реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право собственности

реферат
p align="left">Прекращается сервитут при наступлении условий, предусмотренных договором, или при достижении сторонами в последующем соглашения об этом; при одностороннем отказе обладателя права ограниченного пользования чужой недвижимостью от своего права; при совпадении в одном лице собственника обремененного сервитутом земельного участка и обладателя сервитута (nemini res sua servit -- никто не может иметь сервитута в своей вещи). Личный сервитут может быть прекращен также в случае гибели управомоченного лица.

Статья 276 ГК предусматривает два специальных способа прекращения сервитута: 1) сервитут может быть прекращен по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, в случае отпадения оснований, по которым он был установлен; 2) собственник вправе в судебном порядке требовать прекращения сервитута, когда принадлежащий ему земельный участок в результате обременения сервитутом не может быть использован по назначению. Здесь налицо столкновение индивидуальных интересов двух собственников (землевладельцев, землепользователей) и разрешить такую коллизию может лишь независимый от сторон и компетентный орган -- суд.

Поскольку сервитут не связан с владением вещью, то он не может защищаться виндикационным иском, который направлен на восстановление нарушенного владения, но в защиту сервитута как ограниченного вещного права возможно предъявить негаторный иск против собственника недвижимости, обремененной сервитутом, или иных лиц, которые препятствуют в осуществлении права ограниченного пользования такой недвижимостью.

В том случае, когда сервитут был установлен на основании договора, между собственником обремененного земельного участка и собственником недвижимости, в пользу которой установлен сервитут, существуют обязательственные отношения и стороны могут использовать обязательственно-правовые способы защиты своих прав.

Земельный кодекс РФ, оставив правовое регулирование частных сервитутов в сфере гражданского законодательства (п. 1 ст. 23 ЗК РФ), сконцентрировал свое внимание на регламентации публичных сервитутов.

Возможность установления публичных сервитутов базируется на закрепленном в подп. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе сочетания при использовании и охране земель интересов общества и законных интересов граждан, которым принадлежат земельные участки.

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут может устанавливаться законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом земельные участки изъятию не подлежат.

ЗК РФ особо подчеркнул, что установление публичных сервитутов должно осуществляться с учетом результатов общественных слушаний. Проведение общественных слушаний по вопросам установления публичных сервитутов основано на закрепленном в подп. 4 п. 1 ст. 1 ЗК РФ принципе участия граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся прав на землю. Представляется, что процедура проведения таких слушаний и порядок определения их результатов должны устанавливаться законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований.

Публичные сервитуты, также как и частные, подлежат государственной регистрации.

Пункт 3 ст. 23 ЗК содержит исчерпывающий перечень потребностей, для реализации которых могут устанавливаться публичные сервитуты. В целом их можно разделить на несколько групп -- это сервитуты, предоставляющие право прохода (проезда) через земельный участок (подп. 1,6,10 п. 3); сервитуты, предоставляющие право осуществления определенных работ (иных действий) на земельном участке (подп. 4, 5, 7,8,9 п. З); сервитуты, необходимые для размещения и обслуживания объектов, эксплуатация которых имеет публичный интерес (подп.2,3 п. 3).

Права лиц, использующих земельный участок на основании публичного сервитута, определяются нормативным правовым актом, его установившим. Обладатель такого сервитута вправе использовать земельный участок лишь для тех целей и теми способами, которые названы в акте; иное использование должно рассматриваться как действия, нарушающие права собственника.

Обременение земельного участка публичным сервитутом выгодно для государства или муниципального образования и в некоторых случаях облегчает названным субъектам осуществление возложенных на них публично-правовых функций за счет имущества, не являющегося их собственностью. Безусловно, упомянутым субъектам в ряде случаев предпочтительнее установить в отношении интересующего их земельного участка публичный сервитут, чем возбуждать более сложную процедуру выкупа участка для государственных либо муниципальных нужд, которая, помимо всего, потребует и существенных материальных затрат. Вместе с тем, безусловные достоинства для публичной власти такой разновидности сервитутов могут существенным образом ограничивать права собственников участков, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, и сводить на нет все блага, получаемые ими от эксплуатации земельных участков. По существу выхолащивается само содержание права собственности, поскольку затрагивается одно из существенных правомочий собственника -- возможность последнего устранять воздействие посторонних лиц на принадлежащее ему имущество. В целях гармонизации публичных и частных интересов п. 7 ст. 23 ЗК РФ предоставляет собственнику (землевладельцу, землепользователю) земельного участка, использование которого стало невозможным вследствие установления публичного сервитута, право требовать изъятия такого участка (в т.ч. путем выкупа) или предоставления равноценного участка с возмещением органами, установившими публичный сервитут, убытков. Убытки должны возмещаться в полном объеме, включая упущенную выгоду, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. При менее тяжком обременении собственник земельного участка вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерную плату. Представляется, что размер такой платы должен устанавливаться по соглашению сторон, а при отсутствии такого соглашения -- судом.

Нормы, посвященные публичным сервитутам, появились в российском законодательстве сравнительно недавно. Помимо случаев, предусмотренных ст. 23 ЗК РФ, действующее федеральное законодательство предусматривает возможность установления:

- публичных водных сервитутов в целях забора воды (без применения сооружений или технических средств), водопоя и прогона скота, использования водных объектов в качестве водных путей для маломерных плавательных средств (ст. 43 и 44 Водного кодекса РФ);

- публичных лесных сервитутов в целях свободного пребывания граждан в лесном фонде и в не входящих в лесной фонд лесах (ч. 1 ст. 21 Лесного кодекса РФ);

- публичных сервитутов в области градостроительства, если это определяется государственными или общественными интересами (п. 1,2 ст. 64 Градостроительного кодекса РФ);

- сервитутов на земельные участки, через которые осуществляется проход (проезд) к стационарным пунктам наблюдений, входящим в государственную наблюдательную сеть (п. 4 ст. 13 Федерального закона «О гидрометеорологической службе»).

