резолюции-рекомендации международных организаций едва ли могут быть самоисполняющимися. Программный, направленный на будущее, неконкретный или "мягкий" характер принимаемых международных обязательств, а также отсылка к национальному законодательству как способу осуществления исключает самоисполнимость содержащихся в документе норм.

Специализированные международные стандарты обращения с осужденными в целом носят рекомендательный характер, что отражено в их содержании. Так, например, в Европейских тюремных правилах указано, что "Комитет министров в соответствии со статьей 15 -- в статусе Европейского Совета... рекомендует, чтобы правительства государств-членов руководствовались в их внутреннем законодательстве и в практике принципами, изложенными в тексте Европейских тюремных правил, прилагаемых к настоящим рекомендациям с целью их постепенного внедрения, обращая при этом особое внимание на цели, выдвинутые в преамбуле и в положениях основных принципов, изложенных в части I". Рекомендательный характер Европейских тюремных правил отмечен и в Докладе Парламентской Ассамблеи Совета Европы о заявке России на вступление в Совет Европы'.

Вместе с тем юридическое значение специализированных международных стандартов не следует недооценивать. Хотя они и не имеют обязательного законного статуса в международном праве, они широко признаны международным сообществом в качестве правил, отражающих фактически существующее положение в наиболее прогрессивных системах обращения с осужденными. Как в резолюциях ООН, так и в резолюциях Европейского Совета предусмотрен контроль за реализацией международных стандартов с тем, чтобы сохранить в международном масштабе их высокий моральный политический статус.

Влияние международных стандартов на определение задач и принципов уголовно-исполнительного законодательства. В 1991 г. Международные стандарты обращения с осужденными Советом Национальностей Верховного Совета РСФСР был впервые официально сформулирован социальный заказ на разработку нового Уголовно-исполнительного кодекса. В нем, в частности, указывалось, что "при разработке проекта Уголовно-исполнительного кодекса РСФСР необходимо ориентироваться на приоритет общечеловеческих ценностей, обеспечение системы гарантий, исключающих унижение человеческого достоинства осужденных, а также на максимальное приведение порядка и условий отбывания наказания и обращения с осужденными к существующим международным стандартам. Основной задачей органов, исполняющих наказания, должно стать исправление осужденных в направлении их социальной реабилитации, что будет соответствовать п. 3 ст. 10 Международного пакта о гражданских и политических правах".

Тем самым международные стандарты обращения с осужденными стали одной из отправных точек определения как задач собственно кодификации, так и приоритетных целей нового Уголовно-исполнительного кодекса.

Международно-правовые стандарты обращения с осужденными оказали несомненное влияние и на определение принципов нового уголовно-исполнительного законодательства.

Доктринальная модель Основ уголовно-исполнительного законодательства Союза ССР и союзных республик 1988 г. содержала отдельную статью, посвященную принципам уголовно-исполнительного законодательства. К ним были отнесены законность, демократизм, равенство осужденных перед законом, справедливость, гуманизм, соединение наказаний с воспитательными мерами, дифференциация и индивидуализация мер воздействия на осужденных, участие в воспитательной работе с осужденными общественности и трудовых коллективов.

В проекте Основ уголовно-исполнительного законодательства 1990 г. принципам исполнения наказаний уделялось еще большее внимание. Каждому из них (законность, равенство осужденных перед законом, гуманизм, демократизм, справедливость, индивидуализация, соединение наказания с иными средствами исправления) была посвящена специальная статья проекта, хотя впоследствии в ходе работы над законопроектом все принципы были вновь сведены в одну статью.

В октябре 1995 г. в Комитете по безопасности Государственной Думы состоялись парламентские слушания по проекту Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Их участники констатировали, что представленный проект в своей основе отвечает международным принципам и нормам обращения с осужденными, закрепленным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, международных пактах о правах человека и других документах.

Заключение

Таким образом, по своему содержанию правовой статус осужденных представляет собой совокупность юридических средств, с помощью которых закрепляется положение осужденного во время отбывания наказания, он складывается из прав, законных интересов и обязанностей осужденных.

Правовой статус лиц, отбывающих наказание, можно определить как «закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания уголовного наказания того или иного вида».

Юридическую обязанность осужденных можно определить как установленную в обязывающих и запрещающих нормах права меру необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающую достижение целей уголовного наказания, поддержание правопорядка во время его отбывания, соблюдение прав и законных интересов, как самого обязанного лица, так и иных лиц.

В правовой статус осужденного, отбывающего наказание, входят, помимо указанных в гл. 2 УИК РФ, дополнительные права и обязанности применительно к тому виду наказания, к которому приговорен виновный. Совокупность прав и обязанностей осужденного и составляет его правовой статус на период отбывания им соответствующего вида наказания.

Правовой статус осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в большинстве случаев не имеет существенных отличий от общегражданского. Ограничению здесь подлежат лишь отдельные конституционные права и свободы и лишь некоторые категории осужденных существенно поражаются в правах, приближаясь в этом смысле к лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы.

Правовой статус осужденных иностранных граждан и лиц без гражданства определяется исходя из их правового статуса на территории России с учетом положений международных договоров Российской Федерации с государством, к которому принадлежит данный иностранный гражданин, в соответствии с признанными нормами международного права в сфере исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, а также нормами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

Проведенный теоретический анализ существующих точек зрения, касающихся учения о правовом положении личности и его некоторых законодательных аспектах, а также самостоятельные выводы, полученные в ходе собственных умозаключений, осмысление норм действующего законодательства, затрагивающего стороны исследуемой нами проблемы, позволили достаточно достоверно, на наш взгляд, определить основные элементы структуры правового положения лиц, содержащихся в исправительных учреждениях. К ним мы отнесли правосубъектность, гражданство, выступающие в качестве предпосылок другого элемента - правового статуса, и юридические гарантии.

