реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Правительство Российской Федерации как высший орган исполнительной власти

реферат
p align="left">Председатель Правительства Российской Федерации, восемь заместителей, в том числе двух первых заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Министра финансов Российской Федерации.

Порядок формирования Правительства установлен гл. 6 Конституции РФ. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ. Если Государственная Дума РФ отклоняет кандидатуру Председателя Правительства, Президент вносит новую кандидатуру в течение недели. Государственная Дума РФ рассматривает представленную кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры также назначаются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Не позднее недельного срока после назначения Председатель Правительства представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.

Известно так же о том что, Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры обязаны при назначении на должность, а впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, представлять в налоговые органы Российской Федерации сведения о являющихся объектами налогообложения доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем на праве собственности им, их супругам и несовершеннолетним детям, а также о своих обязательствах имущественного характера и об обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей. Налоговые органы Российской Федерации направляют эти сведения Президенту Российской Федерации и в Федеральное Собрание.

Правительство принимает свои решения на заседаниях большинством голосов и оформляет их в виде постановлений и распоряжений. Постановления и распоряжения Правительства РФ - подзаконные акты. Они издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Акты Правительства, противоречащие Конституции России, федеральным законам, указам Президента России, могут быть отменены Президентом РФ. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации.

В данном параграфе мы рассмотрели состав и структуру Правительства Российской Федерации, определи на основе законодательных актов порядок формирования Правительства Российской Федерации, порядок назначения его председателя, и заместителей Председателя Правительства РФ.

2.2 Полномочия Правительства Российской Федерации

Определить фактический объем полномочий правительства только посредством анализа конституционных текстов невозможно - необходимо исследовать реальную деятельность правительства. Это дает основание считать, что компетенция правительства, осуществляющего текущее управление страной, охватывает любые вопросы государственной жизни, поскольку они не отнесены к ведению других государственных органов.

Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий:

организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;

формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений а так же представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Рассмотрим полномочия Правительства Российской Федерации непосредственно в соответствии со сферой деятельности согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации».

Полномочия Правительства Российской Федерации в социальной сфере:

обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования

разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды

обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью

участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации:

осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации;

организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации;

обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям и др.

Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере внешней политики и международных отношений:

обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории и др.

Перечень полномочий Правительства РФ, данный в ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим. Иные полномочия могут быть возложены на Правительство федеральными законами, указами Президента России, а также вытекают из других статей Федеральной конституции (например, обязанность давать заключения на проекты законов, представляемые в Государственную Думу по вопросам, перечисленным в ч. 3 ст. 104).

Из данного параграфа мы смогли дать определение полномочиям Правительства Российской Федерации, опираясь на законодательство подробно рассмотрели основные полномочия Правительства Российской Федерации исходя из различных сфер деятельности высшего исполнительного органа государственной власти.

2.3 Функции Правительства РФ

Государственная функция, осуществляемая исполнительной властью, - это организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, иных нормативных правовых актов.

Иначе говоря под функциями Правительства Российской Федерации понимают его основные направления деятельности. Согласно Конституции РФ функциями Правительства Российской Федерации являются:

1) разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;

2) обеспечение проведения в Российской федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

3) обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

4) осуществление управления федеральной собственностью;

5) осуществление мер по обеспечению страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

6) осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

7) осуществление иных полномочий, возложенных на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых Правительством решений образуется Аппарат Правительства. Его возглавляет Руководитель Аппарата - в ранге федерального министра.

