реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовое обоснование полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации

реферат
p align="left">Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Федеральный закон №131 обязывает муниципальные образования формировать свой исполнительно-распорядительный орган (местную администрацию), который также наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществлению отдельных государственных полномочий.

Таким образом, каждому уровню власти соответствует определенный уровень правового регулирования. Поэтому можно выделить три уровня правового регулирования, составляющих правовую систему государства:

1) федеральный уровеньw правового регулирования включает в себя Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законыw, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

2) региональный уровень включает в себя Уставы (Конституции) субъектов РФ и нормативные правовые акты, имеющие действие на территории соответствующих субъектов РФ.

3) местный (муниципальный) уровень правового регулирования включает в себя Уставы муниципальных образований и нормативно-правовые акты местных органов власти, имеющие действие на территории соответствующего муниципального образования.

В целом трехуровневая правовая система построена по принципу верховенства правовых актов более высокого уровня, но не по всем вопросам, а только по вопросам, входящим в исключительную компетенцию соответствующего уровня власти, либо по вопросам совместного ведения разных уровней власти. В остальных случаях уполномоченные органы соответствующего уровня власти осуществляют собственное правовое регулирование.

В настоящее время на уровне РФ и субъектов РФ предметы ведения и полномочия соответствующих государственных органов довольно четко разграничены. Конституцией РФ определены предметы исключительного ведения РФ и субъектов РФ и предметы совместного ведения. Вне пределов ведения РФ и полномочий по предметам совsместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ региональные органы обладают всей полнотой государственной власти.

На наш взгляд, подобный принцип разграничения предметов ведения и соответственно полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления должен применяться и на уровне региональная - муниципальная власть. В Конституции РФ нет конкретизации порядка разграничения полномочий на этом уровне. Разрешение отмеченrной правовой проблемы в разграничении полномочий между региональными и муниципальными органами власти позволит снять напряженность во взаимоотношениях данных органов и обеспечит их эффективное взаимодействие.

1.2 Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления и государственный контроль за их исполнением

Проблема разделения власти по вертикали в федеративном государстве не ограничивается исключительно вопросами такого разделения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Логическим продолжением ее являются проблемные вопросы разграничения властных полномочий между региональными органами власти Российской Федерации и находящимися на их территории органами местного самоуправления.

Несмотря на то, что органы местного самоуправления согласно статье 12 Конституции Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти, они в любом случае осуществляют публичную власть со всеми присущими власти признаками (свойствами). Более того в соответствии с нормами пункта 5 статьи 4, пункта 6 статьи 5 и частью 4 статьи 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные органы власти помимо законодательно закрепленных за ними на федеральном уровне субъектов Российской Федерации предметов ведения могут наделяться также и отдельными государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления - это предоставление органами государственной властиw Российской Федерации или субъекта федерации принадлежащих им полномочий органам и должностным лицам местного самоуправления.

Делегирование органами государственной властиr своих полномочий местным органам власти осуществляется на основе следующих принципов:

- законности и целесообразности;

- социально-экономической обоснованности;

- реальности и гласности осуществления делегированных полномочий;

- материально-финансовой обеспеченности делегируемых полномочий;

- подконтрольности осуществления делегируемых полномочий.

Делегирование отдельных государственных полномочий производится в интересах социально-экономического развития муниципального образования и территории субъекта Российской Федерации, с учетом возможности и реальности их осуществления органамиt местного самоуправления. Делегируемые государственные полномочия не могут создавать препятствия для решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и ухудшать социально-экономическое положение муниципального образования. В процессе делегирования государственных полномочий должен соблюдаться принцип гласности, информированности населения об объеме делегированных полномочий и их финансовой обеспеченности.

Наделение органовr местного самоуправления отдельными государственными полномочиями обусловлено рядом факторов:

- данные органы власти входят в качестве составного элемента в общую систему публичной власти в государстве, что предполагает их тесное взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти при решении вопросов местного значения.

- в силу наибольшей приближенности к населению органы местного самоуправления могут осуществлять отдельные государственные полномочия с большей эффективностью, нежели государственные органы.

Органыw местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями:

1) в области регистрации актов гражданского состояния (регистрация актов гражданского состояния на территории муниципального образования);

2) в области социальной защиты населения (социальная поддержка ветеранов труда, социальная поддержка многодетных семей и др.);

3) в области сельского хозяйства (полномочия по поддержке сельскохозяйственного производства в форме субсидий на животноводческую продукцию);

4) по образованию и организации деятельности административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (органы местного самоуправления образуют эти комиссии, обеспечивают их деятельность).

Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями и по иным вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и её субъектов.

