реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение космического пространства и космических объектов

реферат
p align="left">По-видимому, на настоящем этапе в вопросе определения космической деятельности следует исходить в каждом конкретном случае из соответствующих положений международных договоров, применимых к данному правоотношению.

Российская доктрина исходит из того, что космическое право призвано регулировать деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления.

В последние годы представители ряда развивающихся стран все настойчивее выступают и в доктрине, и в международных организациях с концепцией провозглашения некоторых территорий общего пользования и их ресурсов “общим наследием человечества”. Утверждается, что основным недостатком Договора по космосу 1967 года является то, что он, хотя и интернационализировал ресурсы космического пространства и небесных тел, не устанавливает правового режима, который позволил бы достичь этой цели. Отстаивая тезис о том, что весь космос интернационализирован, отдельные авторы допускают и противоречивые высказывания. Так, по их мнению, статус космического пространства выражается формулой res extra cornmercium (вещь, изъятая из оборота) и не является res communis (общей вещью). Вместе с тем доказывается, что космос принадлежит всему “мировому сообществу”, “международному сообществу” и т. п., что, по существу, возвращает к формуле “общая вещь”.

Между тем по смыслу Договора по космосу 1967 года космическое пространство и небесные тела являются “вещью, изъятой из оборота”, то есть не подлежат присвоению. Они находятся в общем пользовании, но не являются “общей собственностью”, или “общей вещью”. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Договор по космосу признает “достоянием всего человечества” исследование и использование космоса (иначе говоря, результаты деятельности по исследованию и использованию космоса), но не сам космос Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела 1967 г., одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966, ст. ст. 1-2.

1.2 Основные принципы использования космического пространства

Заинтересованность всех государств в исследовании и практическом использовании космоса, потенциальное влияние космической деятельности на все государства, опасность военного использования космоса поставили на повестку дня вопрос о его правовом режиме.

Уже через год после запуска в СССР первого искусственного спутника Земли Генеральная Ассамблея ООН признала «общий интерес человечества в космическом пространстве» Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1348 (XIII) от 13 декабря 1958 г..

Резолюция ГА ООН 1472 (ХIV) от 12 декабря 1959 г. содержит следующие элементы, относящиеся к режиму космического пространства и к космической деятельности:

* общая заинтересованность всего человечества в развитии использования космического пространства в мирных целях;

* исследование и использование космоса должны быть направлены на пользу государствам, независимо от уровня их экономического или научного развития;

важность международного сотрудничества в деле изучения и освоения космоса в мирных целях;

* обязанность ООН содействовать международному сотрудничеству в использовании космоса в мирных целях.

Резолюция ГА ООН 1721 (ХУI) от 20 декабря 1961 г. добавила к ним новые важные положения:

* международное право, включая Устав ООН, распространяется на космос и небесные тела;

* космос и небесные тела должны быть доступны для исследования и использования всеми государствами в соответствии с международным правом;

* космос и небесные тела не подлежат присвоению государствами.

Все упомянутые выше положения резолюций ГА ООН легли в основу Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, которая была единогласно принята в ООН 13 декабря 1963 г. (резолюция 1962 (ХVIII).

Данная декларация, в свою очередь, легла в основу Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, принятого Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 г., открытого для подписания 27 января 1967 г. в Москве, Вашингтоне и Лондоне и вступившего в силу 10 октября 1967 г. Колосов Ю.М., Жуков Г.П. Международное космическое право. М.: Международные отношения. 1999 г. с. 55.

Выделяют следующие общие принципы международного космического права:

Ш Принцип суверенного равенства.

Одним из основных принципов является принцип равноправия государств. В Уставе ООН в статье о принципах на первое место поставлен пункт, который гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех её Членов" (ст.2). Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы управления международными отношениями в целом.

Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязаны уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга, а также права, присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую, социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы и административные правила.

Применительно к космической деятельности этот принцип также означает равенство всех государств, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с её осуществлением Международное космическое право. П/р. Пирадова А.С. М. 1997. с. 29..

Принцип равноправия нашёл отражение в Договоре по космосу 1967 года, в ст.1 которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а также устанавливается за государствами право осуществлять исследование и использование космического пространства и небесных тел без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел (а также на равных основаниях рассматривать просьбы других государств о предоставлении или возможности для наблюдения за полётом космических объектов) Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 года. Ст. 1.

Ш Принцип неприменения силы и угрозы силой.

Являясь одним из основных принципов международного права, принцип неприменения силы или угрозы силой в равной мере применим к любой сфере международной деятельности государств. Ко всем областям их взаимоотношений. Это справедливо и в отношении космической деятельности, которая, согласно Договору по космосу 1967 года, должна осуществляться “в соответствии с международным правом. включая Устав ООН в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания”.

Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 55/32 от 20 ноября 2000 г. призывает все государства, в частности те, которые обладают крупным космическим потенциалом, активно содействовать достижению цели мирного использования космического пространства и предотвращения гонки вооружений в космическом пространстве и воздерживаться от действий, противоречащих этой цели и существующим международным договорам, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества.

Сегодня правовой режим космического пространства и небесных тел регулируется серией резолюций ГА ООН (особое значение из которых имеет резолюция 1962 (XVIII), провозгласившая единогласно Декларацию правовых принципов, регулирующих деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства.

Договор по космосу 1967 г. устанавливает различный режим в отношении собственно космического пространства и небесных тел. В ст. IV Договора установлено, что Луна и другие небесные тела используются “исключительно в мирных целях”. Другими словами, современное международное право полностью исключает военное использование небесных тел и не запрещает военное использование собственно космоса. Однако и использование космоса должно соответствовать международному праву, включая Устав ООН.

В Договоре по космосу 1967 г., закрепившем обязательство государств -участников использовать Луну и другие небесные тела “исключительно в мирных целях” перечислены виды деятельности, которые запрещаются на Луне. а именно -“создание военных баз. сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия и проведение военных маневров”. Очевидно, что этот перечень не является исчерпывающим.

Важную меру по ограничению военного использования космоса предусматривает подписанный в 1963 г. Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, инициатором заключения которого явился СССР. Ст.1 договора содержит обязательства государств -участников запретить, предотвращать и не производить любые испытательные взрывы ядерного оружия и любые другие ядерные взрывы в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем: а) в атмосфере; за ее пределами, включая космическое пространство; под водой, включая территориальные воды и открытое море ...” Положения этого договора стали широко признанными нормами международного права.

Серьезным шагом на пути ограничения военного использования космоса стало заключение в 1977 г. Конвенции о запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду, в которой закрепляется обязательство государств - участников “не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству - участнику”. В понятие природной среды Конвенция включает и космическое пространство.

И всё же пока нет правовых гарантий предотвращения использования космоса в военных целях. Представляется, что сегодня необходимо прислушаться к призывам Генеральной Ассамблеи и принять необходимые меры, направленные на установление такого правового режима космического пространства, который решал бы эту задачу Зотова О.В., Колосов Ю.М. Правовой режим космического пространства как важный элемент поддержания международного мира и безопасности. // Московский журнал международного права. № 2/2001

.

Ш Принцип сотрудничества.

Идея всестороннего международного сотрудничества государств независимо от различий в их политическом, экономическом и социальном споре в различных сферах поддержания мира и безопасности является основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН. Как принцип она сформулирована в Декларации о принципах международного права 1970 года. Определены основные направления сотрудничества:

· поддержание мира и безопасности;

· осуществление международных отношений в различных областях в соответствии с принципами суверенного равенства;

· сотрудничество с ООН и принятия мер, предусмотренных её Уставом и так далее.

Общий принцип сотрудничества, установленный международным правом, полностью применим к межгосударственным отношениям, связанным с исследованием и использованием космического пространства. О стремлении максимально содействовать всестороннему развитию международного сотрудничества в космосе государства заявили в преамбуле Договора по космосу 1967 года, а также во многих статьях этого договора, и это дает основание отнести сотрудничество государств в исследовании и использовании космического пространства к числу основных принципов международного космического права.

Таким образом, Договор по космосу 1967 года закрепил принцип сотрудничества государств как один из общих принципов, основных начал международного космического права. Целый ряд положений Договора по космосу 1967 года вытекает из принципа сотрудничества и детализирует его. К примеру, обязанность учитывать соответствующие интересы всех других государств при осуществлении деятельности в космосе, не создавать потенциально вредных помех деятельности других государств, оказывать возможную помощь космонавтам других государств, информировать все страны о характере, ходе, месте и результатах своей деятельности в космическом пространстве и т.д.

Основным содержанием принципа сотрудничества международного космического права является обязанность государств сотрудничать друг с другом при освоении космического пространства и обязанность максимально благоприятствовать и содействовать развитию широких контактов и проведению совместных работ по изучению и использованию космоса в рамках ООН.

Ш Принцип охраны окружающей среды.

Международно-правовая охрана окружающей среды - это совокупность принципов и норм международного права, составляющих специфическую отрасль этой системы права и регулирующих действия его субъектов (в первую очередь государства) по предотвращению, ограничению и устранению ущерба окружающей среде из различных источников, а также по рациональному, экологически обоснованному использованию природных ресурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.