реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правовая основа индивидуального предпринимательства

реферат
p align="left">Сам по себе факт государственной регистрации не всегда дает право на занятие предпринимательской деятельностью. Отдельные виды предпринимательства требуют еще и получения лицензии Жилинский С.Э. Указ. соч. С. 179.

Ст. 2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 13.08.2001 г. № 33. ст. 3430. определяет процесс лицензирования, как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

В отношении лицензирования можно выделить признак объекта лицензирования - определенного вида деятельность, т.е. неоднократное совершение юридических и фактических действий. Данный признак является конститутивным для лицензирования Мельничук. Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция №5 2003. С.30.

Лицензирование предшествует юридическому факту, а не легитимизирует его. При лицензировании санкция дается на ведение деятельности, при которой за лицензиатом оставляется свобода для формулирования подавляющего большинства существенных условий этой деятельности, установление которых государству не подконтрольно. При лицензировании функцией административного органа является исключительно констатация способности лицензиата осуществлять такую деятельность Там же..

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (ст. 4 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Какого-то единого органа, который осуществлял бы лицензирование, разумеется, нет, так как данный процесс связан с конкретными и специальными условиями лицензируемой деятельности, поэтому лицензирование производиться различными органами исполнительной власти в соответствие с п. 5 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Перечнем федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 Постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 135 "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства РФ. 04.03.2002 г. № 9. ст. 928..

Для получения лицензии соискатель предоставляет в соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» следующие документы:

а) заявление о предоставлении лицензии с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который индивидуальный предприниматель намерен осуществлять;

б) копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом).

в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

д) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

е) сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

В случае положительного решения, в течение трех дней после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего уплату лицензионного сбора за предоставление лицензии, лицензирующий орган бесплатно выдает лицензиату документ, подтверждающий наличие лицензии.

Основанием для отказа является наличие в представленных соискателем документах недостоверных сведений или искаженной информации, а также несоответствие соискателя нормативным требованиям для получения лицензии.

Срок действия лицензии не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата.

Лицензирующие органы имеют право:

- проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

- запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

- составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

- выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Также лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

Стоит особо отметить, что осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - является преступлением по ст. 171 УК РФ Уголовный кодекс РФ. 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996 г. № 25 ст. 2954..

В случае если правонарушение не содержит состава преступления, то наступает административная ответственность по ст.14.1 КоАП РФ Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1. ст.1..

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования выявлено, что становление индивидуального предпринимательства происходило и продолжает происходить в сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в России в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием научно обоснованного и последовательного правового регулирования предпринимательства.

Цель выпускной квалификационной работы достигнута - проведено полное и всестороннее исследование правовых основ индивидуального предпринимательства в Российской Федерации, как специфического правового института в системе публично-правового и частно-правового регулирования.

Поставленные перед написанием выпускной квалификационной работы задачи решены.

В ходе исследования определено:

По первому положению, выносимому на защиту «В Гражданском кодексе Российской Федерации должна быть норма, раскрывающая понятие «систематичности получения прибыли»:

Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества (ст. 209 ГК РФ). С учетом этого, стала явной недостаточность определения, данного Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, исходя из которого не коммерческое распоряжение имуществом во власти собственника, а любая прибыль (и даже цель ее получения) требовала соблюдения предварительной процедуры регистрации субъекта в качестве предпринимателя, что сопряжено с известными трудностями в виде повышенной ответственности, дополнительного учета, отчетности и расходами, не всегда соотносимыми с возможным доходом. Попыткой исправить такое положение стал введенный Гражданским кодексом признак систематичности получения прибыли. Но, к сожалению, и он не разрешает имеющейся проблемы полностью. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности. Одновременно существуют два крайних подхода к этому понятию. Лингвисты утверждают, что «систематический - постоянно повторяющийся, непрекращающийся», а законодатель применительно к трудовому праву полагает систематическими нарушения трудовой дисциплины, если за них ранее хотя бы один раз применялись взыскания. Вполне естественно, что в условиях подобной неопределенности толкование этого признака и вытекающих последствий будет различаться у гражданина и заинтересованных государственных органов. Практические последствия малейшей нормативной неопределенности в подобных случаях сказываются немедленно - происходит затруднение реализации прав собственника на уровне ведомственных интересов. Органы, осуществляющие государственное регулирование, ставят собственника - не предпринимателя в худшее положение по сравнению с зарегистрированным лицом.

