реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации

реферат
p align="left">Впрочем, вплоть до середины XX в. участие иностранных граждан в выборах какого-либо уровня не было характерным. В научной литературе специально подчеркивалось, что «ни в одной стране право голоса не предоставляется иностранцам» [38. C. 48].

Содержание многих современных источников международного права отражает тенденцию все более широкого участия иностранных граждан в определенных избирательных кампаниях [53. C. 19-24]. По наделению лиц избирательными правами международные документы можно разделить на четыре группы: гарантирующие участие в выборах граждан (например, ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 7.3 Документа Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБСЕ 1990 г., раздел V Рекомендаций Бюро по демократическим институтам и правам человека по анализу законодательной базы выборов 2001 г., ст. 23 Американской конвенции о правах человека 1969 г., ст. 13 Африканской хартии прав человека и народов 1981 г.); гарантирующие участие в выборах каждого человека В некоторых документах вместо «участия в выборах» может использоваться несколько иной термин - «участие в управлении своей страной, как непосредственно, так и через свободно избранных представителей». (ст. 21 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., п. 2 Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 43/157 "Повышение эффективности принципа периодических и подлинных выборов" 1988 г., п. 3 одноименной Резолюции 46/137 1991 г., раздел "Права человека, демократия и верховенство закона" Парижской хартии для новой Европы 1990 г.; к рассматриваемой группе документов представляется возможным отнести акты, регламентирующие участие населения в выборах - например, ст. 3 Декларации о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества (СНГ) 1994 г.); запрещающие иностранным гражданам участвовать в избирательных кампаниях (ст.1 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках СНГ 2002 г.); разрешающие иностранным гражданам участвовать в выборах.

Документы последней группы, как правило, регулируют право иностранцев участвовать в муниципальных выборах, и носят партикулярный характер. Иностранные граждане могут принимать участие в двух видах выборов - региональных и местных. Однако в российской электоральной практике региональными выборами считаются выборы в органы государственной власти субъектов Федерации.

Одним из важнейших международных документов, регламентирующих политические права иностранных граждан, является Конвенция об участии иностранцев в публичной жизни на местном уровне 1992 г. Статья 6 Конвенции обязует государства предоставлять всем иностранным резидентам право голосовать и быть избранными на выборах в органы местного самоуправления при условии, что они отвечают тем же правовым критериям, что и граждане, и, кроме того, проживают на территории государства постоянно и на законных основаниях в течение 5 лет, предшествующих выборам [5. C. 599]. Впрочем, эта же статья признает право государств, принимающих на себя обязательства по Конвенции, ограничить иностранных граждан «только правом голоса». Очевидно, подразумевается ограничение пассивного избирательного права иностранных резидентов.

Как видно из приведенных международных документов, тенденция к наделению активным и пассивным избирательным правом иностранных граждан на муниципальном уровне характерна главным образом для государств Европы.

Таким образом, анализ международно-правовых документов, предусматривающих участие иностранных граждан в национальных выборах, позволяет выделить некоторые стандарты такого участия:

а)ограничение уровнем муниципальных выборов;

б)возможность наделения иностранных граждан как активным, так и пассивным избирательным правом;

в)нахождение на территории государства пребывания на законных основаниях;

г)наличие ценза оседлости либо требование постоянного проживания;

д)установление национального режима в отношении обязательных требований для обладания избирательными правами.

Естественно, что нормы международного и европейского права оказали влияние на современное национальное законодательство государств, хотя какой-либо единой формулы избирательного статуса иностранных граждан до сих пор не выработано. В этом вопросе наблюдаются разнообразные варианты - от полного исключения иностранцев из электоральной жизни государства до разрешения участвовать в общегосударственных выборах.

Что касается иных прав политического содержания, то, прежде всего, следует отметить, что федеральным законом о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, также ограничены права иностранных граждан при поступлении на государственную и муниципальную службу, при занятии отдельными видами деятельности. Так, иностранный гражданин не имеет права:

-находиться на муниципальной службе;

-находиться на государственной гражданской и государственной правоохранительной службе;

-быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации;

-быть командиром воздушного судна гражданской авиации;

-быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации;

- заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом.

Наиболее интересным представляется право иностранного гражданина - при поступлении на военную службу - они могут поступить на военную службу только по контракту и могут быть приняты на работу в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Предпосылкой возникновения государственно-служебных или военно-служебных отношений является наличие необходимых и обязательных условий. Современная юридическая наука отмечает специфические особенности как самих военно-служебных правоотношений, так и причин, их порождающих. Так, например, А.Т. Вахидов под условиями поступления граждан на военную службу по контракту предлагает понимать «предусмотренные действующим законодательством обстоятельства, при которых такое поступление становится возможным» [51. C. 60].

