реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Право на товарный знак и знак обслуживания

реферат
казанным Законом были внесены изменения и в нормы, регулирующие отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием наименований мест происхождения товаров, которые коснулись, в частности, легального определения наименования места происхождения товара, требований к содержанию заявки, порядка обжалования решения по заявке и восстановления пропущенных сроков, порядка продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, порядка оспаривания предоставления правовой охраны наименованию места происхождения товара, выдачи свидетельства и признания его недействительным, оснований прекращения правовой охраны наименования места происхождения товара и действия свидетельства.

1.2 Товарный знак (знак обслуживания) как объект правовой охраны и его разновидности

Как объект правовой охраны товарный знак должен обладать рядом юридически значимых признаков, требования к которым закрепляются в его легальном понятии. Придание понятию товарного знака юридической значимости позволяет отграничить обозначения, пользующиеся правовой охраной, от множества иных символов, которые могут быть помещены на выпускаемой продукции.

На протяжении всего периода развития законодательства о средствах индивидуализации продукции в доктрине и нормативных правовых актах существовали различные подходы к определению товарного знака. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что "под именем товарного знака понимается тот знак, которым торговец отличает свои товары в отличие от товаров других лиц" Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М., Статут. 2003. - С. 264..С.И. Раевич рассматривал товарные знаки в качестве постоянных знаков, являющихся "все же чем-то извне прикрепленным, приданным товару, но отнюдь не составляющим часть его самого" Раевич С.И. Исключительные права. Право на товарные знаки, промышленные образцы, изобретения, авторское право. - Л., 1926. - С. 15.. И.Э. Мамиофа считал, что "товарным знаком является отражение в общественном сознании объективно существующей установленной связи между специфическими потребительскими свойствами товара определенного рода и характерной внешней чертой этого товара или его упаковки" Мамиофа И.Э. Понятие и определение товарного знака // Практика изобретательской и патентно-лицензионной работы. - Л., Изд-во ЛГУ. 1981. - С. 9..В.М. Сергеев определял товарный знак как "обозначение, используемое в установленном порядке для маркировки определенных видов товаров с целью их рекламы и отличия от однородных товаров других предприятий" Сергеев В.М. Экспертиза товарных знаков. - Л., Изд-во ЛГУ. 1984. - С. 10..

В работах последнего времени, в частности в исследовании А.П. Рабец, предлагается определение товарного знака, согласно которому "товарный знак (знак обслуживания) - это обозначение, удовлетворяющее предъявляемым законодательством требованиям новизны и различительного характера и зарегистрированное в установленном порядке с целью рекламы и индивидуализации товаров (услуг) конкретного юридического лица или физического лица - предпринимателя среди однородных товаров (услуг) других юридических лиц или физических лиц - предпринимателей" Рабец А.П. Правовая охрана товарных знаков в России: Современное состояние и перспективы. - СПб., Центр-Пресс. 2003. - С. 49..

Различный смысл понятию товарного знака придавался и нормами законодательства. Так, согласно п.1 Положения о товарных знаках 1962 г. товарным знаком признавалось оригинально оформленное художественное изображение (оригинальные названия и слова, отдельные сочетания букв, цифр, виньетки, различные виды упаковки, художественные композиции и рисунки в сочетании с буквами, цифрами, словами или без них и т.п.), служащее отличием товаров и услуг одного предприятия от однородных товаров и услуг другого предприятия и для их рекламы. В соответствии с п.13 Положения о товарных знаках 1974 г. товарный знак (знак обслуживания) определялся как зарегистрированное в установленном порядке обозначение, служащее для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других предприятий. Согласно ст.1 Закона о товарных знаках товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц.

В настоящее время юридически значимое понятие товарного знака (знака обслуживания) уточнено в новой редакции Закона о товарных знаках (2002 г), и законодатель понимает под ним обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц СЗ РФ. - 2002. - № 50. - Ст. 4927..

Из приведенного определения следуют объективные признаки товарного знака - его инструментальный и служебный характер.

Инструментальный характер знака проявляется в том, что он представляет собой некое средство, инструмент, с помощью которого можно вызвать представление об обозначаемом им объекте.

