реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое положение Госдумы

реферат
днако следует признать, что сложившаяся практика целесообразна. Во-первых, таким образом, сокращается количество голосований Государственной Думы и, следовательно, не требуется для этого ее дополнительного рабочего времени. Это имеет существенное значение в условиях постоянного дефицита времени, выделяемого на рассмотрение законопроектов.

Существенным отступлением от положений ст. 101 Конституции Российской Федерации является установленный порядок формирования Совета Государственной Думы, созданный согласно ст. 103 Регламента Государственной Думы для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Перечисленные вопросы относятся к внутреннему распорядку палаты. Согласно части второй названной статьи Конституции Российской Федерации вопросами внутреннего распорядка палаты ведают Председатель Государственной Думы и его заместители. Однако они входят в состав Совета Государственной Думы с правом совещательного голоса. Право решающего голоса принадлежит в указанном Совете руководителям депутатских объединений. Таким образом, блокируется возможность Председателя Государственной Думы и его заместителей осуществлять возложенные на них конституционные полномочия по обеспечению внутреннего распорядка палаты. Кроме того, наделение руководителей депутатских объединений правом решающего голоса в Совете усиливает политическую составляющую данного вспомогательного органа. А это, на наш взгляд, неверно. Как уже отмечалось, согласно Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание РФ и его палаты призваны осуществлять законодательную и представительную функции на федеральном уровне. Полномочия по формированию внутренней и внешней политики государства возложены согласно ст. 84 Конституции Российской Федерации на Президента РФ. Следовательно, именно его прерогативой являются вопросы, касающиеся политической сферы.

Регламент Государственной Думы содержит нормы, противоречащие федеральным конституционным законам и федеральным законам, в том числе «О Правительстве Российской Федерации» и «Об основах государственной службы Российской Федерации». Из-за их многочисленности они не перечисляются в данной статье.

В Регламенте Государственной Думы имеются некоторые внутренние противоречия. Так, в части 4 ст. 11 и ч. 1 ст. 109 Регламента говорится о примерной программе законопроектной работы Государственной Думы на «очередную» сессию, в то время как в п. «б» ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 50 Регламента речь идет о той же самой программе, но на «текущую» сессию. В части 2 ст. 88 Регламента говорится об избрании Счетной комиссии Государственной Думы перед проведением тайного голосования и определения его результатов. Между тем пунктом «а» ч. 1 ст. 34 Регламента установлено, что Счетная комиссия избирается Государственной Думой на первом заседании и в отличие от различных временных комиссий палаты свои функции она выполняет на протяжении всего срока полномочий Государственной Думы данного созыва. Согласно статье 218 Регламента во внеочередном порядке рассматриваются Государственной Думой предложения об изменении и дополнении Регламента, внесенные фракциями, депутатскими группами, комитетами палаты или группой депутатов численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов Государственной Думы. В то же время по смыслу п. «и» ч. 1 ст. 51 и ч. 1 ст. 94 Регламента внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы подлежат любые проекты постановлений Государственной Думы о внесении в Регламент изменений и дополнений, внесенные лицами или органами, перечисленными в ч. 1 ст. 94 Регламента.

Перечисленные отступления Регламента Государственной Думы, бесспорно, мешают работе палаты, депутатам и аппарату Государственной Думы. Поэтому чем быстрее они будут устранены, тем быстрее будут созданы более эффективные условия для деятельности депутатского корпуса и работников аппарата.

Проведенный анализ названных регламентов, по нашему мнению, вполне конкретно показывает направление работы по улучшению их содержания. И делать это необходимо. С одной стороны, потому что недопустимо, чтобы акты палат Федерального Собрания противоречили Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. С другой стороны, улучшение содержания регламентов Государственной Думы и Совета Федерации положительно отразится на содержании деятельности самих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Эта работа должна вестись таким образом, чтобы парламентские процедуры не блокировали рассмотрение законопроектов, внесенных отдельными депутатами без согласования с фракциями, имеющими большинство в Государственной Думе, гарантировали меньшинству активное участие в законодательной работе, не позволяли «забалтывать» законопроекты путем длительных прений. Как верно отмечал еще в XIX в. Генри М. Роберт, парламентский закон должен «использоваться только в интересах дела, а не с целью нагромождения разного рода искусственных препятствий» Генри М. Роберт. Правила парламентской процедуры (пер. с англ.). М.: 1992. С. 20. . Такому решению вопроса, по нашему мнению, может способствовать разработка и принятие парламентского процессуального кодекса, регулирующего деятельность обеих палат Федерального Собрания РФ. Его принятие позволило бы повысить уровень правового регулирования деятельности российского парламента, а также отношений Государственной Думы с другими участниками законодательной деятельности на федеральном уровне. Это, несомненно, положительно сказалось бы на содержании всей работы Федерального Собрания РФ, его палат, парламентариев и Аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Статья 94 Конституции Российской Федерации является первой конституционной нормой, которая учредила парламент Российской Федерации, отвечающий основным требованиям парламента демократического государства. Порядок его формирования и деятельности показывает, что он является парламентом федеративного государства. Это и предопределило его наименование -- Федеральное Собрание.