Соблюдение прав осужденных является наиболее приоритетным направлением пенитенциарной политики. Лишение гражданина свободы не является основанием для умаления его прав и законных интересов, конституция РФ гарантирует право на защиту каждому гражданину не зависимо от пола, расы, национальности, а также наличии или отсутствия судимости.

Систематизация в данной дипломной работе вопросов соблюдения прав и законных интересов лиц, отбывающих наказание, основных методов и приемов их соблюдения, проблем совершенствования законодательства о правовом статусе осужденных, может оказать серьезную помощь в по соблюдению прав и законных интересов осужденных, заключенных под стражу, а также задержанных.

Список литературы, использованной при написании исследования

Законодательные и нормативные акты, иные официальные документы

1. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Ратифицирована ФЗ от 04.08.1994 «16ФЗ // СЗ РФ. - 1994. - № 15. - Ст. 1684.

2. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (от 18.12.2001 г. № 174 - ФЗ; ред. от 30.12.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (Часть 1). - Ст. 4921

4. Уголовный кодекс Российской Федерации (от 13.06.1996 г. № 63 - ФЗ; ред. от 13.02.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

5. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации. - Москва: ГроссМедиа, 2009. - 96с.

6. Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 30.12.2008) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета" - 31.12.2008.

7. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений. Утверждены приказом Министерства Юстиции 03.11.2005 №205.

8. Постановление Конституционного суда РФ от 18.07.2003 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросами государственного собрания - Курултая республики Башкортостан, государственного совета республики Татарстан и верховного суда республики Татарстан"// Собрание законодательства РФ. - 28.07.2003. - № 30. Ст. 3101.

9. Решение Конституционного суда РФ по делу

Специальная литература - монографии и учебные пособия:

1. А.А. Беляев. Правовое положение осужденных к лишению свободы. - Горький, 1976.

2. Баранов В.М. Правовое положение личности // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993. С. 56-60.

3. В.А. Уткин. Курс лекций по уголовно-исполнительному праву. Общая часть. - Томск, 2005. С. 49.

4. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу РФ/ отв. ред. заслуженный деятель науки РСФСР, доктор юридических наук, профессор А.И. Зубков - М., 2001

5. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов/Под ред. д.ю.н В.И. Селиверстова - 3-е изд. испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2006.

6. Уголовно-исполнительное право РФ / Конспект лекций по курсу А.И. Бойцова - ЮФСПбГУ, 2008.

7. Уголовно-исполнительное право РФ / Конспект лекций по курсу Н.И. Мацнева - ЮФСПбГУ, 2009.

8. В.И. Селиверстов. Теоретические проблемы правового положения лиц, отбывающих наказания. - М., 1997.

9. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1979. С. 27-34.

10. Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. - М., 1990. С. 187.

11. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. - М., 1985. С. 7-23.

12. Воеводин Л.Д. Понятие правового положения личности и особенности статуса различных категорий лиц в СССР // Советское государственное право / Под ред. С. С. Кравчука. - М., 1985. С. 139-150.

13. Дерюга Н.Н. Гражданские права и обязанности осужденных. - Хабаровск, 1992. С. 6.

14. Ветров Н.И., Ляпунов Ю.И. Уголовное право. Особенная часть: учебник. - М.: Новый юрист, 2004. - с. 311.

15. Иногамова-Хегай Л.В., Рарог А.И., Чучаев А.И. Уголовное право Особенная часть: учебник. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2006. // Справочная правовая система Консультант+

16. Казаченко И.Я., Незнамова З.А., Новоселов Г.П. Уголовное право. Особенная часть: Учебник для вузов. - М.: Издательство Норма, 2003. - 960 с.

17. Семенцова И.А. Уголовное право России (Особенная часть): Экспресс-справочник.- Москва: ИКЦУ « МарТ», Ростов н/Д.: Издат. Центр « МарТ», 2004 - 403 c.

18. Комментарий к УИК РФ (постатейный). // под.ред. Селиверстова В.И. - Издательство: Проспект 2009 г. 364 с.

19. Матузов Н. И. Личность. Права. Демократия. Теоретические проблемы субъективного права. Саратов, 1972. С. 194; Мананкова Р. П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 1991. С. 11-17.

20. Общая теория права и государства: Учеб. для вузов / Под ред. В. В. Лазарева. М., 2008. С. 123-126.

21. Патюлин В.А. Государство и личность в СССР. М., 1978. С. 25-28.

22. Уголовно-исполнительное право: Учебник\ под. ред. И.В. Шмарова - М., 1996. 273 с.

23. Энтин М.Л. Международные гарантии прав человека. М., 1992. С. 139.

Статьи и публикации:

24. Колташов А.И. Гарантии реализации и защиты прав и свобод молодежи в РФ // Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина: региональные проблемы: Сб. материалов межрегион. науч.-практ. конф. Хабаровск,1998. С. 21.

25. Колташов А.И. Проблемы гуманизации деятельности ОВД по обеспечению прав и свобод граждан // Совершенствование борьбы с преступностью в условиях Дальнего Востока: Материалы межвуз. науч.-практ. конф. Хабаровск, 1997. С. 38.

26. Ровный В.В. О категории «правовой модус» и ее содержании // Государство и право. 1998. № 4. С. 26-29.

27. Строгович М.С. Вопросы теории прав личности // Философия и современность. М., 1976. С. 33-35.

28. Материалы судебной и следственной практики:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.