реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правоохранительные органы правоохранительная деятельность

реферат

Правоохранительные органы правоохранительная деятельность

2

П Л А Н:

1. Общая характеристика нормативной базы курса «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность».

2. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по содержанию.

3. Классификация правовых актов о правоохранительных органах по юридическому значению.

В отличие от многих других курсов юридических дисциплин, в основе которых лежит изучение отрасли права, например гражданского, админист-ративного, уголовного, курс «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. В определенном смысле этот курс - синтетическая юридическая дисциплина. Базой курса являются юридические институты и нормы законодательных актов разного уровня, разной правовой силы и значимости, которые, если говорить обобщенно, являются предметом изу-чения. Развивая эту мысль, отметим наличие двух групп таких норм. В первую группу входят те из них, которые лишь в какой-то части посвя-щены правоохранительным органам. В их числе: Конституция Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др. Ко второй группе относятся законодательные акты, которые посвящены отдельным правоох-ранительным органам, например, Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральные консти-туционные законы «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах Российской Федерации», Закон «О судоустройстве РСФСР», Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, а также Фе-деральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц пра-воохранительных и контролирующих органов» и др.

В связи со сказанным необходимо выделить круг вопросов, которые должны изучаться в рассматриваемом курсе применительно к каждому органу. Должно ли это быть изучение устройства, организации и деятельно-сти правоохранительных органов, или должны изучаться только отдельные составляющие этих элементов? На данный вопрос может быть дан только дифференцированный ответ: устройство органов в их совокупности и каждого их них в отдельности должно быть предметом изучения данного курса; организация правоохранительных органов также должна вхо-дить в курс, но только в той степени, в какой это связано с выполнением задач и целей, поставленных перед правоохранительными органами, без детализации текущих организационных вопросов, которые носят не право-вой, а технический характер; предметом изучения должны быть и вопросы деятельности правоохранительных органов, но лишь в той степени, в какой это относится к выполнению возложенных на них функций и реали-зации основных направлений деятельности.

Предмет курса «Правоохранительные органы» в последние десятилетия расширился за счет введения изучения деятельности осуществляющих пра-воохранительную деятельность органов, которые функционировали и ра-нее, но по различным причинам не изучались (например, в силу «секретности» органов внутренних дел, безопасности). Первоначально в вузах преподавалось «Судоустройство». Затем в 50-е гг. был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е гг. - курс «Суд и правосудие». В 1988г. в вузах начали изучать курс «Правоохранительные органы». Тем самым была подчеркнута необходимость изучения в рамках данного курса не только суда и прокуратуры, но и других правоохранительных органов. С этим нельзя не согласиться. Только рассмотрение в данном курсе всех правоохранительных органов, расширяя предмет изучения, наполняет его конкретным содержанием, позволяет давать более полные знания и гото-вить специалистов широкого профиля, не исключая в то же время возмож-ность их специализации.

Расширение предмета данного курса связано, кроме того, с появлением в последние годы правоохранительных органов, которых в советское время, как и в прежней России, не было. Это прежде всего - Конституционный Суд Российской Федерации, а также арбитражные суды (ранее государст-венный и ведомственный арбитражи находились при органах управления) и частные детективные и охранные службы.

Предмет курса определяет его содержание, которое должно быть изло-жено по определенной системе, обеспечивающей последовательное и по-нятное изложение изучаемой юридической дисциплины.

При определении места рассматриваемого курса среди других юридических дисциплин и некоторых отраслей специальных знаний, которые изучаются в юридическом вузе, мы исходим из того, что данный курс так или с другими учебными дисциплинами. В учебном процессе эта в том, что курс «Правоохранительные органы» является вводной дисциплиной, в которой излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности, необходимые для дальнейшего изучения юриспруденции. Но есть и другой аспект- соотношение правоохранительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые приме-ни прокуратурой, органами расследования в борьбе с преступ-ными правонарушениями. Через призму этих отношений попытаемся выяснить связь названного курса с другими.

Наиболее тесна связь курса «Правоохранительные органы» с конституционным правом, которое является базовым для правоохра-нительной деятельности. Конституционное право устанавливает основные положения для таких функций правоохранительных органов, как конституционный контроль, правосудие, прокурорский надзор. В конституционном праве формируются цели и задачи правоохранительной деятельности, определяются основные полномочия правоохранительных органов, права и обязанности других субъектов правоохранительной деятельности.

Связь административного права с курсом о правоохранительных органах заключается прежде всего в том, что оно изучает деятельность органов государственного управления, в рамках которого выполняются многие правоохранительные функции, включая противодействие преступности и иным правонарушениям. Кроме того, правоохранительные широко применяют нормы административного права, например, течении порядка, безопасности дорожного движения, охраны природных заповедников.

В тесной связи с рассматриваемым курсом находятся такие отрасли права, как гражданское, процессуальное, арбитражное, процессуальное и уголовно-процессуальное. Они регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют соответствующие права и обязанности субъектов про-цессуальной деятельности. Уголовно-процессуальное право устанавливает порядок производства дознания и предварительного следствия, права по-дозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, ока-завшихся в сфере уголовного процесса.

