реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовая установка граждан

реферат

Правовая установка граждан

33

Содержание

  • Введение 3
  • 1. Правовая установка гражданина - неотъемлемая часть правосознания 6
  • 2. Правовая установка гражданина и юридически значимое поведение 12
  • 3. Понятие, сущность и характеристика правовых установок граждан 17
  • 4. Механизм формирования правовых установок граждан 22
  • 5. Нравственно-правовая социализация и правовые установки граждан 27
  • Заключение 30
  • Список используемой литературы 34
Введение

Правовая установка, представляющая собой систему потребнос-тей, интересов, взглядов, идеалов и имеющая определенную ориентацию и направленность, является динамическим элементом правового сознания.

Действие установки в правовой сфере трансформируется в предрасположенность личности к восприятию содержания нормы права, ее оценке, готовность к совершению поступка, имеющего юридическое значение, или как вероятность того или иного варианта поведения (деятельности) в сфере правового регулирования.

Правовая установка есть сложившаяся готовность индивида к определенной форме реагирования на правовые установления, предрасположенность, побуждающая действовать в отношении правовых установлений так, а не иначе. Это устоявшаяся, внутренне последовательная система реакций, определенная линия в реакциях индивида по отношению к тому правовому установлению, с которым связана установка.

Правовые установки занимают важнейшее место в структуре пра-вового сознания. В первую очередь, посредством правовых установок определяется отношение граждан к окружающей действительности. Именно на основе правовых установок правовое сознание объединяет в себе все психические процессы, свойства и состояния, которые проявляются в конкретном правовом поведении. Они играют определяющую роль в ус-воении и переработке правовой информации.

Правовая установка характеризуется многофункциональным назначением, что проявляется как в механизме формирования различных моделей поведения, так и в правообразовательном процессе. В соответствии с этим важное значение имеет стимулирующая правотворческая функция правовых установок, способствующая совершенствованию российской правовой системы.

На становление, формирование и фиксацию правовых установок граждан значительное влияние оказывают социально-психологические факторы, явления, процессы, образующие внешнюю среду такого воздействия. Эта среда обусловливает механизмы позитивного и негативного влияния на мысли, намерения, чувства, эмоции, поступки индивидов, осваивающих, осмысливающих, анализирующих, обобщающих все то многообразие правовой информации, адресуемой каждому субъекту общественных отношений, с которой он постоянно сталкивается и сопри-касается в процессе своей жизнедеятельности.

Чтобы эта среда была благоприятной, необходимо в первую очередь совершенствовать правовую систему, отражающую интересы и потребности ее субъектов и государства в целом.

Важнейшим результатом нравственно-правовой социализации является формирование правовой установки и правосознания в целом, которые составляют собственно образовательный момент в процессе со-циализации (образование и воспитание здесь неразрывно связаны). Уровень развития правосознания может свидетельствовать о степени социализации личности. Следует отметить, что правосознание составляет фундамент всего дальнейшего правового развития личности.

Особенности формирования правовых установок граждан обусловлены характером и содержанием правовой социализации, включающей в себя усвоение личностью всего богатства системы права, выработку критериев социально-правовой оценки явлений, поступков, имеющих юридическое значение, познание всех тех социальных ценностей, которые поддерживаются и охраняются правом, приобретение навыков, необходимых для уверенной ориентации в социально-правовой сфере, становление установок, связанных с оценкой законов и права в целом.

Определение основных направлений формирования позитивных правовых установок в современных условиях, выработка качественно нового уровня правовой психологии граждан, создание оптимально-качественных условий, позволяющих рационально и с максимальной пользой осуществлять трудовую деятельность, дают возможность повысить уровень правового сознания и правовой культуры граждан, социальных групп и общества в целом.

Теоретическая и практическая значимость представленного исследования состоит в том, что содержание курсовой работы позволяет осмыслить понятие, сущность, особенности, состояние и значение правовых установок граждан, а также выявить механизм их формирования.

Значимость работы заключается еще и в том, что рассмотренная автором проблема может быть широко использована в дальнейших исследованиях различных аспектов проблемы правового сознания субъектов общественных отношений в русле современных тенденций правового развития российского общества.

1. Правовая установка гражданина - неотъемлемая часть правосознания

Правосознание -- сфера общественного, группового и индивидуального сознания, отражающая правовую действительность в форме юридических знаний, оценочных отношений к праву и практике его применения, правовых установок и ценностных ориентации, регулирующих человеческое поведение в юридически значимых ситуациях. Спецификой этой сферы общественного сознания является правовое опосредование и осознание социальных явлений, соотнесение их с правовыми требованиями, с представлениями о необходимости и границах правового регулирования, с правовыми оценками и отношениями. Венгеров А. Б. Теория государства и права. - М., 1994. - С. 280.

В любом акте правового поведения обязательно проявляется правосознание действующего лица. Оно может характеризоваться знанием или незнанием конкретной нормы права, различной степенью авторитета государственной власти, закона, деятельности органов правоохраны в глазах индивида, солидарностью с действующими правовыми запретами и правовыми санкциями за их нарушение или же с негативным отношением к тому и другому.

Структура правового сознания. Правосознание относится к числу явлений, которые не могут быть раскрыты в какой-то одной системе представлений. Необходимо по меньшей мере несколько сечений, чтобы обнажить его сложную структуру. Многоплановый разрез является условием изучения взаимосвязей различных продуктов духовного отражения правовой действительности и определения социальных функций правосознания в целом. Иоффе О. С. Шаргородский М. Д. Вопросы теории права. - М., 1962. - С. 329.