В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным ввести в Гражданском кодексе Российской Федерации норму, раскрывающую понятие «систематичности получения прибыли»

По второму положению, выносимому на защиту «В понятие «предпринимательства», содержащееся в Гражданском кодексе Российской Федерации, следует добавить признак профессионализма в деятельности предпринимателя»:

На наш взгляд, существенной ошибкой законодателя в понятии предпринимательства в ГК РФ следует считать отсутствие упоминания признака профессионализма в деятельности предпринимателя. Такой признак упоминается в законодательстве Франции (ст.1 Французского торгового кодекса), Германии (ст.1 Германского торгового уложения) и ряда других стран. Русские дореволюционные авторы также выделяли намерение вести торговлю как промысел.

Это не означает, что не бывает некомпетентных, непрофессиональных предпринимателей. Условный признак профессионализма призван нести иную нагрузку.

В качестве признака предпринимательской деятельности законодатель в ст.2 ГК РФ выделяет ее осуществление лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В результате буквального толкования упомянутой нормы выясняется, что осуществление самостоятельной, на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли лицами, не зарегистрированными в качестве предпринимателей, не является предпринимательством.

В связи с изложенным, считаем целесообразным абзац третий статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации изложить в следующей редакции:

«Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, осуществляющими данную деятельность на профессиональной основе, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

По третьему положению, выносимому на защиту «Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки»:

Содержание правоспособности (ст. 18 ГК РФ), включает в себя абстрактную возможность на занятие предпринимательской деятельностью, которая возникает с момента рождения гражданина. Правоспособность очерчивает круг возможных субъективных прав и обязанностей будущего предпринимателя, но реализация данного правомочия возможна лишь при наличии дееспособности. Для того чтобы реализовать это право гражданин должен обладать так называемой предпринимательской дееспособностью, т.е. способностью самостоятельно, инициативно и профессионально осуществлять предпринимательскую деятельность, т.е. своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять обязанности, возникающие в связи с ее осуществлением. В п.16 совместного постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 приводятся случаи установленные федеральным законодательством когда для приобретения определенных прав и обязанностей установлен возрастной ценз. Поэтому, следует отметить, что для осуществления гражданами некоторых видов предпринимательской деятельности закон может устанавливать и более высокий возрастной ценз. Так, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» лицензия на частную сыскную деятельность не выдается гражданам, не достигшим двадцати одного года. Помимо достижения определенного возраста занятие предпринимательской деятельностью требует наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки. Некоторые законы, регламентирующие порядок осуществления той или иной деятельности, содержат требования, предъявляемые к гражданам, желающим заниматься такой деятельностью. Например, п.1 ст.3 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» определяет, что аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

Исходя из вышеизложенного, считаем необходимым часть 1 статьи 18 Гражданского кодекса Российской Федерации дополнит вторым абзацем следующего содержания: «Для предпринимательской и других видов гражданской дееспособности федеральным законом могут быть установлены более высокий возрастной ценз и (или) требования наличия определенных профессиональных навыков и профессиональной подготовки».

Список ИСПОЛЬЗУЕМОЙ литературы

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993//М.Юристъ.2006.

2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.10.2002 г. № 138-ФЗ.М.Юристъ.2005.

3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ. 24.07.2002 г. № 95-ФЗ // Российская газета. 27.07.2002 г. № 137.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ //Российская газета. 31.12.2001 г. № 256.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. 31.07.1998 г. № 146-ФЗ //Российская газета. 06.08.1998 г. № 148-149.

6. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Части 1,2,3. 30.11.1994 г. № 51-ФЗ// М.Норма.2005.

7.Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43 ст. 4190.

8. Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 17.12.2001 г. № 51. ст. 4832.

9. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3430.

10. Федеральный закон от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3431.

11. Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»//Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. ст. 3422.

12. Федеральный закон РФ 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 51. ст. 6270.

13. Федеральный закон от 21.07.1997 № 144-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ.1997. № 30. ст. 3586.

14. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. ст.1918.

15. Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 14. ст. 1401

16. Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»//Собрание законодательства РФ. 1995. № 25. ст. 2343.

17. Федеральный закон от 03.05.1995 № 40-ФЗ «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. ст. 1269.

18. Федеральной Закон от 31.07.1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ 1995. № 20 ст. 1260.

19.Закон РФ от 11.03.1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»//Ведомости СНД РФ и ВС РФ.

23.04.1992. №17. ст. 888.

20. Закон РФ от 20.02.1992 № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»//Ведомости СНД и ВС РФ. 07.05.1992. № 18. ст. 961.