Основными функциями Правительства в соответствии с Регламентом Правительства РФ:

а. осуществляет контроль за соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве;

а.1) обеспечивает с участием органов исполнительной власти и других государственных органов разработку и представление Председателю Правительства проектов основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляет контроль за их выполнением органами исполнительной власти;

б) подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, представляет Председателю Правительства и заместителям Председателя Правительства, Руководителю Аппарата Правительства предложения по этим документам, а также аналитические и справочные материалы по вопросам, рассматриваемым в Правительстве, в том числе на заседаниях координационных и совещательных органов, возглавляемых Председателем Правительства, материалы для других мероприятий с участием Председателя Правительства, запрашивает в установленном порядке информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Аппарата Правительства;

в) организует контроль за выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, при необходимости разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений;

г) осуществляет организационное обеспечение заседаний Правительства и его Президиума, подготовку совещаний и других мероприятий, проводимых с участием Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства, оформляет принятые решения;

г.1) проводит по указанию Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства или Руководителя Аппарата Правительства совещания с участием руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченных ими заместителей, приглашает на совещания представителей других государственных органов, организаций, специалистов и ученых в целях выполнения органами исполнительной власти решений Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей и др.

В данном параграфе мы дали понятие функциям Правительства Российской Федерации, выяснили что под ними понимаются его основные направления деятельности. Мы смогли подробно рассмотреть основные функции Правительства Российской Федерации, а также Аппарата Правительства РФ.

2.4 Ответственность Правительства Российской Федерации

На сегодняшний день следует различать политическую ответственность правительства перед парламентом или главой государства (ответственность за политику) и юридическую их ответственность за правонарушения. Политическая ответственность перед парламентом имеет место только при парламентарных и смешанных формах правления, политическая ответственность перед главой государства - при некоторых смешанных и президентской формах правления, а ответственность за правонарушения - при любых.

Политическое и правовое значение правительства отчетливо проявляется в его взаимоотношениях с парламентом. В общем виде эти отношения можно определить как взаимодействие и взаимозависимость. Зависимость правительства от парламента прослеживается во многом. Парламент утверждает бюджет и акты о налогообложении. От них прямо зависит финансирование, судьба правительственных планов, программ.

В результате деятельности правительства заключаются договоры с иностранными государствами, которые затем утверждает (ратифицирует) парламент. Иногда требуется, чтобы парламент предварительно санкционировал заключение международных договоров. Акты, изданные правительством или министерствами, могут утратить силу, если парламент издаст закон, устанавливающий новые правила по тому же предмету правового регулирования.

Парламенты обычно участвуют в решении вопроса об ответственности главы правительства, министров. Встречаются две основные формы парламентского недоверия - вотум недоверия и резолюция порицания. Обе имеют одинаковые последствия - правительство уходит в отставку либо глава государства распускает парламент, назначает выборы, и вновь избранные депутаты решают вопрос о доверии министрам. Наконец, возможны одновременно и отставка правительства, и роспуск парламента.

Вотум доверия либо недоверия выносится по инициативе самого правительства, которое обращается к парламенту за поддержкой. Надо сказать, что такое обращение может быть спровоцировано депутатами, которые проводят расследования правительственной деятельности, заявляют запросы и, таким образом, компрометируют правительство, вынуждая его просить парламент о доверии.

Запрашивая доверие, кабинет министров предлагает депутатам одобрить правительственную политику, проект бюджета или какой-либо законопроект, имеющий принципиальное значение. Если правительству не удается получить большинство голосов в свою поддержку, то считается, что ему вынесен вотум недоверия.

Резолюцию порицания парламент принимает по инициативе депутатов, которые не согласны с программой правительства, недовольны проводимой политикой. Для того чтобы резолюция была принята и правительство ушло в отставку, за нее должно проголосовать большинство депутатов.

В каждом из названных случаев требуется набрать большинство в пользу той стороны, которая ставит вопрос о доверии. Получение большинства голосов представляет собой сложную задачу.

Предположим, что мнения парламентариев разошлись. Они таковы, что 1/3 депутатов поддерживает правительство, другая треть выступает против него, а остальные имеют неопределенную позицию и воздерживаются от подачи голосов.

При такой расстановке правительство не получит доверия, если обратится за вотумом, - ему нужно большинство, а в пользу правительства настроена лишь треть депутатов. В итоге правительство получит вотум недоверия. Если же группа депутатов планирует смену правительства и предлагает принять порицающую его резолюцию, то и они не добьются успеха, так как против правительства настроена только треть парламента, - резолюция порицания не состоится, и, следовательно, правительству будет выражено доверие.

Недоверие может быть выражено не только всему составу правительства, правительственной программе, но и отдельным, скомпрометировавшим себя министрам.