Служебный характер знака проявляется в том, что он как условное обозначение может использоваться для индивидуализации поименованных в законе объектов (товаров, работ, услуг). Классификация товаров и услуг для регистрации знаков установлена Ниццким соглашением о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков. Классификации работ для целей регистрации товарных знаков не существует.

Для того чтобы стать объектом правовой охраны, товарный знак помимо объективных признаков должен отвечать условиям регистрации.

Российское законодательство о товарных знаках не раскрывает таких условий, но применяет юридический прием фиксации этих признаков в негативной форме (ст. ст.6, 7 Закона о товарных знаках).

Следует отметить, что в некоторых международных соглашениях, в частности в п.1 ст.15 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), также содержится определение товарного знака. Любое обозначение или любая комбинация обозначений, с помощью которых можно отличить товары или услуги одного предприятия от товаров или услуг другого предприятия, могут быть товарным знаком. Такие обозначения, в частности слова, включая собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы и сочетания цветов, а также любая комбинация таких обозначений могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Товарные знаки занимают особое положение среди иных объектов промышленной собственности. Это обусловлено главным образом выполняемыми товарными знаками функциями, что накладывает отпечаток на характер правового регулирования отношений, складывающихся в связи с ними.

В литературе выделяют три основных функции товарных знаков Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Указ. соч. - С. 79-80.:

идентификационная - обеспечивает отделение товара одного производителя от аналогичного товара другого производителя, являющегося зачастую конкурентом;

информационная - обеспечивает донесение до потребителя товара сведений о качестве последнего, позволяя тем самым потребителю делать осознанный выбор;

рекламная - придает товару наряду с информационной функцией качество известности, делая товар популярным среди потребителей.

Товарные знаки как средства, индивидуализирующие производимую продукцию (товары, услуги, результаты работ), могут быть классифицированы по различным основаниям.

По форме выражения различают словесные, изобразительные, объемные, комбинированные, звуковые, обонятельные, световые.

В зависимости от используемых знаковых систем товарные знаки делятся на языковые, неязыковые и комбинированные.

По числу субъектов права на использование выделяются индивидуальные и коллективные товарные знаки.

В зависимости от степени известности среди потребителей товарные знаки подразделяются на обычные, общеизвестные и мировые.

По степени гарантии защиты прав потребителя товаров выделяются простые и сертификационные знаки.

Наиболее распространенными являются словесные товарные знаки. По утверждению К. Веркмана, в мировой практике словесные знаки составляют около 80% всех используемых знаков Веркман Каспер Дж. Товарный знак: Создание, психология, восприятие. - М., Юридическая литература. 1986. - С. 178..

В качестве словесных товарных знаков могут регистрироваться слова естественного языка и знаки в виде слов, образованных искусственно. Первые отличаются более высокой степенью запоминаемости.

Примерами словесных товарных знаков являются:

существующие слова: "Triumph" - для автомобилей, "Apple" - для компьютеров;

произвольные обозначения: "Coca-Cola", "Kodak", "Nikon", "Xerox";

имена: "Ford", "Peugeot", "Kellog";

лозунги: "We Try Harder", "Everybody Needs Milk";

числа: 4711 - для одеколона, 555 - для сигарет;

сочетание букв: RCA, MG, VW, BMW Интеллектуальная собственность: Основные материалы: В 2 ч. Ч. 1 / Пер. с англ. - Новосибирск., 1993. - С.131..

Среди словесных товарных знаков в литературе выделяют две их разновидности - фонетические и фонографические Серов С.И., Марич В.В. Виды и формы товарных знаков // Вопросы изобретательства. - 1976. - № 8. - С. 29-30.. В фонетических товарных знаках охраняется только звучание самого слова, а графическое его выражение не имеет существенного значения. В фонографических товарных знаках юридически значимы шрифт, характер расположения букв, их размер и иные визуально воспринимаемые элементы.

Изобразительные товарные знаки представляют собой различного рода изображения, включающие знаки:

с отвлеченным символическим содержанием;

имеющие отношение к процессу производства;

отражающие характер продукции;

с буквенным элементом Шестимиров А.А., Фролова Л.Ф. Экспертиза товарных знаков и промышленных образцов. - М., Госполитиздат. 1989. - С. 6..

