становленные законодательством права граждан и юридических лиц не могут ограничиваться актами органов государственного управления и местных представительных и исполнительных органов. Такие акты не имеют юридической силы и не подлежат исполнению (п.5 ст.5 Закона „О земле“). До 1995 года ничего подобного в прежнем законодательстве не наблюдалось. Подобная норма была закреплена лишь в 1995 году в Указе о земле. На мой взгляд, это наиболее значимые и радикальные перемены, предоставившие юридическую основу для дальнейших изменений в этой сфере общественных отношений. Но этому предшествовал сложный процесс проведения земельной реформы, задачей которой являлось преобразование земельных отношений в интересах создания правовых, экономических, социальных условий для эффективного функционирования различных форм хозяйствования на земле, обеспечения рационального использования и охраны земель.15 февраля 1991 года был принят Закон Республики Казахстан „О приоритетности развития аула, села, и агропромышленного комплекса в Республике Казахстан“, который определяет правовые основы обеспечения приоритетности развития аула, села и агропромышленного комплекса в целях улучшения снабжения населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьём. Конкретизируя отдельные положения, законом устанавливается, что сельскую поселенческую сеть составляют аулы, села, хутора, заимки, зимовья и другие поселения отгонного животноводства и крестьянских хозяйств, а также поселки и районные центры, население которых занято преимущественно в сферах производства, переработки, хранения и сбыта продукции. Республика Казахстан защищает поселенческую сеть независимо от категории, величины и места расположения населенных пунктов.Основными направлениями земельной реформы согласно Закону „О земельной реформе" от 28 июня 1991 года были определены:создание специального земельного фонда районов;перераспределение земель в случаях преобразования колхозов, разгосударствления и приватизации совхозов и других сельскохозяйственных и иных предприятий;установление и уточнение границ сельских населенных пунктов, и их земельное устройство;оформление и переоформление документов на право владения и право пользования земельными участками.До 1991 года практически все сельскохозяйственные угодья были закреплены за колхозами, совхозами и другими сельскохозяйственными предприятиями. Из-за отсутствия свободных земель возникла острая необходимость в обеспечении граждан земельными участками для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства и т.д. В то же время колхозы и совхозы использовали предоставленные им земли нерационально и эффективно. Поэтому потребовалось законодательно определить механизм изъятия земель от плохо работающих колхозов и совхозов и передачи их в состав специального земельного фонда. За период с 1991 по 1996 год было зачислено в специальный земельный фонд около 1,5 млн. га пахотных земель. Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.-С. 139 В первую очередь они передавались гражданам для ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества. Часть земель из специального фонда была передана в ведение городских исполнительных органов для обеспечения земельными участками жителей городов, изъявивших желание заниматься садоводством, и дачным строительством и другими видами сельскохозяйственного производства.В процессе свободного добровольного выбора форм хозяйствования на земле по состоянию на 1 января 1996 года в Казахстане было образовано более 31 тысячи крестьянских хозяйств, более 3 тысяч сельскохозяйственных кооперативов. Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.-С. 140Однако абсолютизация имущественных аспектов земельных отношений без учета особенностей ее участия в хозяйственном обороте как природного объекта, выполняющего к тому же жизнеобеспечительную функцию, привела на начальном этапе земельной реформы к отклонению от ее главных целей - органического соединения в лице крестьянина-труженика и землепользователя, формирования у него чувства заботливого хозяина землиКосанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития. // Фемида, 2002.-№3.-С.31.