Органы государственной власти при делегировании своих полномочий в полном объеме компенсируют органам местного самоуправления расходы на их осуществление и представляют реальные гарантии материально-финансовой обеспеченности при решении вопроса о такой передаче. Местные органы власти осуществляют переданные им государственные полномочия в той мере, в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами. При неполном обеспечении материальными и финансовыми ресурсами делегированных полномочий глава муниципального образования вносит представление государственным органам власти о невозможности осуществления переданных полномочий в полном объеме и дает свои предложения о пределах и степени их выполнения. Органы государственной власти принимают решение по поводу внесенных предложений либо рассматривают спорные вопросы в суде.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями органов государственной власти осуществляется в таких организационно-правовых формах, как:

- делегирование по закону Российской Федерации;

- делегирование по закону субъекта федерации;

-делегирование на основе договоров и соглашений между исполнительными органами государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления (при обязательной ратификации всех договоров и соглашений законодательным органом субъекта РФ и представительным органом местного самоуправления).

Делегирование государственных полномочий может быть разовым, на определенный срок или бессрочным. Например, к разовому следует отнести предоставление муниципального жилья военнослужащим, работникам налоговых служб и другим категориям государственных служащих; к срочному - предоставление бесплатного проезда на муниципальном транспорте отдельным категориям граждан, обеспечение выплаты пособий гражданам, имеющим детей; к бессрочному - государственную регистрацию актов гражданского состояния, выполнение задач паспортно-визовой службы, военный учет граждан и др. Государственные полномочия могут делегироваться всем муниципальным образованиям или только отдельным муниципалитетам.

Основной формой делегирования государственных полномочий является делегирование по закону. При этом не допускается делегирование полномочий, относящихся к исключительной компетенции законодательного и исполнительного органов государственной власти и изменяющих устав субъекта РФ, а также обеспечивающих защиту прав и свобод граждан. При делегировании государственных полномочий органам местного самоуправления по закону проект данного закона заблаговременно направляется представительным органам соответствующих муниципальных образований для согласования и мотивированного заключения. Возражения органов местного самоуправления относительно характера, объема делегируемых полномочий и порядка их финансирования подлежат рассмотрению в комиссиях законодательных органов государственной власти.

Существует практика делегирования полномочий на основе договоров, которая применяется в ряде субъектов Российской Федерации, хотя она отчасти противоречит федеральному законодательству. Договор в обязательном порядке должен отражать:

- цели, объем и характер делегируемых полномочий;

- порядок их осуществления и срок действия договора;

- взаимные права и обязанности по реализации делегированных полномочий;

- объем и порядок материально-финансового обеспечения делегированных полномочий;

- формы и меры ответственности сторон за нарушение условий договора;

- условия расторжения договора и возможности возврата делегированных полномочий.

Указанный договор подписывается высшим должностным лицом субъекта РФ и главой администрации соответствующего муниципального образования и вступает в силу после его утверждения законом субъекта федерации и решением представительного органа местного самоуправления. Договор может предусматривать заключение на его основе соглашений между региональными органами исполнительной власти и соответствующего муниципального образования о делегировании и принятии государственных полномочий.

Осуществление делегированных государственных полномочий органами местного самоуправления строится на соответствии федеральному законодательству и законодательству субъектов РФ. Органы местного самоуправления свободны в выборе форм и методов реализации переданных государственных полномочий. Вместе с тем они несут ответственность за осуществление переданных им государственных полномочий в той мере, в какой данные полномочия обеспечены органами государственной власти материально-финансовыми ресурсами, а также насколько выполнимы иные обязательства, необходимые для реализации этих полномочий.

Возвращение государственных полномочий, делегированных органамc местного самоуправления, возможно по собственной инициативе делегировавших государственных органов, если при сложившихся условиях эти полномочия могут быть наиболее эффективно выполнены государственными органами власти. Такое возвращение оформляется законом с обязательным заблаговременным извещением об этом органов местного самоуправления.

Возвращение делегированных полномочий по инициативе органов местного самоуправления допускается в том случае, если выполнение переданных полномочий становится невозможным по причинам, не зависящим от органов местного самоуправления. Мотивированное представление об этом представительный орган местного самоуправления вносит в законодательный орган государственной власти; при установлении достоверности указанных причин невыполнения или невозможности их оперативного устранения исполнительный орган государственной власти вносит в законодательный орган проект закона о возвращении государственных полномочий.

Возвращение государственных полномочий, делегированных по договору, возможно в случае нарушений условий договора одной из сторон и если эти нарушения привели к ненадлежащему выполнению или создали условия, затрудняющие исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления. При не достижении соглашения сторон по спорным вопросам решение о возвращении делегированных полномочий рассматривается в суде.

Федеральный закон № 131 устанавливает формы государственного контроля:

- за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий;

- за использованием предоставленных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.