Особенностями изобразительных знаков выступают графические элементы, построение изображений на основе художественной композиции, цветовое решение рисунков. Указанные особенности придают этой разновидности знаков высокие рекламно-эстетические свойства, а компактное конструктивное использование упрощает их применение на готовых товарах.

Объемные товарные знаки представляют собой трехмерные формы, фигуры и комбинации линий, относящиеся к самому идентифицируемому изделию (форма куска мыла или шоколада) либо к его упаковке (флакон для духов, коробка для конфет). Объемные изображения могут, в случае их патентоспособности, охраняться и в качестве промышленных образцов.

Объемные товарные знаки могут получить регистрацию далеко не во всех странах. Так, по законодательству Аргентины и Бразилии товарные знаки могут получить правовую охрану, если они исполнены в двухмерном варианте.

Комбинированные товарные знаки представляют собой обозначения, создаваемые на основе различных сочетаний слов, букв, цифр и рисунков, которые образуют некую композицию, объединенную одним сюжетным замыслом. Чаще всего комбинированные знаки состоят из словесного и изобразительного элементов, каждый из которых имеет самостоятельное смысловое значение.

Звуковые товарные знаки используются, как правило, в качестве знаков обслуживания и представляют собой музыкальные мелодии, позывные радиостанций и иные акустические сигналы. Законодательство зарубежных стран о товарных знаках подходит к правовой охране звуковых знаков неоднозначно. Прямое указание на возможность их охраны содержится в законодательстве США, Германии, Польши, Кореи. Звуковые товарные знаки не охраняются в Японии, Китае, Бразилии и Мексике.

Обонятельные товарные знаки в практике зарубежных стран встречаются гораздо реже, чем звуковые. Они представляют собой оригинальные запахи, порождаемые различными смесями летучих компонентов, состав которых, как правило, является ноу-хау производителя товара.

Световые товарные знаки представляют собой различные световые эффекты, обладающие различительной способностью.

Коллективные товарные знаки в отличие от индивидуальных, регистрируемых на имя отдельного предпринимателя, служат для целей обозначения товара, производимого не одним хозяйствующим субъектом, а объединением таких субъектов. Таким образом, коллективный знак индивидуализирует продукцию, полученную в результате совместных усилий нескольких лиц Городов О.А. Субъекты прав на средства индивидуализации // Предпринимательское право. - 2005. - № 4. - С. 21..

Вопросы правовой охраны коллективных товарных знаков в зарубежных странах решаются по-разному. В большинстве из них (США, Франция, Италия, Австрия) правовой режим коллективных знаков устанавливается в рамках законов о товарных знаках. В странах Скандинавии (Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания) коллективные знаки охраняются специальными законами. Основные положения о правовой охране коллективных знаков закреплены в Парижской конвенции.

Общеизвестные товарные знаки в отличие от обычных пользуются высокой степенью известности у потребителей товаров, что предопределяет наличие специальных условий их охраны. Под общеизвестностью товарного знака понимается степень известности обозначения, служащего для индивидуализации товаров, кругу их действительных или потенциальных потребителей. Фактор известности товарного знака в сочетании с его репутацией автоматически делает популярными товары, на которых применены данные знаки, в том числе и в странах, где они не были зарегистрированы. Указанное обстоятельство вызывает необходимость принятия мер, направленных на обеспечение защиты прав владельцев подобных обозначений и установление правового режима их использования Дегтярев С. Некоторые особенности рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с защитой товарного знака // Арбитражный и гражданский процесс. - 2006. - № 10. - С. 32.. Особый режим использования общеизвестных товарных знаков необходим для целей пресечения актов недобросовестной конкуренции, которые могут причинить значительный экономический ущерб правообладателю, опорочить его деловую репутацию и, кроме того, ввести потребителей в заблуждение относительно товара и (или) его производителя Данилина Е.А. Товарные знаки: добросовестное приобретение прав и недобросовестная конкуренция // Законность. - 2007. - № 4. - С. 23..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.