В результате законодательно провозглашенной свободы гражданско-правовых сделок с земельными долями произошло их обесценивание как имущественного права, и земельная доля разделила судьбу приватизационных купонов. В значительной степени этому способствовала массовая реорганизация коллективных хозяйств, малых предприятий, созданных на базе колхозов и совхозов, которые были наиболее оптимальными организационно-правовыми формами хозяйствования в этот период. После принятия в конце 1994 года нового Гражданского кодекса, в котором отсутствовали подобные организационно-правовые формы, они вынуждены были пройти перерегистрацию. В ходе этой компании произошло нарушение преемственности прежних и новых организационно-правовых форм приватизированных предприятий. Логичным и безболезненным в социальном плане было бы преобразование коллективных хозяйств в производственные кооперативы. Обе эти формы роднит то, что они основаны на объединении труда и капитала. Несмотря на это, подавляющее большинство коллективных предприятий было преобразовано в товарищества с ограниченной ответственностью, которые основаны лишь на объединении капитала. В земельном законодательстве отсутствовали нормы, регулирующие правовой режим земельных паев применительно к ним, а гражданское законодательство не проводило никакого различия между земельной долей и имущественным паем. При этом, как правило, члены коллективных хозяйств не включались в состав учредителей.Таким образом, в крупных хозяйственных товариществах, акционерных обществах, частных предприятиях, созданных на основе гражданско-правовых сделок с имущественными паями и земельными долями, было сосредоточено 75% земель сельскохозяйственного назначения, что привело к образованию крупных земельных латифундий, отчуждению огромного количества сельских тружеников от земли-Косанов Ж. Земельное законодательство суверенного Казахстана: Этапы становления, тенденции развития.// Фемида, 2002.-№3.-С.32 .Видимо по этой причине, темпы реформирования за пятилетие были признаны неудовлетворительными. Поэтому потребовалось принятие Постановления Правительства Республики Казахстан от 6 июня 1996 года № 709 „О мерах по ускорению земельной реформы", в котором особое внимание было уделено ускорению работ по персонификации земельных долей: выдаче свидетельств о праве на них всем гражданам, имеющим право на долю. В результате этого только за один 1996 год в республике было создано 13,3 тысячи крестьянских хозяйств, 1240 сельскохозяйственных кооперативов, товариществ и других негосударственных сельскохозяйственных организаций. Земельное право РК./ Под ред.: Архипова И.Г. - Алматы: Борки, 1997.- С. 140Завершающим звеном земельной реформы явилось переоформление документов на право пользования земельными участками, т.е. замена всем землепользователям и землевладельцам прежних государственных актов на правопользование землей, выполненных на бланках Союза ССР, на новые формы документов суверенного Казахстана.В 1997 году был принят Закон „Об индивидуальном предпринимательстве" и 31 марта 1998 года Закон „О крестьянском (фермерском) хозяйстве“. Данные нормативно-правовые акты укрепили уже существующие общественные отношения и определили правовые, организационные и экономические основы функционирования крестьянских хозяйств и их объединений, а так же обеспечили и закрепили свободу предпринимательской деятельности и систему государственных гарантий для такой деятельности.Заключительным этапом явилось принятие Закона РК „О земле" от 24 января 2001 года, который окончательно закрепил уже существующие земельные отношения, а так же создал правовую основу для дальнейшего изменения и скорейшего реформирования общественных отношений в сфере сельского хозяйства, и, в первую очередь, решения самого главного крестьянского вопроса - вопроса о праве частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.Подводя итог, хочется отметить то, что первые крестьянские (фермерские) хозяйства на территории Казахстана появились еще в 19 веке, когда Казахстан входил в состав Российской империи и находился под ее юрисдикцией. Дальнейшее развитие крестьянские (фермерские) хозяйства получили в послереволюционный период, однако уже в период так называемой коллективизации большинство крестьянских (фермерских) хозяйств было уничтожено государством.В бытность СССР подобием крестьянских (фермерских) хозяйств был колхозный двор (семья колхозника) - семейно-трудовое объединение лиц, все или часть трудоспособных членов которого являются членами колхоза, получают основной доход от общественного хозяйства и ведут подсобное хозяйство личное на предоставленном в пользование двору приусадебном участке Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.142. Согласно ст.7 Конституции СССР 1936 года колхозный двор являлся субъектом права на ведение личного подсобного хозяйства колхозников (владение, пользование, распоряжение имуществом, принадлежащим колхозному двору, с согласия всех членов колхозного двора). В Примерном уставе колхоза 1969 года субъектом права на личное подсобное хозяйство считается семья колхозника (колхозный двор); в ст.13 Конституции СССР 1977 года указано, что в личной собственности граждан могут находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения.