p align="left">В обзорной статье о реализации нефтегазовых проектов СРП в России по состоянию на 2000 г. авторы отмечают следующее. К настоящему времени специальными законами разрешено заключать такие соглашения по 56 нефтегазовым объектам, в том числе 43 месторождениям и 13 перспективным участкам недр. Утвержденные и планируемые к утверждению в качестве объектов СРП, включая объекты уже действующих проектов, составляют перечень из 113 месторождений и перспективных участков недр. Суммарные запасы углеводородов объектов с выявленной промышленной нефтегазоносностью, включенных в этот перечень, составляют по нефти 8,9 млрд. т, по газу - 6,7 трлн. м3. Из значительного числа проектов, по которым уже длительное время ведется работа по подготовке и заключению соглашений, к началу 2000 г. удалось довести до стадии подписания лишь Самотлорский. Авторы считают, что длительные сроки подготовки соглашений, обусловленные громоздкой узаконенной процедурой, осторожностью и высокими требованиями российских федеральных и особенно региональных участников процесса, а также жесткой позицией инвесторов, ведут к прямым существенным потерям как в добыче нефти, так и в поступлениях в бюджеты различных уровней. Кроме того, они считают нецелесообразным законодательное ограничение запасов полезных ископаемых, которые могут осваиваться на условиях СРП. В соответствии с федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции», такое соглашение представляет собой договор, по которому инвестору предоставляются на возмездной и срочной основе исключительные права на осуществление хозяйственной деятельности в отношении природных ресурсов и других объектов государственной (муниципальной) собственности. По своему содержанию соглашение о разделе продукции согласно закону носит гражданско-правовой характер, основываясь на публично-правовых принципах. Совершенно правильно отмечено А. Струговым, что соглашение содержит три основные группы условий: разрешительные, разрешительно-договорные, договорные. Это соглашение и не может быть чисто гражданско-правовым, основанным на принципах равенства сторон, автономии воли, имущественной самостоятельности. В любом случае, поскольку предметом данного договора является специфичная деятельность в сфере природопользования, неизбежна публично-правовая регламентация отношений в части предоставления в пользование участков недр, содержащих полезные ископаемые, а также установления налоговых правил. Здесь можно обратиться к китайскому опыту по СРП. В соответствии с положениями, собственность на нефтяные ресурсы в пределах юрисдикции КНР принадлежит государству (как и все недра и ресурсы по Конституции РФ). В качестве НДС государство получает 5 % добываемой нефти. На платежи за право разработки месторождения (роялти), возмещение расходов ГНК и иностранного контрактора выделяется 62,5 % добычи. Величина роялти определяется уровнем прогнозируемой добычи и достигает максимальной величины в 12,5 % от годовой добычи, превышающей 4млнт (по ЗСРП инвесторы помимо роялти в 6-16% по имеющимся проектам осуществляют еще одноразовые (бонусы) и арендные (ренталс) платежи государству). Оставшаяся «компенсационная» часть (50 % и более) идет на покрытие инвестиций инофирмы в изыскания, а затем расходов обеих сторон на освоение и эксплуатацию пропорционально их вложениям. Последние 32,5 % нефти делятся на «государственную» и «прибыльную» части. Доля причитающейся государству части (в пределах 5-30 % от вышеуказанной величины) определяется НК и также зависит от прогнозируемого объема нефтедобычи, «прибыльная» часть и присоединяемый к ней остаток от «компенсационной» части (если таковой имеется), после вычетов в счет выплаты государству налога на прибыль, делятся в соответствии с долевым участием сторон. Налог на прибыль составляет 33 %. Пропорции раздела нефти зависят главным образом (как и по ЗСРП) от достигнутых и утвержденных государством соглашений. На практике иностранный инвестор получает, несмотря на значительные государственные капиталовложения, в зависимости от относительных расходов от 20 до 40 % совместно добытой нефти. Согласно российскому проекту «Сахалин-2», при отсутствии госвложений, инвестор изучит расчетно 43 % нефти. Необходимо, на наш взгляд, отметить наиболее важные моменты. 1. Публично-правовое регулирование СРП объективно необходимо в силу специфичного предмета договора; в связи с этим целесообразно разработать и принять типовой договор о разделе продукции. 2. При определении непосредственно условий соглашения стороны руководствуются частно-правовыми нормами. 3. Рамки раздела продукции определяются участниками в соответствии с нормами налогового законодательства (это сфера публично-правового регулирования). 4. Применяя предложенное ранее выделение группы публичных предпринимательских договоров, СРП следует отнести к этой группе исходя из того, что в основе данного договора находятся публично-правовые начала. 3. Создание и характеристика нормативно-правовой базы по СРП
Говоря о реализации в России соглашений о разделе продукции (СРП), имеет смысл коротко рассказать о законодательстве, регулирующем их организационно-правовое обеспечение. До закона «О соглашениях о разделе продукции» в России действовал Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 года «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами», в котором была сделана попытка создать правовые основы и определить принципы соглашений о разделе продукции (СРП). Несмотря на то, что Указ в полной мере не достиг поставленной перед ним цели, на его основании были подписаны три соглашения с участием иностранных инвесторов - «Сахалин-1», «Сахалин-2» и Харьягинское, которые в настоящее время являются единственными действующими. Учитывая положительные и отрицательные стороны данного Указа, а также уже имеющуюся в России практику работы над соглашениями о разделе продукции, был разработан и 30 декабря 1995 года принят Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Закон должен был способствовать: - значительному притоку в страну иностранного капитала; - увеличению доходов консолидированного бюджета государства; - развитию отдельных отраслей национальной промышленности и созданию новых рабочих мест; - оживлению российского товарного рынка; - созданию благоприятного инвестиционного климата в сопутствующих отраслях промышленности. 