При исследовании правосознания с точки зрения предмета отражения выделяются сферы правосознания, соответствующие разным отраслям права и различным видам правовых отношений. Недифференцированное в этом плане изучение правосознания недостаточно продуктивно для понимания его роли в той или иной области правовой жизни общества и индивида.

Структура правосознания, изучаемого с точки зрения глубины отражения правовых явлений, обнаруживает как бы два уровня: правосознание обыденное и правосознание теоретическое. Как известно, различие между ними состоит в том, что первое носит эмпирический характер, порождается повседневными условиями жизни людей, ограничивается непосредственными нуждами и сводится преимущественно к обиходным представлениям, оценкам, навыкам поведения, тогда как правосознание теоретическое стремится проникнуть в сущность явлений, познать их закономерность, выразить их в системе взглядов, концепций, теорий. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 1996. - С. 314.

По широте распространения различных видов отражения правосознание характеризуется как массовое, специализированное, локальное. При рассмотрении правосознания с точки зрения его принадлежности определенным субъектам возникает необходимость различать конкретных носителей и соответственно этому -- правосознание общества, групп и индивидов.

Функциональные компоненты правового сознания. Анализируя функциональную структуру и компоненты правосознания, следует вспомнить исходное положение психологической науки о единстве сознания и деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, реализуется в ней. Применительно к рассматриваемой проблеме это означает, что структура правосознания может быть познана по результатам функционирования, конечным его продуктам. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества: текст лекций. - Ярославль, 1995. - С. 27. Соответственно трем функциям правосознания -- познавательной, оценочной и регулятивной -- определяются основные функциональные компоненты правосознания (табл. 1).

Таблица 1. Функциональная структура правосознания

Познавательной деятельности соответствует определенная сумма юридических знаний и умений, или правовая подготовка. Оценочной функции отвечает система оценок и мнений по юридическим вопросам, или оценочные отношения к праву и практике его исполнения и применения. Регулятивная функция осуществляется за счет социально-правовых установок и ценностных ориентации.

В основе социально-приспособительной деятельности людей лежит минимальная сумма знаний об объектах и объективных условиях такой деятельности. Это относится и к правовой сфере. Но правовая подготовка людей не исчерпывается их формальными юридическими знаниями. Можно обладать знаниями, но не уметь ими пользоваться, поэтому необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского законодательства. - М.: Инфра-М-Норма, 1996. - С. 98. Уровень правовых познаний и умение применять их на практике поддаются эмпирической проверке с относительной степенью достоверности.

Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Познанные свойства объектов определенным образом переживаются. Возникает новое, на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование -- психическое отношение к объектам познания и практической деятельности (определение субъективной значимости объекта как хорошего или плохого, полезного или вредного, приемлемого или неприемлемого и т.п.).

Отношение выражается в оценке. Она состоит в признании значимости чего-либо с точки зрения индивида, группы или общества. Оценка стоит между познанием и практикой. Это всегда сравнение, в результате которого субъект выбирает как раз то, что соответствует потребностям и интересам, ценностям его сознания. Профильтрованные через личный опыт и правовую практику субъекта познаваемые им разные стороны и явления правовой жизни точно так же вызывают к себе определенные отношения и, будучи значимыми для личности, приобретают известный смысл, квалифицируются как ценности.

Подобная оценка есть «знание значения» предмета, поступка, явления, деятельности, которая включает в себя представление об объективных свойствах оцениваемых предметов и явлений. Поэтому оценивающая деятельность невозможна без познающей.

В структуру правосознания входят четыре основных типа оценочных отношений: отношения к праву (его принципам, институтам и нормам); оценочные отношения к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка). Фаткуллин Ф. Н. Основы теории государства и права. - М., 1995. - С. 95.

Отношения к правовым ценностям выражаются в оценочных суждениях, которые могут быть выявлены эмпирическим исследованием с большей или меньшей степенью соответствия подлинным оценкам обследуемых лиц. Левченко А. А. Место правовых установок в структуре правосознания граждан // Политико-правовая культура и духовность: Материалы региональной науч.-теорет конф. 28-29 марта 2001 года. - Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2001. - С. 79. Разумеется, нужно учитывать, что получаемые при этом оценки могут носить декларативный характер и контрастное, «черно-белое» изображение ценностных отношений в терминах «за» или «против» есть только бледная абстракция действительных отношений, богатых красками и полутонами. Поэтому сфера правовых оценок по сравнению с правовыми знаниями труднее поддается эмпирическому выявлению и требует более сложных методик.

Однако сами по себе ценностные отношения как интеллектуально-эмоциональные образования без сил, играющих роль пусковых и движущих механизмов деятельности, еще не обладают способностью практической реализации. Такую роль выполняет волевой компонент, формирующий готовность действовать в определенном направлении. Включение этого компонента приводит к новым, теперь уже интеллектуально-эмоционально-волевым образованиям, социальным установкам. Макеев В. В. Влияние правовой установки на поведение личности // Концепту-альные основы диссертационных исследований по юриспруденции адъ-юнктов и соискателей: Сб. науч. тр. Ростов н/Д: РЮИ МВД России, 2000. - С. 102.

Под установкой понимается сформированная на основе прошлого опыта предрасположенность воспринимать и оценивать какой-либо объект определенным образом и готовность действовать в отношении его в соответствии с этой оценкой. Клименко С. В., Чичерин А. Л. Основы государства и права. - М., 1996. - С. 364. Динамический энергетический характер отличает установку от оценочного отношения, которое само по себе остается созерцательно-эмоциональным. Когда объектом установки служат различные правовые ценности, мы говорим о правовых установках.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.