Основная отличительная черта публичных сервитутов -- отсутствие конкретного управомоченного субъекта, в пользу которого установлен сервитут. В связи с этим в юридической науке неоднократно высказывалось мнение, что такие сервитуты не являются ограниченными вещными правами в собственном смысле этого слова, поскольку не устанавливают права на чужую вещь, а являются ограничениями права собственности, определяют «пределы прав публичных или частных собственников соответствующих недвижимостей» Суханов Е.А. Гражданское право: в 2 т. - М., 1998г., Т.1, с.594.. Данное мнение находит косвенное подтверждение и в п. 7 ст. 23 ЗК РФ, из содержания которого можно сделать вывод о том, что органы государственной власти или местного самоуправления, предоставляя гражданам и юридическим лицам земельные участки в пользование или во владение, одновременно ограничивают пределы таких прав.

Кроме того, согласно нормам как гражданского, так и земельного законодательства сервитуты ( в т.ч. публичные) подлежат государственной регистрации. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» такая регистрация проводится по заявлению конкретного правообладателя, одной из сторон договора либо лица, в отношении которого приняты акты государственного органа или органа местного самоуправления, на основании которых у него воникло право на недвижимое имущество -- т.е. для регистрации закон содержит требование о наличии конкретного правообладателя. В отношении публичного сервитута выполнить такое требование закона не представляется возможным. Данная специфика публичных сервитутов была учтена в Правилах ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219. Согласно п. 37,38,41, 52 названных Правил, т. к. круг правообладателей публичного сервитута не определен, то он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимого имущества.

Аналогичный подход был присущ и дореволюционной науке гражданского права, где подобные отношения предлагалось рассматривать не как разновидности ограниченных вещных прав, а как ограничения права собственности.

«Особый вид прав в чужой вещи, -- указывал К.Д. Кавелин, -- представляет выделение из права собственности какого-либо отношения к вещи в пользу всех и каждого. Такое выделение ограничивает право собственника, но не дает самостоятельного имущественного права никому из посторонних лиц в особенности. Право в чужой вещи получает в таком случае общественный, публичный характер» Цит. по: Тимонина Ю.В. Ограниченные вещные права на землю. // Юридический мир. 2002г., №1, с. 38.. Кавелин отмечал, что такое право общего пользования не имеет характера юридического имущественного отношения. Д.И.Мейер указывал, что такие ограничения права собственности «не составляют права на чужую вещь, ... а составляют его предел: ограничения устанавливают для сторонних лиц только право на совершение известных действий, которые не считаются нарушением права собственности» Мейер Д.И. Русское гражданское право. Часть 2. - М., 1997г., с.22..

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что регулирование публичных сервитутов тяготеет к административному, а не к гражданскому праву, в связи с чем представляется неудачным подход законодателя, который для обозначения специфических отношений использовал термин, присущий гражданскому праву, и не учитывающий существа регулируемых отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По итогам проведенного исследования нами сделаны определенные выводы. Основной классификацией вещных прав является деление их на право собственности и вещные права лиц, не являющихся собственниками. В Римском праве вторая группа прав называлась правами на чужую вещь.

В силу прямого указания статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации к вещным правам отнесены:

- право собственности;

- право пожизненного наследуемого пользования земельным участком;

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;

- сервитуты;

- право хозяйственного ведения имуществом;

- право оперативного управления имуществом.

Этот перечень носит примерный характер, поскольку он сопровождается оговоркой «в частности», которую дал сам законодатель. При этом наибольшую трудность представляет собой вопрос, какие права, помимо перечисленных, в данной статье могут быть отнесены к вещным. Исходя из анализа норм гражданского законодательства и природы этих прав, мы полагаем, что есть основания для включения в состав вещных прав принадлежащего учреждению права самостоятельного распоряжения имуществом; залога недвижимости; права члена кооператива на кооперативную квартиру до её выкупа; права членов семьи собственника жилого помещения на пользование этим помещением; право пожизненного проживания в жилом помещении, принадлежащем другому лицу, по договору или в силу завещательного отказа.

Вещные права могут классифицироваться по самым различным основаниям. Вне этой классификации должно оставаться лишь право собственности, поскольку все остальные вещные права от него, так или иначе, производны. В числе вещных прав могут быть выделены вещные права, которые привязаны к определенному имуществу и права, которые приурочены к определенному лицу; вещные права, которые установлены в публичных интересах и права, которые установлены в частных интересах; права, которые предоставляют право пользования чужой вещью в известном ограниченном отношении, и права, которые предоставляют право распоряжения чужой вещью. Вещные права можно классифицировать по основаниям их возникновения и прекращения.

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что субъективное право собственности - это возможность управомоченному лицу определять поведение, дозволенное законом, в рамках осуществления полного хозяйственного господства над собственным имущество, не нарушая при этом действующего законодательства и прав третьих лиц. Вместе с тем в отношениях собственности тесно переплетаются две стороны: благо обладающего имуществом и получателя доходов от его использования и бремя несения расходов и издержек и риска. Ст.210 подчиняет необходимость для собственника нести бремя содержания своего имущества, ст.211 - риск случайной гибели и порчи при отсутствии чьей-либо вины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.