Правонарушения среди несовершеннолетних
33 КАМСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Курсовая работапо курсу: “Уголовное право РФ” на тему: “Правонарушения среди несовершеннолетних” Выполнила: студентка III курса юридического факультета ОЗО, группы 203-а, Петрова Н.С. Проверил: г. Набережные Челны, 2002 г. СОДЕРЖАНИЕ. - ВВЕДЕНИЕ 3
- 1. Отношение общества, государства к подрастающему покалению. 7
- 2. История уголовной ответственности несовершеннолетних в уголовном законодательстве россии. 9
- 3. Ответственность несовершеннолетних. 15
- 3. 1 уголовное наказание в отношении несовершеннолетних. 18
- 3.2 применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия. 23
- 4. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности и наказания. 27
- 5. Судимость несовершеннолетних, и ее погашение. 31
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
- СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 34
ВВЕДЕНИЕБорьба с правонарушениями несовершеннолетних -- одна из наиболее важ-ных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значитель-ное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правона-рушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовер-шеннолетних. В соответствии с законом возраст уголовной ответственности --16 лет. Лишь за ограниченный круг умышленных преступлений, отдельно указанных в Уголовном Кодексе Российской Федерации, к уголовной ответственности могут привлекаться лица с 14 лет. Расследование преступлений, совершенных подростками, имеет значитель-ные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степе-нью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. В силу недостаточного жизненного опыта, повышенной внушаемости подросток не способен в полной мере использовать свои права на предварительном след-ствии, в частности, право на защиту. Эта специфика и находит свое законодатель-ное отражение в особых процессуальных нормах. Нередко подростки совершают те или иные противоправные деяния (мелкие кражи, хулиганство) на почве озорства, не осознавая до конца значения по-следствий своих действий. Поэтому к задержанию, аресту несовершеннолетнего, привлечению его к уголовной ответственности надо подходить осторожно, тща-тельно выяснять мотивы совершенного им правонарушения, отличать озорство и шалость от преднамеренного преступления. Неоправданный арест или предание подростка суду могут пагубно повлиять на дальнейшее его воспитание. Необхо-димо исключить факты привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетних, которые совершили действия, лишь формально подпадающие под признаки преступления, но в силу малозначительности не представляющие обществен-ной опасности. “Главная задача следствия, - отмечал министр внутренних дел СССР генерал армии Н. А. Щелоков, - состоит в том, чтобы на основе глубо-кого выяснения личности подростка, его окружения, обстоятельств правонару-шения определить пути его исправления, как правило, без применения мер уго-ловного наказания” Щелоков Н. А. Актуальные проблемы совершенствования деятельности следственных аппаратов органов внутренних дел. М., 1978, с. 19.. Прокуратура неоднократно обращала внимание на то, что в практи-ке расследования преступлений несовершеннолетних имеются существенные не-достатки. По многим делам не выполняются требования уголовно-процессуального закона об обязательном выяснении обстоятельств, подлежащих установлению по делам несовершеннолетних, допускаются факты поверхностного исследования обстоятельств и мотивов совершения преступления, медлительность, а иногда и волокита в расследовании уголовных дел; некоторые правонарушители необосно-ванно освобождаются от уголовной ответственности, остаются безнаказанными лица, вовлекшие их в преступную и иную антиобщественную деятельность. В связи с этим было предложено усилить прокурорский надзор за неукоснитель-ным исполнением следователями по каждому делу требований закона об особен-ностях расследования преступлений несовершеннолетних См., например: Указание заместителя Генерального прокурора СССР от 25 апреля 1&74 г. № 21/24.--В кн.: Сборник приказов и инструкций Генераль-ного прокурора СССР. М., 1976, ч. 1, с. 178--181.. Борьба с преступностью несовершеннолетних требует от следователя и ор-ганов дознания особенно четкой организации труда. Ее необходимо строить та-ким образом, чтобы причины и условия, способствовавшие совершению преступ-лений подростками, устанавливались по каждому делу, чтобы в отношении не-совершеннолетних были совершенно исключены нарушения закона. “Особенно опасно,-- указывает министр внутренних дел СССР тов. Н. А. Щелоков,-- одно-стороннее увлечение карательной стороной наказания в расследовании дел не-совершеннолетних. И об этом всегда надо помнить. Здесь недопустимы не только малейшие отступления от закона, минимальные отклонения от его прямых пред-писаний; здесь непростительны, как ни в каком другом деле, даже малейшие педагогические или психологические ошибки, бестактность” Щелоков Н. А., с. 187.. В приказе МВД СССР № 242 от 1 сентября 1978 г. “О мерах по обеспече-нию расследования следственным аппаратом МВД СССР преступлений, совер-шенных несовершеннолетними” подчеркнуто, что строгое соблюдение процессуаль-ных норм, регламентирующих производство предварительного следствия по делам данной категории, имеет особое значение. В приказе предложено “обеспечить по каждому уголовному делу, о преступлениях несовершеннолетних на основе неук-лонного исполнения норм уголовного процесса, при строгом соблюдении гаранти-рованных законом прав обвиняемого на защиту всестороннее, полное и объектив-ное их расследование, имея в виду, что особое значение при этом имеет воспи-тательное и предупредительное воздействие на несовершеннолетних и других лиц, выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению право-нарушений среди несовершеннолетних; установление всех взрослых соучастников преступления и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобще-ственную деятельность” См. также: приказ МВД СССР № 110 от 21 апреля 1976 г. “О дальней-шем совершенствовании деятельности следственного аппарата органов внутрен-них дел”.. На необходимость строгого соблюдения требований и положений закона, касающихся судопроизводства по делам несовершеннолетних, постоянно обра-щал внимание Верховный Суд СССР. В постановлении № 16 Пленума Верхов-ного Суда СССР от 3 декабря 1976 г. “О практике применения судами законодательства по делам о преступлениях несовершеннолетних и о вовлечении их в преступную и иную антиобщественную деятельность” См.: Бюллетень Верховного Суда СССР, 1977, № 1, с. 17. говорится, что надо повы-сить требовательность к качеству предварительного следствия, добиваться со-блюдения требований ст. 392 УПК РСФСР по выяснению данных о личности обвиняемого, условий его жизни и воспитания, мотивов преступления, причин и условий, способствовавших его совершению, а также по выявлению взрослых соучастников и лиц, вовлекающих подростков в преступную и иную антиобщественную деятельность. 1. ОТНОШЕНИЕ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА К ПОДРАСТАЮЩЕМУ ПОКАЛЕНИЮ.В настоящее время, когда идут масштабные и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, особенно трудно приходится молодым с их еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Представление несовершеннолетнего о морали и праве в силу возрастных причин находятся на вербальном уровне, не стали осознанными, тем более автоматическими регуляторами его поведения. Внимание к подростку, молодежи в настоящее время должно быть резко усилено, особенно в плане предупреждения правонарушений, конфликтов, которые в некоторых регионах принимают острые, а то и пугающие формы. Так, за период с 1994-1996г. увеличилась судимость учащихся и студентов с 48, 6 до 61, 1 тысяч человек, на 25, 8 % по сравнению с 1994 годом, а применение лишение свободы (а в соответствующих случаях и смертной казни) в 1996 году составило в отношении несовершеннолетних - 27, %. 11 Обзор статистических сведений о состоянии судимости и работе судов по рассмотрению уголовных дел за 1994-1996гг.//Кассационная палата Верховного Суда РФ//"Российская юстиция".-1997.- № 6. -С. 49-52 Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят другие негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации. Взаимоотношения государства и гражданина регламентированы в Основном Законе / Конституция РФ/. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации / статья 15/, но, к сожалению, это не всегда применяется в реальной жизни. Основные права и свободы гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому человеку от рождения /статья 17 Конституции РФ/; государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, места жительства и т.д./статья 19/, но по возрасту гарантирует только социальное обеспечение / статья 39/. Конституция Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства / статья 55/, а также устанавливает, что гражданин РФ может осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет / статья 61/. Особой защитой государства пользуются лица, не достигшие 18 лет (несовершеннолетние). Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав. Неполный объем дееспособности молодых граждан, а равно специальный порядок осуществления устанавливается только законом. / пункт 2 статьи 5 Закона СССР "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР"/. Этот же Закон не признает молодежными организациями объединения молодых граждан созданные общественными организациями и ведущие свою деятельность в рамках установленных задач и на основе решений их руководящих органов / пункт 3 статьи 14/ и тем самым лишает участия управлением государством, хотя права несовершеннолетних затрагиваются государственной политикой не в меньшей мере, чем скажем малочисленных народов. 2. ИСТОРИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИИ.С 1845 года главным источником нашего уголовного законодательства было "уголовное Уложение", в котором государство закрепляет отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. Или хотя и вменяемое, но при условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорит о том, какие меры должны употреблять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор. Затем "Уложение" определяет ответственность детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность должна быть, назначена судом на общем основании. Дисциплинарная власть осуществляется самими родителями, причем закон не определяет ни объема, ни характера дозволенных к употреблению средств, глухо говоря только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родителями по отношению к лицу детей своих не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам подлежат наказанию уголовному. Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имеет дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания падает, прежде всего, на семью; но там где она не хочет или не может выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей является государство, а осуществителем его забот становиться школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа, по общему правилу, безусловно, устраняет действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство должно установить надзор за школьными взысканиями, определить для них известные пределы эти взыскания должны налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями могут быть часто воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а, в крайнем случае, удаление из данного заведения.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|