Правовое государство и гражданское общество
1 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Кафедра государственно-правовых дисциплин Дисциплина Теория государства и права Рефератпо теме: «Правовое государство и Гражданское общество»Подготовил: Слушатель 454 группыЗайцев А.А.Белгород - 2008 г.|
План | | Вступительная часть | | Вопрос №1. Понятие и признаки правового государства. | | Вопрос №2. Понятие гражданского общества. | | Вопрос №3. Структура (системы и институты) гражданского общества. | | Заключительная часть | | |
«…я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага какие только могут даровать государствам боги…». Платон «Законы». История политических и правовых учений. - М.: Юр. лит-ра, 1991. С. 69. Введение В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Необходимо избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей государственного аппарата. В связи со всем вышесказанным, крайне необходимо развивать идею правового государства и гражданского общества. Вопрос №1. Понятие и признаки правового государства. Понятие правового государства Термин правовое государство состоит из 2-х частей: Государство - это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества. Право - это система общих правил поведения, санкционированных государством и охраняемых от нарушения государством. Это очень общее понятие права. Э. Кант писал: «Для юриста ответить, что такое право, так же сложно, как Логике, что такое Истина». Всякое государство связано с правом. Без издания законов и других НПА государство не могло бы управлять поведением граждан, деятельностью предприятий. Государственная воля находит высшее выражение в праве. Государство контролирует выполнение законодательства, применяет принуждение к тем, кто его нарушает. Право закрепляет устройство государства, определяет компетенцию его органов. Каждому типу государства соответствует свой тип права. Существует IV типа государства и права.** исторический тип государства и права - это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных государствам и правовым системам единой общественно-экономической формации. рабовладельческое феодальное буржуазное социалистическое Различает их между собой 2 основных признака: тип собственности и социальное назначение «государственной машины». Правовое государство не нашло полной реализации ни в древности, ни в средние века, ни в новейшее время. Идея о возможности построения правового государства возникла во времена античности. Философ Платон различал два типа государственного устройства: в первом надо всем возвышались правители, а во втором - законы. И нужно стремиться к этому. Государство будет процветать, «если закон владыка над правителями, а они его рабы». История политических и правовых учений. … С. 69. Другой античный философ Аристотель полагал, что в правильно устроенном государстве правят не люди, а законы, так как даже лучшие правители могут ошибаться, они могут быть подвержены страстям, закон же «уравновешенный разум». Эти идеи получили дальнейшее развитие в трудах Дж. Локка. Он писал, что до появления государства люди пребывали в естественном состоянии, что поражало у них чувство неуверенности. При образовании государства, люди отдали ему часть своих прав, чтобы государство, установив законы, охраняло их права. Локк выдвинул теорию «разделения властей». В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул «категорический императив», согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом в чьих-либо намерениях. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта « право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общество перед законом, разрешение споров в судебном порядке». Там же. С. 307. Он выделяет при этом три ветви власти как идеальную организацию государства. Сейчас государственные деятели и правоведы говорят о построение правового государства, как о цели, к которой надо стремиться. Наиболее экономически развитые страны как США, Франция, Англия ближе всех к построению правового государства. Но и там не решены многие проблемы: существуют нарушения прав личности, дискриминация отдельных социальных групп. В этих странах разный принцип государственного устройства, своя модель разделения властей. Поэтому, правовое государство - это только идея, концепция, стимул, к которому нужно стремиться. На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства: господство права во всех сферах общественной жизни, связанность законом самого государства, всех его органов, должностных лиц, граждан; «разделение властей», наличие эффективных форм контроля за осуществлением закона; незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинства, их охрана и гарантии; взаимная ответственность государства и личности. Таким образом, правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип «разделения властей». Признаки правового государства Проанализировав понятие правового государства можно выделить следующие его признаки: 1. Верховенство закона во всех сферах жизни общества. 2. Деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 3. Взаимная ответственность личности и государства. 4. Реальность прав и свобод гражданина, их правовая и социальная защищенность. 5. Политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, орагинзаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных идеологических концепций, течений, взглядов. 6. Стабильность законности и правопорядка в обществе. К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства, видимо, можно отнести следующие: - преодоление правового нигилизма в массовом сознании; - выработка высокой политико-правовой грамотности; - появление действенной способности противостоять произволу; - разграничение партийных и государственных функций; - установление парламентской системы управления государством; - торжество политико-правового плюрализма; - выработка нового правового мышления и правовых традиций, в том числе: а) преодоление узконормативного восприятия правовой действительности, трактовка права как продукта властно-принудительного нормотворчества; б) отказ от догматического комментирования и апологии сложившегося законодательства; в) преодоление декоративности и декларированности юридических норм; г) выход юридической науки из самоизоляции и использование общечеловеческого опыта. Суверенная правовая власть должна быть противопоставлена любым проявлениям огосударствления. Отторжение правовой государственности возможно по двум каналам: государственно-властному и законодательному. К политическим рычагам могут рваться различные перерожденческие антиправовые структуры, своего рода политические аномалии (авторитарная тирания, бюрократическая олигархия - реакционно-реставраторские силы, а также воинствующая охлократия, антигуманная технократия - демагогически-популистские силы). Правовое государство - путь к возрождению естественноисторических прав и свобод, приоритета гражданина в его отношении с государством, общечеловеческих начал в праве, самоценности человека. Понятие "правовое государство" - это фундаментальная общечеловеческая ценность, такая же, как демократия, гуманизм, права человека, политические и экономические свободы, либерализм и другие. Суть идеи правового государства - в господстве права в общественной и политической жизни, наличии суверенной правовой власти. С помощью разделения властей государство организуется и функционирует правовым способом, это мера, масштаб демократизации политической жизни. Правовое государство открывает юридически равный доступ к участию в политической жизни всем направлениям и движениям. В чем же заключается отличие правового государства от государства как такового? Государство как таковое характеризуется его всевластием, несвязанностью правом, свободой государства от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов и должностных лиц. В отличие от него правовое государство связано правом, исходит из верховенства закона, действует строго в определенных границах, установленных обществом, подчиняется обществу, ответственно перед гражданами, обеспечивает социальную и правовую защищенность граждан. Вместе с тем правовое государство как и всякое государство обладает общими чертами, которые сводятся к следующему: 1. Ему присуща государственная власть как средство проведения внутренней и внешней политики. 2. Оно представляет собой политическую организацию общества, основанную на соответствующем социально-экономическом базисе общества. 3. Располагает специальным государственным механизмом. 4. Обладает определенной административно-территориальной организацией на своей территории. 5. Существует благодаря налогам и другим сборам. 6. Обладает государственным суверенитетом. Особенности механизма правового государства заключаются в следующем. Все его структурные части, и элементы функционируют на основе принципа разделения властей, строго в соответствии со своим целевым назначением. Наделенные властными полномочиями, структурные части и элементы правового государства в своей специфической форме деятельности реализуют волю общества. Структурные части и элементы правового государства всю свою деятельность строго сообразовывают с действующим законодательством. Должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан, гарантированные конституцией и другими нормативно-правовыми актами. Права и свободы граждан обеспечиваются органами правового государства. Механизм правового государства является способом его существования. Функции правового государства реализуются с помощью его механизма. Таким образом, в правовом государстве его механизм свободен от бюрократизма и административно-командных методов управления. Его демократический характер обусловлен ответственностью перед обществом на службе которого он находится.
Страницы: 1, 2, 3
|