реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право собственности в сфере недропользования на территории Российской Федерации

реферат
p align="left">недропользовании. Условия удовлетворения нужд государства определяются народнохозяйственными потребностями. Квоты удовлетворения таких потребностей, как правило, в определенной пропорции распределяются между всеми недропользователями страны или региона. Может фиксироваться доля добытой продукции, подлежащая поставкам по заявке государства, поставки по льготным ценам и т.п. Подобные ограничения, естественно, ложатся дополнительным грузом на недропользователя. Однако при обсуждении условий недропользования он может обосновать и получить ту или иную форму компенсации (снижение налоговых ставок, освобождение от пошлин и т.п.). В российском законодательстве не содержится норм и механизмов, регулирующих подобные ситуации. Они обычно регламентируются условиями конкретных лицензионных соглашений или СРП. Определенные проблемы возникали при определении прав собственности на добытую продукцию при разработке одного месторождения двумя или несколькими недропользователями.

Все полезные ископаемые подразделяются по своим свойствам на три большие группы: твердые, жидкие и газообразные. Твердые полезные ископаемые в пластовых условиях неподвижны. Подземное

местоположение ствола шахты легко фиксируется с поверхности. Проникнуть в чужую зону незаметно нельзя. Жидкие и газообразные полезные ископаемые в процессе добычи мигрируют, стекаются к

забою скважины из достаточно обширной зоны (так называемой зоны дренажа).

В России Закон РФ ?О недрах? (ст. 1.2), установив, что недра, асоответственно, и их ресурсы в естественном состоянии могут находиться только в государственной собственности, определил, что использование недр может осуществляться предприятиями и организациями любой формы собственности, предусмотренной законодательством, и, соответственно, добытые из недр полезные ископаемые, а также результат использования других ресурсов недр (энергетических и др.) и их полезных свойств, могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности. Учитывая специфику предмета своего регулирования, ФЗ ?О драгоценных металлах и драгоценных камнях? дал более развернутое определение и установил, что добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с

участием этих субъектов.

Форма собственности на добытую продукцию определяется и является одним из основных условий права пользования недрами. При этом в лицензионном договоре или в СРП должен быть четко определен момент перехода прав собственности на ресурсы недр, включая использование их любых полезных свойств, от государства к владельцу лицензии. Для жидких и газообразных полезных ископаемых моментом или точкой перехода права собственности может быть, например, забой или устье скважины. Специфически решается этот вопрос в случае соглашений на условиях раздела продукции. Вся добытая продукция считается государственной, пока она не достигнет по технологической цепочке (извлечение, очистка, первичная обработка, хранение, внутрипромысловый транспорт) так называемой ?точки раздела?. Именно в этой точке и происходит раздел продукции между государством и владельцем лицензии. Владелец лицензии становится собственником только той части добытый продукции, которую ему государство передало по условиям соглашения в точке раздела. Все технологические операции, которые владелец лицензии или его оператор осуществляет до точки раздела, т.е. извлечение полезного ископаемого и др., он осуществляет в качестве подрядчика государства. В качестве точки раздела обычно устанавливается задвижка: на выходе с месторождения на входе в магистральный трубопровод, на входе в экспортный терминал, на входе на нефтеперерабатывающий завод.

При использовании других полезных свойств недр возникновение права собственности недропользователя на продукцию или некоторый полезный результат обычно относится к моменту начала производственного цикла.

3 Право собственности на геологическую информацию

Геологическая информация, как и любая информация, является объектом гражданского права. В общем виде геологическая информация формируется в процессе всех видов пользования недрами. При региональном геологическом изучении получают общие сведения о геологическом строении недр, их потенциальной продуктивности, пригодности для промышленного использования. Недропользователи в процессе геологического изучения получают сведения, необходимые для определения коммерческого характера открытого месторождения. В процессе разведки и добычи формируется информация, необходимая недропользователю, чтобы контролировать процесс пользования недрами ?в интересах настоящего и будущих поколений народов РФ?. По существу, получение, обработка и использование геологической информации происходит непрерывно в процессе недропользования. На ее создание расходуется значительная часть общих средств, затрачиваемых на освоение недр. От качества геологической информации во многом зависит эффективность всех работ по недропользованию. Учитывая это, горное законодательство серьезное внимание уделяет установлению права собственности на геологическую информацию. В соответствии с Законом РФ ?О недрах? (ст. 27) информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр.

Определяющим условием атрибу щи права собственности является источник финансирования получения информации. Это могут быть либо государственные средства, либо средства недропользователя. Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. В качестве пользователя недр в данном случае могут выступать либо государственные предприятия, либо предприятия, ведущие работы на условиях подряда за счет государственных средств.