21. Закон РФ от 28.06.1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. 04.07.1991 г. № 27. ст. 920.

22. Закон РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 18.04.1991. № 16. ст. 503.

23. Указ Президента РФ от09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»//Российская газета, 12 марта 2004 г.

24. Постановление Правительства РФ от 11.02.2002 г. № 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности»// Собрание законодательства РФ. 2002. № 9. ст. 928.

25. Постановление Правительства РФ от 1 7.05 .2002 г. № 3 1 9 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 20. ст. 1872.

26. Постановление Госкомстата РФ от 15.07.2002 г. № 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 07.10.2002 г. № 40.

26. Письмо Министерства Труда и социального развития РФ от 04.02.1997г.№ 28-6 «О праве индивидуальных предпринимателей на ведение трудовых книжек лиц, работающих у них по трудовому договору» // Бюллетень Минтруда РФ. № 5. 1997.

27. Приказ МНС РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 04.01.1999 г. № 1.

28. Закон г. Москвы от 28.06.1995 № 14 «Об основах малого предпринимательства в Москве» // Ведомости Московской Думы. № 5. 1995.

29. Закон СССР от 02.04.1991 «Об общих началах предпринимательства граждан в СССР»//Ведомости ВС СССР. 1991. № 69. Ст. 1307 (в настоящее время утратил силу).

30. Закон РСФСР от 25.12.1990 года № 445-1«О предприятиях и предпринимательской деятельности» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 27.12.90. № ст. 418 (в настоящее время утратил силу).

31. Закон СССР от 19.11.1986 «Об индивидуальной трудовой деятельности» // Ведомости ВС СССР. 1986. № 34. Ст. 309 (в настоящее время утратил силу).

32. Кодекс законов о труде Российской Федерации от 09.12.1971 // Ведомости ВС РСФСР. 1971. № 50. ст. 1007. (в настоящее время утратил силу).

Специальная литература:

1. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2 М. 1982.

2. Бахрах Д.Н. Административное право России. М.2000

3. Белов А.П. Международное предпринимательское право: Практическое пособие. М.2001.

4. Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М.1950

5. Веберс Я.Р. Правоспособность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига. 1976.

6. Винницкий Д.В. Налоговая правосубъектность организации. // Журнал российского права. № 10. 2001

7. Гуев А.Н. Гражданское право. М.2003. Т.1

8. Гражданское право. Учебник под ред. Суханова Е.А. М.2004. Т.1.

9. Гражданское право. Учебник под ред. Толстого Ю.К., Сергеева А.П.
М.2000 Т.1

10. Гражданское и торговое право капиталистических государств. Учебник под. ред. Нарышкина P. JLM. 1993.

11. Даль В. Толковый словарь М. 2000.

12. Жилинскии С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности). М.2003

13. Комментарии к Конституции Российской Федерации; под ред. Л. Окунькова. М. 1996.

14. Комментарии к Гражданскому кодексу. Часть первая, под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина М.2002.

15. Лапин М.С. Предприниматель без образования юридического лица. М.2001.

16. Лебединец О.Н. Гражданская правосубъектность (сущность, значение, содержание и элементы) // Юрист. № 9. 2003.

17. Макарова О.А. Юридический справочник предпринимателя. Право на
бизнес. М.2003.

18. Мандрица В.М. Предпринимательское право. Ростов-на-Дону. 2003.

19. Мельничук Г.В. Лицензирование как форма государственного регулирования // Российская юстиция №5 2003.

20. Муранов А.И. Общая и специальная правоспособность индивидуального предпринимателя // Законодательство. 2003. № 6.

21. Предпринимательское право. Учебник под. ред. Зинченко С.А., Колесник Г.И. Ростов-на-Дону. 2003.

22. Римское частное право. Учебник под ред. Новицкого И.Б., Петерского И.С. М.2001

23. Ручкина Г.Ф. Предпринимательская правосубъектность как элемент правового статуса гражданина.//Юрист. №10. 2003

24. Теория государства и права. Учебник под. ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.2000.

25. Тотьев К.Ю. Предпринимательское право. Публично-правовой статус предпринимателя. М.2003.

26. Ундинцев В.А. Посессионное право. Киев. 1996 г.

Судебная практика:

1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета (Ведомственное приложение). № 151. 10.08.1996.

2. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2001 г. № 15-П «По делу о проверке конституционности п.2 ст. 16 Закона РФ «О сертификации продуктов и услуг». Вестник Конституционного Суда РФ. 2002. № 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.