Конституция РФ (ч. 2 ст. 59) устанавливает, что военная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом. Основополагающим нормативным актом, осуществляющим правовое регулирование в области военно-служебных отношений, является Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [17] 1998 года. Анализируя условия возникновения военно-служебных отношений, А.В. Кудашкин, например, считает, что под ними следует понимать «юридические требования, предъявляемые к личности привлекаемого или поступающего на военную службу. А именно: гражданство; достижение определенного возраста; годность по состоянию здоровья; профессионально-психологические качества; уровень образования, профессиональной и физической подготовки и т.д." [65. C. 72].

В дополнение к важнейшим условиям возникновения военно-служебных отношений, по мнению автора, следует отнести также волевой акт государства (решение о призыве, заключение контракта) как обязательный юридический факт для наступления данных отношений. Без данного условия все юридические требования, предъявляемые к личности, окажутся невостребованными.

Перечисленные требования к будущему субъекту военно-служебных правоотношений, за некоторыми исключениями (уровень образования, профессиональная и физическая подготовка), являются общими как для лиц, поступающих на военную службу по контракту, так и для граждан, привлекаемых по призыву.

Нельзя не согласиться с позицией Неверова А.Я. [74. C. 50-53], внеся изменения в Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации", которыми также иностранные граждане допускаются к поступлению в Вооруженные Силы Российской Федерации по контракту (ст. 18.1), законодатель создал явную правовую коллизию.

Дело в том, что, определяя систему государственной службы в Российской Федерации (ст. 2), Закон «О Системе государственной службы российской федерации» [21] содержит норму, подразделяющую государственную службу на виды: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Следует более подробно остановиться на понятии "государственная служба". Государственная служба является формой реализации конституционного права граждан на труд. Она осуществляется определенной категорией служащих, для которых работа в государственном аппарате за вознаграждение является основной профессией. Из понятия государственной службы вытекает и понятие ее субъекта - государственного служащего. Под ним понимается гражданин Российской Федерации, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета.

Пункт 3 статьи 2 Федерального Закона «О Системе государственной службы российской федерации» указанной статьи провозглашает, что военная и правоохранительная службы являются видами федеральной государственной службы. Таким образом, требования к лицам, которые могут быть допущены к государственной службе, должны быть идентичными. Следовательно, субъект данных общественных правоотношений остался неизменным, и проходить данную (военную и правоохранительную) службу могут только граждане Российской Федерации.

Однако Закон предоставляет иностранным гражданам возможность проходить военную службу по контракту, причем указывает конкретный перечень документов.

Мнение Неверова А.Я. достаточно критично, хотя и не безосновательно, учитывая степень напряженности в стране, острый межнациональный конфликт, законодатель пошел на рискованный шаг, предоставив право проходить военную службу в добровольном порядке, то есть по контракту.

Безусловно, иностранный гражданин, законно находящийся на территории Российской Федерации, не имеет того комплекса прав и свобод, которыми располагают граждане России, и это обусловлено стремлением законодателя обеспечить правопорядок и безопасность государства. Однако, существенным образом ограничив права и свободы иностранных граждан, российская правовая система налагает на иностранных граждан повышенную степень обязанностей.

Обращаясь к основным обязанностям иностранных граждан, необходимо, прежде всего, обратить внимание на то, что многие обязанности можно считать корреспондирующими правам и свободам граждан.

В одних случаях они подразумеваются в силу логической связи с соответствующими правами и свободами - как необходимость уважать их. В других случаях обязанности, развивающие права и свободы, специально закрепляются в нормах Конституции совместно с этими правами и свободами.

Согласно законодательству иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором Российской Федерации. При этом они обязаны соблюдать действующие законы независимо от того, проживают они в России постоянно или временно. Наряду с уже обозначенными обязанностями, являющимися следствием прав и свобод, некоторые статьи Конституции специально посвящены только обязанностям. Речь идет о следующих обязанностях.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы (статья 57). Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Дублируя норму закона о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, нужно обратить особое внимание на то, что, к примеру, налог на доходы физических лиц для иностранных граждан составляет тридцать процентов (для граждан Российской Федерации налог составляет тринадцать процентов). Из расчета минимальной заработной платы около четырех тысяч рублей иностранный гражданин вынужден выплачивать чуть менее половины своей заработной платы на налоги, включая отчисления в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, а также в некоторых случаях единый социальный налог, и НДФЛ.

2.3 Особенности ответственности иностранных граждан

Действующее российское законодательство при регулировании общественных отношений, осложненных иностранным элементом, исходит из основополагающего принципа национального режима, предоставляющего возможность иностранным гражданам и лицам без гражданства обладать определенным комплексом прав и обязанностей наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом и международным договором РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.