В этом случае порядок и условия использования указанной информации определяются федеральным органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что федеральное законодательство не регламентирует особенности правоотношений получения, хранения и использования геологической информации, получаемой за счет федерального бюджета и за счет бюджетов субъектов РФ. Эти проблемы обычно решаются законодательством субъектов РФ.

В случае ведения геологоразведочных работ недропользователем

самостоятельно вся геологическая и иная информация, полученная им за счет собственных средств, является собственностью недропользователя. Однако закон вводит определенные ограничения на ее оборотоспособность, обязывая недропользователя предоставлять геологическую информацию по установленной форме в федеральный и соответствующие территориальные фонды геологической информации. При этом за ним, как за собственником, сохраняется право определять условия ее пользования, в том числе и в коммерческих целях. Право государства требовать предоставления ему геологической информации, принадлежащей недропользователю, причем без оплаты, основано на его праве собственности. Предоставляя недра в пользование, государство, как рачительный хозяин, вправе знать, каким образом осуществляется пользование. При этом в соответствии с законом

должностные лица федерального и территориальных фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность хранения и использования предоставляемой им информации. Они также несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение (ст. 27 Закона РФ ?О недрах?).

Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством РФ для других объектов собственности.

Недропользователь-исполнитель имеет право использовать полученную в результате работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Лицензия должна содержать соглашение о праве собственности на геологическую информацию, полученную в процессе пользования недрами. Такое соглашение может быть представлено либо в виде специального приложения к лицензии, либо в форме раздела, статьи или группы статей в каком-либо документе (договоре, соглашении), являющемся неотъемлемой частью лицензии, что часто встречается в соглашениях на условиях раздела продукции.

С точки зрения пользователя недр в соглашении об использовании геологической информации основными моментами являются:

-- определение перечня первичных и аналитических документов, проб и образцов пород и т.п., относимых к понятию «геологическая информация»;

-- гарантия беспрепятственного доступа ко всей информации и возможность ее использования для целей освоения месторождений;

-- порядок и условия хранения информации, ее вывоза за границу для обработки и анализа, в случае, если владельцем лицензии является иностранная фирма и др.

В определенной мере, повторяя общие положения, законодательство о СРП устанавливает, что вся первичная геологическая информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией, данными и образцами в целях выполнения работ по соглашению. Порядок пользования такой информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы РФ определяются соглашением в соответствии с законодательством РФ.

Атрибуция права собственности на полученную информацию при освоении месторождений в режиме СРП объясняется тем, что все затраты недропользователя компенсируются за счет добытой продукции, принадлежащей государству, в отличие от режима, предусмотренного Законом РФ «О недрах», когда получение геологической информации осуществляется за счет средств недропользователя. Таким образом, форма собственника на геологическую информацию определяется формой собственности на добытую продукцию.

Как любой объект гражданских прав, информация имеет не только собственника, но и стоимость, рыночную или другую цену. Несколько иначе обстоит дело с геологической информацией. На ее получение тратятся значительные средства, причем в течение всего процесса недропользования. Однако практически никогда не осуществляется калькуляция стоимости той или иной геологической информации.

4 Государственная система лицензирования в сфере недропользования

Принципиально новыми статьями Закона РФ « О недрах» по сравнению с ранее действующими «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» являлись статьи, посвященные становлению государственной системы лицензирования, т.е. единого порядка предоставления лицензий на пользование недрами, включающего информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования в соответствии со статьей 15 Закона РФ «О недрах» является обеспечение:

· Практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности РФ

· Социальных, экономических, экологических и др. интересов населения, проживающих на данной территории, всех граждан РФ.

· Равных возможностей всех юридических лиц и граждан получении лицензии.

· Развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере недропользования.

· Необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензионный порядок предоставления недр в пользование широко применяется за рубежом. Причем в одних странах лицензия трактуется как чисто разрешительный документ, а в других как соглашение между владельцем недр (государством) и недропользователем. В российском варианте лицензия занимает промежуточное положение между этими крайними подходами. Ряд условий лицензии, такие как срок ее действия, границы участка недр, уровень добычи полезных ископаемых, устанавливается по решению органов государственного управления. Другие условия являются предметом соглашения между органами, выдающими лицензию, и недропользователем. [1]

5 Основания предоставления права пользования недрами

Правопользования недрами может быть получено пользователем (статья .10.1 Закона РФ «О недрах») на основании:

Важнейшим принципом государственной системы лицензирования недрами в современной России является принцип состязательности при определении владельца лицензии. Реализация этого принципа достигается путем проведения конкурсов и аукционов на право пользования участками недр.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.