p align="left">При этом следует указать, что Федеральный закон от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" в ст. 1 вводит в действие новый Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ с 1 января 2007 года, в ст. 3 со дня введения в действие Водного кодекса Российской Федерации признается утратившим силу Водный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4471), на основании которого было сделано решение, при этом в новом Водном кодексе понятие водного сервитута отсутствует, также нет данного понятия и в других источниках законодательства.
2. Экологические требования в отдельных отраслях хозяйственной и иной деятельности Администрацией района принято решение построить птицеводческий комплекс на 300 тыс. кур в 50 м от окраины села «Зеленый бор». Узнав об этом, жители села потребовали собрать сельский сход. Но администрация, отказавшись принять участие в сходе и не дав никаких пояснений селянам, начала строительство комплекса. Правомерно ли решение администрации? Какие экологические нормы нарушены? Какую ответственность должны понести должностные лица? Кодексом об административных нарушениях РФ, Главой 8 установлена ответственность за административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. В данном случае виновные в нарушении экологических норм будут нести ответственность по Статье 8.1 Кодекса за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Цель данной статьи - обеспечение соблюдения технологического порядка производства работ, связанных с проектированием, размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов, поскольку они могут быть опасными для окружающей среды. Перечисленные в статье работы по своему характеру всегда связаны с возможностью потенциального причинения неконтролируемого вреда окружающей среде. В связи с этим статья подкрепляет требование обязательного соблюдения заранее разработанных и принятых в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию рисков, уменьшение потенциальной угрозы и ограничение вынужденных отрицательных экологических последствий. Сфера действия статьи затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц. Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в ст. 34-39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" Федерального закона от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды", а требования к отдельным объектам по отраслям народного хозяйства - в ст. 40-49; требования к отдельным видам воздействия и т.п. - в последующих статьях этой главы. Для ответственности за данное правонарушение наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент совершения любого из нарушений экологических требований на любом из перечисленных в норме этапов производственной деятельности. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица Ростехнадзора и его территориальных органов, а также должностные лица Росприроднадзора и его территориальных органов (в соответствии с распределением компетенции указанных федеральных служб) (ст. 23.39 КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3). Теперь рассмотрим, какие именно нормы были нарушены администрацией при осуществлении начала строительства птицеводческого комплекса. Так Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) Главой VII устанавливаются требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. В данной главе Статьей 34 установлены общие требования в области охраны окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Частью 1 данной статьи установлено, что в частности … строительство… зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Частью 2 установлено, что нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда … строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов. При этом часть 3 статьи определяет порядок прекращения в полном объеме… строительства… зданий, строений, сооружений и иных объектов при нарушении требований в области охраны окружающей среды на основании решения суда и (или) арбитражного суда. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности определены Инструкцией, утвержденной приказом Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539. Статья 37 данного закона определяет требования в области охраны окружающей среды при строительстве и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов. Ею устанавливается, что 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам, имеющим положительные заключения государственной экологической экспертизы, с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, а также санитарных и строительных требований, норм и правил. Далее данный закон в статье 42 устанавливает требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения, к которым следует отнести и объект о строительстве которого говорится в задаче. Данная статья в части 3 определяет, что объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха. Сельское хозяйство - это активная сфера взаимодействия общества и природы, где процессы использования природных ресурсов сочетаются с мерами по охране окружающей среды. В сельское хозяйство включаются следующие основные подотрасли: растениеводство, животноводство и обслуживание сельского хозяйства. Сфера животноводства подразделяется на: - мясное и молочное скотоводство; - свиноводство; - овцеводство и козоводство; - птицеводство, в том числе: птицеводство яичное и мясное, птице объединения (мясо-яичные); инкубаторно-птицеводческие станции. Земли сельскохозяйственного назначения делятся на два основных вида. Основную их часть составляют сельскохозяйственные угодья, т.е. земли, используемые как средство производства. Другая разновидность этих земель - земли, которые используются как территориальный базис для размещения внутрихозяйственных дорог, коммуникаций. На этих землях могут быть расположены замкнутые водоемы, постройки и сооружения, используемые для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, т.