Особо можно отметить такую разновидность политической ответственности, как ответственность за исполнение бюджета: неутверждение парламентом отчета об исполнении бюджета влечет в нормальных условиях отставку правительства. Политическая ответственность перед главой государства имеет место обычно в виде смещения правительства или министра.

Вообще политическая ответственность, включая такую ее форму, как недоверие, существенно отличается от ответственности юридической (или правовой). Основанием правовой ответственности является юридически установленный факт правонарушения.

В современной Российской юридической практике известны случаи отставки Правительства РФ. В соответствии со статьей 117 Конституции РФ В.В. Путиным было принято решение об отставке Правительства М. Касьянова, которое не было связано с оценкой деятельности прежнего Правительства РФ, а в связи с выходом России на новый курс развития.

Хотя парламент и утверждает законы, однако многие законопроекты зарождаются в правительственных учреждениях.

Кроме того, под давлением правительства глава государства может наложить вето на законы, принятые парламентом.

Подводя итог главе мы дали понятие таким характеристикам деятельности Правительства Российской Федерации, как его состав, порядок формирования, полномочия, функции и ответственность. Выяснили как формируется Правительство Российской Федерации, по сферам деятельности охарактеризовали его полномочия. В ходе раскрытия вопроса ответственности Правительства мы привели примеры из современной юридической практики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог проделанной работе, мы выяснили, что Правительство Российской Федерации - высший орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование на уровне подзаконных нормативных правовых актов. В ходе нашего исследования доказали, что содержанием деятельности правительства является организационно-распорядительная деятельность по исполнению и реализации законов, принятых парламентом Российской Федерации, указов Президента РФ, а так же иных нормативных правовых актов.

В ходе нашего исследования в первой части нашей работы, были даны определения Правительства Российской Федерации и показаны основные отличительные признаки Правительства РФ. Далее были рассмотрены основы правового регулирования деятельности высшего органа исполнительной власти.

Во второй части нашей работы мы определили состав Правительства РФ, и порядок его формирования, проделали анализ и дали характеристику таким понятиям, как полномочия Правительства, функции Правительства и его ответственность. Также мы выяснили, в каких сферах осуществляет свою деятельность Правительство РФ, привели примеры из нынешней политической жизни России случаи ответственности Правительства Российской Федерации.

На наш взгляд, приоритетными направлениями в сфере совершенствования деятельности Правительство Российской Федерации являются:

1) Предоставить Правительству Российской Федерации большие полномочия по нормативно-правовому регулированию в установленных законом сферах деятельности, что приведет к более полной реализации политики государства;

2) Решить проблему создания внутри Правительства Российской Федерации отдельных министерств, служб и агентств, которые осуществляли бы реализацию государственной политики не в сдвоенной, а в определенной сфере деятельности. (Например, Министерство промышленности и торговли преобразовать в два Министерства).

Литература

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Норма, 1993 г.

2. Федеральный Конституционный закон Российской Федерации "О Правительстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. (с изменениями от 10.01.2009) - №57.

3. Указ Президента РФ от 24.07.2008 N 1114"О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. N 724 Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти// Собрание законодательства РФ, 19.05.2008, N 20, ст. 2290.

4. Постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собр. Законодательства РФ, 2004, № 23, ст. 2313.

5. Габричизде Б.Н., Чернявский А.Г., Ким-Кимэн А.Н. Административное право. - М.: Проспект, 2004. - 404 с.

6. Бельский К.С. О функциях исполнительной власти // Государство и право, 2006. - №3.

7. Брюховецкий В.А. Порошкина Ю.О. Структурно - логические схемы об органах исполнительной власти. - Курск, 2005. - 281 с.

8. Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Былина, 2006г. - 472 с.

9. Алехин А.П. Административное право России. М.: Март. 2005 г. 532 с.

10. 6.Бахрах Д.Н. Административное право России: - М.: НОРМА, 2007. - 567 с.

11. Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право. М.: - ЭСКМО, 2005. - 1008 с.

12. Л.Л. Попов. Административное право. - М.: Юристъ, 2006. - 703 с.

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.