Парламент России является единственным законодательным органом власти Российской Федерации. Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.

Двухпалатная структура парламента является характерным признаком федеративных государств мира.

Статья 97 Конституции РФ посвящена пассивному избирательному праву гражданина при проведении выборов в Государственную Думу. Положения этой статьи содержат определенные условия, наличие и соблюдение которых позволяют гражданину реализовать свое пассивное избирательное право, то есть быть избранным депутатом Государственной Думы.

Государственная Дума принимает регламенты для определения порядка своей деятельности.

Необходимость существования регламента как нормативного акта, регулирующего деятельность палат российского парламента, ставит перед наукой конституционного права ряд теоретических вопросов. К числу наиболее существенных следует отнести вопросы о соотношении Конституции и регламента, о соотношении федеральных законов, касающихся деятельности парламента и регламентов, о границах нормативного регулирования регламентами деятельности палат Федерального Собрания РФ и иных участников законодательной деятельности на федеральном уровне.

Проведенный анализ названных регламентов, по нашему мнению, вполне конкретно показывает направление работы по улучшению их содержания. Недопустимо, чтобы акты палат Федерального Собрания противоречили Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. С другой стороны, улучшение содержания регламентов Государственной Думы и Совета Федерации положительно отразится на содержании деятельности самих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Эта работа должна вестись таким образом, чтобы парламентские процедуры не блокировали рассмотрение законопроектов, внесенных отдельными депутатами без согласования с фракциями, имеющими большинство в Государственной Думе, гарантировали меньшинству активное участие в законодательной работе, не позволяли «забалтывать» законопроекты путем длительных прений. Такому решению вопроса, по нашему мнению, может способствовать разработка и принятие парламентского процессуального кодекса, регулирующего деятельность обеих палат Федерального Собрания РФ. Его принятие позволило бы повысить уровень правового регулирования деятельности российского парламента, а также отношений Государственной Думы с другими участниками законодательной деятельности на федеральном уровне. Это, несомненно, положительно сказалось бы на содержании всей работы Федерального Собрания РФ, его палат, парламентариев и Аппаратов Государственной Думы и Совета Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон № 1-ФКЗ от 26 февраля 1997 года // Российская газета. 1997. 4 марта.

3. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 18 мая 2005 года // Российская газета. 2005. 24 мая.

4. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ (с изменениями от 30 января 2007 года) // Российская газета. 1994. 12 мая; 2007. 3 февраля.

5. О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 года № 2134-II ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 801.

6. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ // Российская газета. 2002. 13 июля.

7. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ // Российская газета. 1995. 14 января.

II. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации

8. По делу о толковании статей 84 (пункт «б»), 99 (части 1, 2 и 4) и 109 (часть 1) Конституции Российской Федерации Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 года № 15-П // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5787.

9. По делу о толковании статей 103 (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 года № 2-П // Российская газета. 1995. 20 апреля.

III. Литература

10. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. 324 с.

11. Белкин А. А. Конституционная охрана: три направления российской идеологии и практики. СПб.: Петрополис, 2004. 87 с.

12. Васецкий Н. А. Парламентаризм в действии. М., Государственная Дума. 1999. С. 23.

13. Генри М. Роберт. Правила парламентской процедуры (пер. с англ.). М.: 1992. С. 20.

14. Гранкин И. В. Регламентное регулирование деятельности палат Федерального Собрания РФ // Журнал российского права. 2003. № 1. С. 17.

15. Зайцев С. А. А как было с регламентом в Первой Думе? // Журнал российского права. 1998. № 3. С. 21-29.

16. Интервью с депутатом Государственной Думы В. И. Черепковым // Представитель власти. 2002. № 5.

17. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В. Д. Карповича. М.: Новая правовая культура, 2006. С. 287.

18. Конституционное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. М. В. Баглая. М.: Норма, 2005. С. 272.

19. Лапаева В. В. Вопросы совершенствования Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Адвокат. 1999. № 4. С.100.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.