реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право оперативного управления в законодательстве Республики Казахстан

реферат
1 января 1999 г. все гражданско-правовые сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет бюджетных денег, проходят регистрацию в территориальных органах казначейства (постановление Правительства от 25 декабря 1998 г. № 1336). Для государственных учреждений действуют Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными учреждениями за счет бюджетных денег (постановление Правительства от 5 июня 1999 г. № 703).

При регистрации производится проверка соответствия суммы заключаемой сделки сметным (бюджетным) назначениям либо выделенным лимитам бюджетных денег в зависимости от установленного Министерством финансов распределения видов расходов на группы по степени их обеспечения бюджетными деньгами.

Государственные учреждения, заключающие гражданско-правовые сделки за счет государственного бюджета, обязаны заключать их на срок не более одного финансового года. Сделки, заключаемые на срок более одного финансового года, регистрируются в территориальных органах казначейства только после согласования с Министерством финансов или соответствующим финансовым органом.

Сделки, заключаемые государственными учреждениями за счет государственного бюджета, считаются совершенными после их регистрации в территориальных органах казначейства. Аналогичные правила существуют для казенных предприятий. На них распространяются Правила регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа (постановление Правительства от 11 мая 2000 г. № 702).

2.2 Приобретение и прекращение права оперативного управления

Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляется на условиях и в порядке, предусмотренных главами 13 и 14 ГК РК, если иное не установлено законодательством.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за казенным предприятием (учреждением), возникает у этого казенного предприятия (учреждения) с момента передачи имущества, если иное не установлено законодательством или решением собственника. На практике факт закрепления имущества на балансе казенного предприятия (учреждения) признается передачей имущества (ст. 203 ГК РК) Сулейменов М.К. Комментарий к Закону Республики Казахстан "О собственности". - Бизнес и право в Казахстане. 2006, с. 34.

Имущество казенного предприятия и учреждения, переданное собственником в оперативное управление, а также имущество, приобретаемое казенным предприятием или учреждением в гражданском обороте, является собственностью их учредителей. Одновременно с этим оно находится у казенного предприятия (учреждения) на праве оперативного управления.

Помимо приращений и возмездных договорных форм приобретения имущества оно может поступить казенному предприятию (учреждению) по наследству, по обязательству, возникающему из причинения вреда, другим внедоговорным обязательствам, в результате дарения и по иным законным основаниям.

При изъятии имущества казенного предприятия и учреждения собственником право оперативного управления на такое имущество прекращается (см. комментарий к ст. 205 ГК).

При приватизации казенного предприятия право оперативного управления прекращается вместе с правом государственной собственности.

Собственник имущества, находящегося в оперативном управлении, в соответствии с законодательными актами решает вопросы создания учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, определения предмета и целей его деятельности, обладает правом определять юридическую судьбу учреждения, государственного учреждения или казенного предприятия, содержание его деятельности (ст. 204 ГК РК).

Собственник осуществляет контроль за эффективностью использования и сохранностью учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием переданного собственником имущества.

В случае, если государственное учреждение создается несколькими собственниками, отношения между ними и права собственников на управление своим имуществом определяются учредительным договором или аналогичным соглашением.

Статья 204 ГК РК устанавливает дополнительные пределы осуществления казенным предприятием и учреждением права оперативного управления. Все перечисленные в статье права могут быть использованы собственником или органом, уполномоченным выступать от его имени, как при обычном ведении дел, так и в случаях, когда казенное предприятие (учреждение) не обеспечивает эффективного использования либо сохранности переданного ему имущества.

Собственник казенного предприятия и государственного учреждения обычно представлен уполномоченными государственными органами. Органами государственного управления республиканскими казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются министерства, государственные комитеты, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством РК государственные органы (уполномоченные органы).

Органами государственного управления коммунальными казенными предприятиями, а также органами, осуществляющими по отношению к ним функции субъекта права государственной собственности, являются местные исполнительные органы, уполномоченные на это главой местной администрации (уполномоченные органы).

Отдельные права собственника могут принадлежать только указанным в законодательных актах органам. Так, в соответствии с п.1 ст.16 Указа о государственном предприятии реорганизация и ликвидация республиканского казенного предприятия производятся по решению Правительства РК, а коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации. Осуществляют реорганизацию и ликвидацию предприятия уполномоченные органы.

Республиканское казенное предприятие создается по решению Правительства РК, коммунальное казенное предприятие - по решению главы местной администрации в порядке, установленном Правительством РК. Соответственно, учредителем казенного предприятия выступает уполномоченный орган.

Собственник имущества в лице уполномоченного органа назначает руководителя казенного предприятия и освобождает в соответствии с законодательством его от должности, доводит до предприятия заказы государства и контролирует их выполнение, утверждает нормативы распределения его прибыли, дает разрешение на совершение предприятием сделок с имуществом, которые в соответствии с законодательством требуют согласования с собственником, устанавливает фонд оплаты труда (фонд потребления), формы оплаты труда, тарифную сетку должностных окладов, решает другие вопросы, отнесенные к его компетенции,

Правовой статус государственных учреждений унифицирован. Постановлением Правительства от 12 февраля 1999 г. № 119 утверждены Инструкция по разработке Положения о государственном учреждении (государственном органе) и Примерный устав государственного учреждения, не являющегося государственным органом.

Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете с выделением государственного заказа, утверждаемой уполномоченным органом. Порядок составления государственными казенными предприятиями сметы с выделением государственного заказа и утверждение ее уполномоченным органом осуществляются в соответствии с Инструкцией по составлению сметы расходов государственных казенных предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов от 24 мая 2000 г. № 248. Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет (ст.41 Указа о государственном предприятии). До 2000 г. действовала ч.2 п.1 ст.41 Указа о государственном предприятии, в соответствии с которой "в случае недостаточности у предприятия собственных доходов для покрытия его расходов недостающие средства выделяются из соответствующего бюджета". Сейчас от этого положения отказались (см. комментарий к ст. 207 ГК).

Цены на товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются уполномоченным органом.

Совершение в отношении республиканского казенного предприятия сделок (залога, аренды и других), где предприятие выступает в качестве единого имущественного комплекса, за исключением сделок по отчуждению его, производится по решению Правительства РК, а в отношении коммунального казенного предприятия - по решению главы местной администрации (см. п.3 ст.12 Указа о государственном предприятии). Договор купли-продажи, передачи в залог и доверительное управление государственных предприятий должен содержать соответствующую отметку реестродержателя (Положение о Реестре государственных предприятий и учреждений, хозяйственных товариществ с долевым участием государства).

Принятие решения о ликвидации казенного предприятия производится с учетом Положения о порядке отбора государственных предприятий, хозяйственных товариществ с участием государства, рекомендуемых к ликвидации, утвержденного постановлением Правительства от 12 мая 1995 г. № 652. Основанием к принятию решения о ликвидации может явиться неплатежеспособность и отсутствие перспектив финансово-экономического оздоровления. Внешними признаками неплатежеспособности предприятий являются сообщения налоговых органов о задержке на срок более трех месяцев платежей в бюджет, государственных статистических органов о задержке на срок более трех месяцев платежей по заработной плате, сообщения других государственных органов, банков, поставщиков и кредиторов предприятия.

Статья 205. Право собственника на изъятие и перераспределение имущества, переданного в оперативное управление

Собственник закрепленного за учреждением, государственным учреждением или казенным предприятием имущества вправе изъять это имущество либо перераспределить его между другими созданными им юридическими лицами по своему усмотрению, если иное не установлено законодательными актами.

Формулировка комментируемой статьи предусматривает возможность изъятия имущества у предприятия (учреждения) по решению собственника. В соответствии с этим следует считать, что собственник сам или в лице уполномоченных органов может изъять любое имущество казенного предприятия (учреждения), закрепленное на его балансе, если только это не противоречит законодательным актам. Изъятие происходит на основании решения (постановления, приказа, письма, предписания и т.п.) соответствующего собственника (уполномоченного им лица) с момента принятия решения, если иное не предусмотрено упомянутым решением.

Доходы, полученные предприятием от совершения деятельности, запрещенной законодательством, не предусмотренной его уставом и на которую оно не получило разрешения уполномоченного органа, а также доходы, полученные е результате завышения установленных цен на реализуемые товары (работы, услуги), подлежат изъятию соответственно в республиканский или местный бюджет по решению уполномоченного или иного компетентного органа (ст.14 Закона О государственном предприятии).

Глава 3. Государственная собственность, как субъект права оперативного ведения

3.1 Понятие государственной собственности

Государственная собственность как один из видов собственности закреплена Конституцией (ст.6) и ГК (ст. 192 ГК).

В гражданском законодательстве закреплено равенство всех участников гражданских правоотношений, в том числе и государства.

В соответствии со статьями 111-114 ГК, государство не проявляет своего суверенного иммунитета в гражданско-правовых отношениях, а, наоборот, устанавливает общее правило о том, что к "государству и административно-территориальным единицам применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из законодательных актов (ст.114 ГК) и нормы о том, что "гражданско-правовые споры с участием Республики Казахстан разрешаются судами" (п.3 ст.111 ГК),

Отношения государственной собственности, несмотря на провозглашенное равенство, обладают определенными особенностями:

а) государство является носителем суверенной власти и в этом качестве принимает законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, и издает административные акты, как источники возникновения гражданско-правовых отношений;

б) государство не является юридическим лицом, поэтому от его имени выступают органы государственной власти и управления в рамках их компетенции, установленной законодательными актами, положениями или иными актами, определяющими статус этих органов;

в) право собственности государства носит всеобъемлющий характер, то есть государство может обладать любым имуществом, в том числе изъятым или ограниченным в обороте;

г) обладает специфическими приемами приобретения имущества в собственность, в частности, налогов, пошлин, сборов и т.д.;

д) на базе государственной собственности осуществляются социальные функции, призвание обеспечить достаточный прожиточный минимум населению и в первую очередь его малоимущей части.

В субъективном смысле право государственной собственности состоит из принадлежащих государству правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые осуществляются им по своему усмотрению с учетом интересов народа Казахстана.

3.2 Субъекты государственной собственности

Субъектом права государственной собственности выступает Республика Казахстан.

Управление государственной собственностью и реализация правомочий собственника через органы государственной власти и управления, а в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, по специальному поручению Республики Казахстан от ее имени могут выступать иные государственные органы, юридические лица и граждане. Согласно пункту 4 статьи 66 Конституции, на Правительство РК возложена организация управления государственной собственностью. На основании пункта 8 статьи 9 Указа Президента РК, имеющего силу конституционного закона, "О Правительстве Республики Казахстан" от 18 декабря 1995 года Правительство РК организует управление государственной собственностью, вырабатывает и осуществляет меры по ее использованию, обеспечивает защиту права государственной собственности на территории Р^" публики Казахстан. Таким образом, на Правительство Республики Казахстан возложены функции субъекта права государственной собственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.