21 июля 1997 года принят Федеральный закон РФ «Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Законом к ним отнесены: Самотлорское нефтегазоконденсатное месторождение, Красноленинское, Ромашкинское и Приразломное нефтяные месторождения, Куранахская группа месторождений золота, Яковлевское месторождение железных руд, месторождения острова Сахалин, расположенные на территории Сахалинской области. Итак, на тот период действовали проекты «Сахалин-1», «Сахалин-2», было подписано, но не вступило в силу соглашение по Харьягинскому месторождению, которыми надо было управлять со стороны государства, принят Закон «О СРП», который надо было реализовывать и разрабатывать соглашения о разделе продукции по семи месторождениям. Управление же со стороны государства в вопросах раздела продукции основывалось на общих нормах законодательства, Конституции, федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ. Следует отметить, что формирование законодательства субъектов РФ и их органов по управлению соглашениями о разделе продукции производилось более оперативно. Так, в Сахалинской области для управления проектами СРП был образован соответствующий Департамент, который осуществлял права и обязанности со стороны субъекта РФ - Сахалинской области и фактически со стороны Правительства РФ. Перед государством остро встал вопрос организационно-правового обеспечения и управления подготовкой и заключением соглашений о разделе продукции, а также контроля за их реализацией. Для решения указанных вопросов Президентом РФ 8 июля 1997 года был издан Указ № 694 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», а Правительством РФ 2 сентября 1997 года - постановление № 1132 «О мерах по реализации Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Суть этих актов сводилась к следующему. Во-первых, была создана Комиссия Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ по реализации соглашений о разделе продукции, которая выполняла наиболее важные задачи: - подготовку предложений по разработке и финансированию инвестиционных проектов на условиях СРП; - рассмотрение перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции; - рассмотрение проектов соглашений о разделе продукции перед их внесением в Правительство РФ; - координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, при реализации соглашений о разделе продукции; - рассмотрение проектов договоров о распределении государственной доли произведенной продукции между РФ и субъектами РФ. Во-вторых, осуществление прав и обязательств РФ по СРП в отношении месторождений углеводородного сырья, информационно-аналитическое и организационно-техническое обеспечение деятельности Комиссии возлагалось на Минэнерго России. Этому министерству предоставлялось право выступать от имени Правительства РФ по вопросам таких соглашений. Осуществление прав и обязательств РФ по соглашениям о разделе продукции в отношении иных видов минерального сырья возлагалось на Министерство природных ресурсов РФ. В-третьих, Министерством энергетики РФ для осуществления прав и обязательств, возложенных на него в соответствии с постановлением Правительства РФ, было образовано специализированное подразделение - Департамент по подготовке и реализации соглашений о разделе продукции. С позиций сегодняшнего дня можно сказать, что в принятии этих актов и их реализации были как положительные, так и отрицательные моменты. Положительно то, что были определены конкретные органы, занимающиеся вопросами координации и управления СРП, и эти органы, столкнувшись с проблемами управления, выработали конкретные направления, механизмы и методы управления, которые на сегодняшний день реализуются в документах Правительства РФ, Государственной Думы и федеральных органов исполнительной власти. Каковы же эти направления, механизмы и методы? Разработкой и реализацией перечня участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции, была определена долгосрочная программа развития минерально-сырьевой базы страны и ее отдельных территорий на условиях СРП. Планированием работы Комиссии и подготовки законодательства о соглашениях о разделе продукции была обеспечена единая государственная политика в области законодательства, подготовки, реализации и контроля за исполнением СРП. В целях реализации программы определения участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях СРП, а также для управления действующими соглашениями и подготовки проектов соглашений о разделе продукции были разработаны механизмы взаимодействия структурных подразделений в Минэнерго России и других министерствах и ведомствах, координации федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ. Если говорить конкретно, то в министерствах, ведомствах и других органах и организациях, находящихся в ведении министерств, определился состав специалистов, занимающихся этими вопросами. Уже тогда применялся популярный сегодня принцип “одного окна”, при котором всю работу по действующим и готовящимся проектам, включая рассмотрение и подготовку соответствующих заключений и соглашений о разделе продуктов, осуществляла одна определенная организация. Меры по реализации СРП, определенные постановлением Правительства № 132, вскоре дали определенный результат. В начале 1999 года, после длительных споров, были приняты федеральные законы «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» и «О внесении в законодательные акты РФ изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». После этого существенно продвинулся процесс определения участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела. Было принято 6 федеральных законов, в соответствии с которыми на условиях СРП могут разрабатываться 28 месторождений углеводородного сырья и три месторождения твердых полезных ископаемых. Однако желаемого конкретного результата не последовало. Процесс подготовки и заключения соглашений по указанным месторождениям движется крайне медленно. Подписано соглашение только по одному месторождению, и еще по двум месторождениям северной части острова Сахалин, Ромашкинскому и Приразломному, подготовка практически завершена. Проблемы, связанные с организационно-правовым обеспечением реализации соглашений о разделе продукции были предметом парламентских слушаний. Это: - отсутствие последовательной государственной политики в отношении СРП; - отсутствие пакета необходимых нормативных правовых актов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|