е. объекты недвижимости, непосредственно обслуживающие нужды сельского хозяйства. Сельскохозяйственные угодья в зависимости от их естественных природных свойств и экономической целесообразности использования в целях растениеводства или животноводства подразделяются на следующие виды угодий: пашня, сенокосы, пастбища, земли, занятые многолетними насаждениями, и залежи. Кроме того, в составе этих сельскохозяйственных угодий выделяются также особо ценные для данного региона продуктивные земли, в том числе опытные поля (участки) научно-исследовательских учреждений и учебных заведений. Для размещения, проектирования, строительства и эксплуатации объектов сельского хозяйства, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливаются требования в области охраны окружающей среды. Для объектов сельского хозяйства, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека, в соответствии с санитарной классификацией устанавливаются следующие размеры санитарно-защитных зон. Класс I - санитарно-защитная зона 1000 м. Класс II - санитарно-защитная зона 500 м. Класс III - санитарно-защитная зона 300 м. Класс IV - санитарно-защитная зона 100 м. Класс V - санитарно-защитная зона 50 м. Данное зонирование на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, установлено санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03", утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 15 марта 2003 года, с 15 июня 2003 г. Данным постановлением определено, что для предприятий, зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками выделения производственных воздействий (химических, физических, биологических) на среду обитания и здоровье населения, следует предусматривать санитарно-защитные зоны в соответствии с разделами 2 и 3 настоящих норм в зависимости от санитарной классификации. При этом согласно п. 2.1. установленные этим постановлением требования распространяются на … строительство … зданий и сооружений … сельского хозяйства… и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В части IV постановления определена санитарная классификация предприятий и производств, тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры минимальных санитарно-защитных зон для них В разделе 4.3, которого сельскохозяйственные производства и объекты, а именно Фермы птицеводческие от 100 тыс. до 400 тыс. кур-несушек и от 1 до 3 млн. бройлеров в год отнесены ко второму классу, таким образом, санитарно-защитная зона должна составлять минимум 500 м. в поставленном в нашем случае задании данная зона уменьшена в 10 раз, что безусловно, является нарушением, и подпадает под ответственность по КоАП РФ, описанную выше. При этом согласно статье 56 закона "Об охране окружающей среды" к данным нарушителям м. б. приняты меры воздействия за нарушение природоохранных требований. Таким образом, при нарушении предусмотренных … природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Право природопользования и правовые формы использования природных ресурсов На территории заповедника братья Серовы раскопали выводковую нору барсука, а также с целью отлова бобров разрушили их плотину. Работники заповедника задержали нарушителей. Какие требования экологического законодательства нарушены, какое наказание должны понести Серовы? Согласно Лесному кодексу Российской Федерации от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 21 июля, 31 декабря 2005 г.) статье 125 использование, охрана, защита и воспроизводство лесов на территориях государственных природных заповедников осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. Аналогичная позиция содержится в Федеральном законе от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" (с изменениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г.) в статье 23, устанавливающей, что на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях". В свою очередь Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г.) в статье 9 определяет режим особой охраны территорий государственных природных заповедников, а пункт 5 данной статьи пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускает только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Как видно из поставленной задачи такого разрешения у братьев Серовых не было, при этом они производили на особо охраняемой природной территории действия, которые режим этих территорий не допускает. А согласно названному закону, статье 36 ч. 2 законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий. А в свою очередь часть 3 данной статьи предписывает вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, возместить в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на их восстановление. Таким образом, братья Серовы будут привлечены к ответственности по Статье 262 УК РФ за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов с возмещением ущерба согласно Методики оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания (утв. Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.) При этом в частности Решением Исполнительного комитета Пермского областного Совета народных депутатов от 15 декабря 1988 г. N 294 "О правилах охоты в Пермской области" (с изменениями от 26 декабря 2003 г., 12 сентября 2005 г., действующими в настоящий момент, в главе XII, п. 90 устанавливается, что браконьерством считается:…в т. ч. охота в запрещенных местах (заповедниках, республиканских заказниках). Таким образом, при задержании братьев в Пермском крае в одном из заповедников они будут квалифицированы, как браконьеры. Литература 1. Водный кодекс Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ (ВК РФ) (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) 2. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. - 5-е изд., перераб. и доп./под общ. ред. Е.Н. Сидоренко. - ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006 г. 3. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации (Крассов О.И.) - Юристъ, 2002 4. Научно-практический правовой постатейный комментарий к Водному кодексу Российской Федерации (под ред. Боголюбова С.А.) 5. Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ (не вступил в силу) 6. Правила предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 1997 № 383. 7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (КоАП РФ) (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7, 21 марта, 22 апреля, 9 мая, 18 июня, 2, 21, 22 июля, 27 сентября, 5, 19, 26, 27, 31 декабря 2005 г., 5 января, 2 февраля, 3, 16 марта, 15, 29 апреля, 8 мая, 3 июня 2006 г.) 8. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ) (с изм. и доп. от 30 июня 2003 г., 29 июня, 3 октября, 21, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 21, 22 июля, 31 декабря 2005 г., 17 апреля, 3 июня 2006 г.) 9. Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изм. и доп. от 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) 10. Приказ Минприроды России от 29 декабря 1995 г. N 539 "Об утверждении "Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности" 11. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 января 2006 г. N Ф09-4566/05-С5 12. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г. 13. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (под ред. Ю.М.Козлова) - Юристъ, 2002. 14. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (УК РФ) (с изм. и доп. от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.) 15. Конвенция о защите окружающей среды посредством уголовного законодательства ETS N 172 (Страсбург, 4 ноября 1998 г.) (неофициальный перевод) 16. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 14 "О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения" 17. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 июля 2004 г. N Ф09-2626/04АК 18. Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - Волтерс Клувер, 2005 г. 19. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005 г. 20. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004 21. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004 г. 22. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 апреля 2003 г. N 38 "О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" 23. Абанина Е.Н., Зенюкова О.В., Сухова Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - Система ГАРАНТ, 2005 г. 24. Логика из первых уст (О. Овчинникова, "Практическая бухгалтерия", N 3, март 2006 г.) 25. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (С.В. Беляева, "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2005 г.) 26. Порядок установления и функционирования санитарно-защитных зон промышленных предприятий (А.Е. Толстая, "Законодательство и экономика", N 10, октябрь 2004 г.) 27. Применение санитарных норм при использовании земельного участка (А.Е. Фокин, "Законодательство и экономика", N 3, март 2004 г.) 28. Признание судом права собственности на самовольную постройку (Н. Толчеев, "Российская юстиция", N 5, май 2003 г.) 29. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г.) 30. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 15 сентября 2005 г.) 31. Борисов А.Н. Административные правонарушения. - Система ГАРАНТ, 2005 г. 32. Земельный участок: вопросы и ответы (под ред. Боголюбова С.А.) (3-е изд., перераб. и доп.). - Юстицинформ, 2006 г. 33. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральным законам от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и от 22 июля 2005 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". - Система ГАРАНТ, 2005 г. 34. Семьянова А.Ю. Экологическое право. Курс лекций. - ЗАО Юстицинформ, 2005 г. 35. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ (под ред. С.А. Боголюбова) - Система ГАРАНТ, 2005 г. 36. Комментарий к ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" - Издательство - Система ГАРАНТ, 2005 г. 37. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами. - "Статус-Кво 97", 2005 г. 38. Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". - "Волтерс Клувер", 2004 г. 39. Закон субъекта Российской Федерации "Об охране окружающей среды": опыт правового моделирования (М.И. Васильева, "Законодательство и экономика", N 11, ноябрь 2005 г.) 40. "Свое воздействие рассчитывайте сами" (интервью с А.П. Клименко, начальником Управления контроля и надзора в области охраны окружающей среды (Госэкоконтроля России), к.э.н.) (Я. Колпаков, "Консультант", N 11, июнь 2005 г.) 41. Экологическая информация: правовое регулирование доступа и предоставления (А.А. Попов, "Законодательство и экономика", N 6, июнь 2005 г.) 42. Право граждан и общественных организаций на доступ к экологической информации и ее предоставление: законодательство и судебная практика (А.А. Попов, "Законодательство и экономика", N 5, май 2005 г.) 43. Возмещение экологического вреда, причиненного жизни и здоровью (В.М. Кособродов, "Адвокат", N 4, апрель 2005 г.) 44. Экологическая политика России и административная реформа (М.В. Пономарев, "Законодательство и экономика", N 4, апрель 2005 г.) 45. Глобализация и развитие экологического законодательства (С.А. Боголюбов, "Журнал российского права", N 5, май 2004 г.) 46. Экологическая безопасность как форма реализации права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности (З.В. Каменева, "Законодательство и экономика", N 1, январь 2004 г.) 47. Систематизация экологического законодательства: современные проблемы и практические подходы (И.А. Игнатьева, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2003 г.) 48. Понятийный аппарат экологического права: шаг вперед, два шага назад (А.С. Кабанков, "Журнал российского права", N 12, декабрь 2003 г.) 49. Конституционные основы охраны окружающей среды (С.А. Боголюбов, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2003 г.)
Страницы: 1, 2
|