Подсобное личное хозяйство - в СССР небольшое личное приусадебное хозяйство, служащее дополнительным источником удовлетворения материальных и крестьянских потребностей семей колхозников, рабочих и служащих сельскохозяйственных предприятий, а так же граждан, работающих либо проживающих в сельской местности Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.257.Приусадебный участок - в СССР индивидуальная форма землепользования граждан. Предоставлялся семьям колхозников (колхозным дворам), а так же работающим и служащим, проживающим в сельской местности Юридический энциклопедический словарь./ Под. ред. Сухарева А.Я.-М.: Советская энциклопедия, 1984.-С.299.В конце 80-ых годов двадцатого столетия, вновь начали появляться первые крестьянские (фермерские) хозяйства. Официальное признание крестьянские (фермерские) хозяйства получили только в 1990 году, что связано с изданием Закона Казахской ССР „О крестьянских хозяйствах“ от 21 мая 1990 года. Данный закон утратил силу в связи с изданием Закона РК „О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан по вопросам о крестьянском хозяйстве" от 31 марта 1998 года. Наряду с этим, в том же день был издан новый Закон Республики Казахстан, регулирующий правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств, Закон Республики Казахстан „О крестьянском (фермерском) хозяйстве“.1.2 Правовая природа крестьянских (фермерских) хозяйств, порядок создания и основания прекращения ведения крестьянских (фермерских) хозяйствВ соответствии со ст.1 Закона РК „О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянским (фермерским) хозяйством признается семейно-трудовое объединение лиц, в котором осуществление индивидуального предпринимательства неразрывно связано использованием земель сельскохозяйственного назначения для производства сельскохозяйственной продукции, а также с переработкой и сбытом этой продукции.Как видно из определения, которое дает законодатель существенного различия между крестьянским и фермерским хозяйством, поскольку слово „фермерское" идет за словом „крестьянское" в скобках, что подразумевает под собой, что это слова синонимы. Кроме того, нигде в законодательстве не встречаются различные толкования этих слов. Однако, как показывает практика, крестьянское хозяйство может быть создано в виде фермерского хозяйства, которое основано на личном предпринимательстве, либо в форме простого товарищества Подорванова Г. Особенности отчуждения земель сельскохозяйственного назначения и прав на земельные доли.// Бюллетень нотариуса,2002.-№3.-С.10.Здесь необходимо обратить внимание на то, что, во-первых, крестьянское и фермерское хозяйства - это разные организационно-правовые формы, и, во-вторых, режим имущественных прав членов таких хозяйств имеет существенные отличия Давлетова Д. Земля и право: актуальные проблемы, возникающие при регистрации прав.// Фемида, 2002.-№8.-С.22 .В крестьянском хозяйстве имущество признается общей совместной собственностью участников, если соглашением не установлено иное. В фермерском хозяйстве, основанном на осуществлении личного предпринимательства, имущество признается раздельной собственностью его участников. И, наконец, в фермерском хозяйстве, организованном в форме простого товарищества, имущество принадлежит участникам только на праве долевой собственности.Довольно длительное время вопрос о том является ли крестьянское (фермерское) хозяйство юридическим лицом или не является, оставался дискуссионным. Аграрное право РК / под ред.: Жетписбаева Б.А.: Учебник.- Алматы: Данекер, 2000.- С.185В соответствии со ст.33 Гражданского кодекса РК юридическим лицом признается организация, которая имеет на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления обособленное имущество и отвечает своим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс и смету. Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием. На основании вышеизложенного, многие авторы полагали, что данные признаки характерны и для крестьянских (фермерских) хозяйств, что породило массу недоразумений и казусов о степени ответственности имущества крестьянских (фермерских) хозяйств по сделкам и правонарушениям отдельных членов крестьянских (фермерских) хозяйств. Данные воззрения строились на основе закона РК „О крестьянском хозяйстве" от 21 мая 1990 года, в котором, не было дано конкретного ответа о том, к какой категории лиц следует относить крестьянские хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|