Курс «Прокурорский надзор» тесно связан не только с выпол-нением данной правоохранительной функции, но и с деятельностью других правоохранительных органов. В нем определяются формы и методы осуще-ствления прокурорского надзора, в том числе и за законностью выполнения другими правоохранительными органами возложенных на них функций. Этим курсом существенно углубляются знания учащихся о прокуратуре, играющей ведущую роль в правоохранительной деятельности.

Нормы гражданского и уголовного права широко приме-няются правоохранительными органами при определении признаков право-нарушений, позволяют делать вывод о наличии или отсутствии последних, о наступлении или ненаступлении соответственно гражданской или уголов-ной ответственности, о мерах воздействия или наказания, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением.

Другие отрасли права, например земельное, водное, воз-душное, таможенное, как и ряд норм международно-го права, также связаны с деятельностью правоохранительных органов соответственно: при разрешении земельных споров; при расследовании преступлений, совершенных на водном или воздушном транспорте; при пересечении границы; при заключении конвенций и соглашений о между-народном сотрудничестве в борьбе с преступностью; при выполнении по-ручений органов следствия и судов зарубежных государств или при выдаче преступников.

Теория государства и права также влияет на деятельность правоохранительных органов своими рекомендациями об основополагаю-щих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности, напри-мер, о применении права, о соотношении права и закона, права и судебной практики, о правосудии.

Существенна связь криминологии и судебной статисти-ки с правоохранительной деятельностью. Криминология дает инструмен-тарий и позволяет с использованием данных судебной статистики анализи-ровать состояние преступности и всех правонарушений, разрабатывать меры их предупреждения, готовить прогнозы преступности, изучать личность преступников для подготовки рекомендаций по перевоспитанию правонарушителей.

Данные криминалистики широко используются правоохранн-ой раскрытии и расследовании преступлений. Рекомендации по методике и тактике следственных действий в борьбе с преступностью. Криминалистическая техника служит внедрению эффективности следственных действий и оперативно-розыскных мер.

Таким образом, рассмотрение соотношения курса «Правоохранительные юридическими дисциплинами и отраслями специальных знаний позволяет убедительно показать его тесную связь с другими учебными дисциплинами, а также разнообразие способов сочетания и проникновения норм различных отраслей права и специальных знаний в правоохранительную деятельность.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации к ведению Рос-сийской Федерации отнесены: установление системы федеральных органов судебной власти; судоустройство; прокуратура; формирование федеральных органов судебной власти, а также федеральных органов исполнительной вла-сти, включая правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФСНП и др.), Гене-ральной прокуратуры; регулирование и защита прав и свобод человека и гра-жданина (пп. «в», «г», «о» ст. 71; п. «е» ст. 83; пп. «ж», «з» ч. 1 ст. 102).

Предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов являются: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение закон-ности, правопорядка, общественной безопасности; кадры судебных и право-охранительных органов; адвокатура; нотариат (пп. «б», «л» ч. 1 ст. 72).

Приведенные положения Конституции свидетельствуют о том, что к компетенции Российской Федерации отнесены вопросы законодательства общефедеральной значимости, обеспечения организации и деятельности судов, прокуратуры, других государственных органов, изучение которых входит в предмет курса «Правоохранительные органы в Российской Феде-рации». Вместе с тем важные вопросы отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Организация и деятельность государственных органов и негосударст-венных образований, изучаемых в рамках данного курса, регулируются множеством нормативных актов различного уровня и неодинаковой юри-дической силы. Эти нормативные акты могут быть классифицированы по их предмету (содержанию) и форме (виды источников).

По предмету правового регулирования можно выделить прежде всего универсальные нормативные акты. К их числу применительно к изучаемой сфере общественных отношений относится один нормативный акт, но акт высшей юридической силы - Конституция Российской Федерации.

К другой группе нормативных актов относятся такие законы и другие источники, которые посвящены организации и деятельности судов, прокуратуры, других правоохранительных органов. В их состав входят правовые акты: о судах и судебной власти; о прокуратуре и прокурорском надзоре; об органах обеспечения общественного порядка; об органах безопасности; об органах расследования преступлений; о налоговой полиции; о таможенных органах; об учреждениях уголовно-исполнительной системы; о нотариате; об адвокатуре; о негосударственных органах обеспечения правопорядка.

Согласно Конституции РФ судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией и федеральным конституционным законом. Конституцией же определено, что полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Надо, однако, заметить, что к настоящему времени высшими законодательными органами России приняты и опубликованы лишь четыре Федеральных конституционных закона: от 24 июня (12 июля) 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 5 (12) апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», от 23 октября (26 декабря) 1996 г. «О судебной Федерации», от 20 мая (9 июня) 1999 г. «О военных судах Российской Федерации».

Центральное место среди специальных нормативных актов о судебной власти, суде и судоустройстве занимает Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Он определил основные функции федеральных судов, оговорив, что их полномочия, порядок деятельности определяются федеральными конституционными законами, некоторые из которых еще предстоит принять. Вот почему с принятием Закона о судебной системе не утратил силу Закон о судоустройстве РСФСР (в ред. 1981 г.). Заметим, однако, что указанный Закон применяется в части, не противоречащей Закону о судебной системе. Последнее не колеблет положения п. 2 второго раздела Конституции о том, что законы, действующие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей ей (Конституции). В случае коллизии норм законов РСФСР с законами Российской Федерации, принятыми на основе Консти-туции РФ, предпочтение отдается последним. Такой вывод вытекает и из Закона о судебной системе.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.