|
Меню
|
|
|
|
|
|
|
Правовая культура личности
|
|
|
равовые чувства содержат в себе субъективную установку по отношению к различным сторонам и признакам социальной действительности. Люди способны, например, испытывать чувство свободы и независимости, чувство долга перед другой личностью или обществом, чувство справедливости и т. и.В качестве правовых навыков выступают умения совершать требуемые правовым общением внешние действия (выбор надлежащего контрагента, заключение соглашения, возмещение ущерба и т.д.) как затверженные стереотипные приемы. Правовые навыки освобождают сознание индивидуума от необходимости всякий раз обдумывать способ регуляции таких действий. Они позволяют ему сосредоточиться преимущественно на осмыслении общих целей своих действий, условий и средств их выполнения, на контроле и оценке результатов.Правовая привычка - это устойчивая внутренняя потребность индивида в постоянном следовании относящимся к праву стандартам поведения. К разряду правовых можно отнести такие привычки, как исполнение обещанного, оказание услуг за предоставленные услуги и т.д. В привычках откладывается определенное, опытом собственной жизни проверенное знание права. Многие правоведы склонны считать, что степень развитости и распространенности правовых навыков и привычек в обществе является зримым и веским показателем состояния правовой культуры общества.Несистематически приобретенные правовые знания присутствуют в виде отрывочных сведений, мнений, оценок, установок, образов обыденного сознания. Обыденный уровень правовой культуры формируется средствами массовой информации, литературой, кино и т. д. Само по себе телевидение, печать, радио не имеют отношения к правовой культуре, но своими средствами они постоянно пополняют ее «фонды».Своеобразие правовым навыкам, чувствам и привычкам придают социокультурные традиции и национально-психологические особенности того или иного народа. Так, англичанами понятие общеобязательности социальных норм, правил, и понятие своих собственных прав воспринимается как нерасторжимое целое. Англичанам свойственно обостренное осознание собственных прав. Они убеждены, что законы существуют как для того, чтобы держать в узде недисциплинированную часть населения, так и для того, чтобы люди могли опираться на них в случае несправедливости властей.Что касается традиционно мыслящих китайцев, то, по укоренившимся в них конфуцианским представлениям, право вовсе не является ни необходимой, ни даже нормальной основой разумно организованного общества. Скорее, право является признаком несовершенного, дурно устроенного общества.Особенности национального правосознания россиян ставят нас ближе к китайцам, нежели к европейцам. Русскому человеку издавна присущ правовой нигилизм. Широко известны слова Герцена о том, что жить в России и не нарушать законов нельзя. Не менее известна и мысль Салтыкова-Щедрина о том, что суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения.Следующим уровнем правового сознания является профессиональный. Он складывается у лиц, специально занимающихся правовой деятельностью, например, юристов. Этому уровню свойственна систематизированность знания и понимания правовых явлений и соответствующей области профессиональной деятельности (судьи, сотрудника ОВД, адвоката и т.д.).Наконец, третий, самый высокий уровень правового сознания - теоретический. Он предполагает научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений всей правовой жизни общества, целостного механизма правового регулирования, а не каких-то его отдельных проявлений (как это рассматривается на профессиональном уровне). Теоретическое правовое сознание своей ближайшей задачей видит не регулирование поступков, поведения людей в сфере права, а нацелено на преобразование, изменение правового сознания, с тем, чтобы оно (по содержанию, по строению и т.д.) соответствовало объективным параметрам права, правовым нормам на уровне современности.Этой деятельностью занимаются люди, имеющие высокую юридическую подготовку, - теоретики, преподаватели. Они профессионально заняты в сфере духовной культуры, с помощью соответствующих средств и процедур развивают юридическую науку, разрабатывают правовые дисциплины, в нее входящие, вырабатывают научно-практические рекомендации законодательным и правоприменительным органам в обществе.Необходимо отметить, что выделение различных слоев, уровней и форм правового сознания не означает того, что в реальной, живой правовой действительности они изолированы друг от друга, существуют в «чистом» виде и не контактируют между собой. Напротив, взаимодействуя, они разнообразно сочетаются, проникают друг в друга.Далее скажем несколько слов о видах правовой культуры.И.А. Иванников говорит, что по субъектам правовую культуру подразделяют на такие виды, как правовая культура личности и правовая культура общества. Под правовой культурой личности понимается знание, понимание и сознательное выполнение требований права человеком в процессе его жизнедеятельности. Правовая культура общества - это вся сфера материального и духовного воспроизводства права, юридическая практика народа в конкретный исторический период. Иванников И.А. Указ. соч. - С. 51.Часто правовую культуру подразделяют на такие виды, как правовая культура общества, правовая культура личности и профессиональная правовая культура. Такая классификация представляется наиболее целесообразной.Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают также, что «различают правовую культуру всего общества и правовую культуру отдельного индивида, культуру различных слоев и групп населения, должностных лиц, работников госаппарата, профессиональную культуру, внутреннюю и внешнюю. Гегель указывал на несовпадение «теоретической и практическойкультуры». Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252. Выделение таких «специфических» видов правовой культуры представляется излишним.Более подробно правовая культура общества, правовая культура личности и профессиональная правовая культура будут рассмотрены ниже.Правовая культура обеспечивает осуществление ряда системосозидательных функций по отношению общества. Важнейшими среди них являются: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, коммуникативная, прогностическая.Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры подчинена задаче формирования правового государства и гражданского общества, интегрирование общественных, групповых и личных интересов, постановке человека в центр общественного развития, правовой и нравственную справедливость.Регулятивная функция правовой культуры обеспечивает устойчивое и динамичное проявление всех элементов правовой системы. На этой основе она осуществляет консолидацию и гармонизацию общественных отношений, очерчивает границы социальных контуров и поведения людей. Благодаря ей правовая культура упорядочивает отношения между людьми в обществе и определенным образом их нормирует.Аксиологическая функция правовой культуры дает возможность оценить различные общественные явления и процессы, предлагая с этой целью специфические правовые критерии и оценки. Наряду с этим, она дает возможность оценить сами правовые нормы и другие элементы, составляющие в совокупности уровень правовой культуры конкретного общества. Ценностно-оценочный подход применим к праву, законности, правопорядку, механизму правового регулирования в государстве, а также поведению и деятельности личности и социальных групп.Правовая культура выполняет также коммуникативную функцию. Обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она сама существует через это общение и, в свою очередь, оказывает на него заметное воздействие. К коммуникационным характеристикам права можно отнести следующие: 1) право появляется и действует лишь в ситуациях человеческого общения, само по себе является системой сообщений; 2) право является публичным феноменом, оно открыто для познания и оценки любыми лицами; 3) каналы передачи правовой информации, являются формализованными, контролируются органами, ее создающими, а также регулируются законодательством; 4) текст правового акта отчужден от органа, его издавшего, опосредует его отношения с иными социальными институтами; 5) правовая коммуникация обычно характеризуется односторонней направленностью (законодатель - субъект права); 6) правовая нормативная информация распространяется на неопределенное число коммуникантов; 7) правовая информация (нормы права) производится в массовых масштабах и единых процессуальных формах; 8) правовая информация выражена в специфической языковой форме. Правовая коммуникация включает в себя две формы: массовую (нормативно-правовое регулирование) и межличностную. См.: Вопленко Н.Н. Правовая культура современной России. Правовая культура в России на рубеже столетий: Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции (16-17 февраля 2001 г.). - Волгоград, 2001.-С. 11-14.Выделяют, кроме того, прогностическую функцию правовой культуры, которая включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы в целом, См.: Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Чебоксары, 2007. - С. 13. а также воспитательную функцию, которая проявляется в том, что правовая культура служит средством воспитания сознательного и ответственного отношения людей к жизни, средством пропаганды правомерного поведения. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура: Учебное пособие. - Волгоград.В заключение данного раздела работы отметим, что рассмотренная характеристика правовой культуры общества объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Исследования по теме работы, несомненно, должны быть продолжены, поскольку нет не только единого, но и сколько-нибудь согласованного подхода к определению правовой культуры. То же можно сказать относительно структуры и функций правовой культуры. Таким образом, теория государства и права, используя также культурологический и социологический подходы, еще должна «сказать свое слово» по проблемам правовой культуры.2. Виды правовой культурыКак отмечалось выше, правовая культура общества - это часть общей культуры, представляющая собой систему ценностей, накопленных человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества: уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состояния законодательства, юридической практики и др.Правовая культура общества включает в себя такие «показатели», как достигнутый уровень правового сознания, полноценное законодательство, развитую правовую систему, эффективное независимое правосудие, широкий спектр прав и свобод гражданина и их гарантии, состояние законности и правопорядка, прочные правовые традиции, юридическую грамотность основной массы населения, четкую работу правоохранительных органов, уважение законов и многое другое, что определяет правовую жизнь и правовое развитие государства. См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ. соч. - С. 252.Таким образом, правовая культура в каждый данный момент присутствует в каждой данной точке правовой реальности, не совпадет с ней полностью, но существует в ней как составная часть, которая способна выступать в виде характеристики уровня развития этой реальности.Как отмечает С.С. Алексеев, «...право в специфическом виде отражает жизнь во всех ее сложных проявлениях, причем в проявлениях чрезвычайно широкого диапазона - от главных и глубинных пластов жизни (экономической организации общества, структуры политической власти и др.) до самых что ни на есть прозаических, житейских, семейных, бытовых вопросов». Алексеев С.С. Теория права. - М.: БЕК, 1995. - С. 66.Уровень развития законодательства и состояние законности в стране являются, возможно, наиболее важными показателями правовой культуры общества. Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;эффективность законодательства - соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были «хорошими», «прогрессивными», не могут рассматриваться как социальная ценность.При определении качества правовой культуры общества мы обращаем внимание не только на правотворческую деятельность, но и на состояние реализации правовых актов -- правоприменительную (решения и приговоры судов, постановления следователей, акты прокуроров, документы в сфере государственно-управленческой сфере) и правореализационную деятельность (договоры в хозяйственном обороте). Демко О.С. Указ. соч. - С. 31.Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликтности.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|
|
|
|
НОВОСТИ
|
|
|
|
|
|