реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Права и обязанности детей и родителей

реферат
p align="left"> Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями о том, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Во-первых, мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми.

30 июля 1969 г. был принят Кодекс о браке и семье РСФСР2.

В числе обязанностей родителей фигурировала забота о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовке к полезной деятельности. Как родительская обязанность рассматривалась необходимость иметь детей при себе. Отсюда следовало право родителей требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании постановления закона или суда. И наконец, семейный кодекс возлагал защиту прав детей -- как личных, так и имущественных -- на родителей, которые являлись представителями детей «на суде и вне суда» без назначения их опекунами или попечителями.

Дети не имели права на имущество родителей, равно как и родители не имели права на имущество детей (ст. 160). Но родители обязаны были доставлять несовершеннолетним, нетрудоспособным и нуждающимся совершеннолетним детям пропитание и содержание. Подобного рода обязанность прекращалась, если дети находились на общественном или государственном иждивении. Размер содержания определялся в зависимости от материального положения родителей. Однако сумма, затрачиваемая каждым из них, не могла быть меньше половины прожиточного минимума, установленного для ребенка в данной местности. Родители, не могущие внести свою долю полностью, уплачивали ее часть (ст. 162). При отсутствии соглашения между родителями относительно выплаты содержания на ребенка вопрос решался судом. При этом суд принимал во внимание как средства и трудоспособность обоих родителей, так и невозможность для трудоспособной матери иметь заработок по причине необходимости ухода за детьми или в связи с беременностью. Четкое и недвусмысленное положение о том, что взаимные права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке», теперь сочеталось с допустимостью установления отцовства в добровольном -- по совместному заявлению женщины-матери и предполагаемого отца в органы записи актов гражданского состояния -- либо в судебном порядке.

Однако при установлении отцовства суд решал судьбу заявленного иска в зависимости от наличия (или отсутствия) одного из трех обстоятельств: во-первых, совместного проживания и ведения общего хозяйства матерью ребенка и ответчиком до рождения ребенка; во-вторых, совместного воспитания либо содержания ими ребенка; в-третьих, доказательств, с достоверностью подтверждающих признание ответчиком своего отцовства. Никакие другие события (изнасилование, проживание в разных комнатах общежития при очевидности близких отношений и т.п.) не могли служить основанием для решения вопроса об отцовстве в судебном порядке. Любая экспертиза по делу рассматривалась лишь в качестве одного из доказательств, подлежащих судебной оценке. Примечательно, что Кодекс 1969 г. выделял права и обязанности родителей в специальную главу. Но речь здесь шла главным образом о родительских обязанностях, содержание которых расширилось. При этом специально подчеркивалось равенство прав и обязанностей обоих родителей, даже если они расторгли брак. Подобного рода уточнение было полно большого смысла, поскольку все чаще приходилось встречаться с нарушением прав родителя, который после расторжения брака жил отдельно от своих детей. Помочь ему были призваны нормы, регламентирующие его участие в жизни ребенка путем регулярного с ним общения. Обеспечивать же право на это общение призваны были органы опеки и попечительства, а при неподчинении их решению -- суд. Правом на общение с ребенком семейный кодекс 1969 г. наделял и его бабушку, деда.

Совершенно иначе -- более полно и четко -- регламентировалось лишение родительских прав. Теперь давался более широкий и исчерпывающий, чем раньше, перечень оснований лишения родительских прав и определялись в общих чертах последствия применения столь суровой меры семейно-правовой ответственности. Одновременно допускалось восстановление судом родительских прав. Был введен также институт отобрания детей у родителей в судебном порядке независимо от лишения родительских прав: оно применялось, если оставление ребенка у лиц, у которых он находился, представляло для него опасность. Иного вида отобрания (органами опеки и попечительства) уже не было.Семейный кодекс 1969 г., как никогда раньше, подробно регламентировал алиментные отношения родителей и детей, других членов семьи, специально выделял правила, посвященные порядку уплаты и взыскания алиментов. Отныне были кодифицированы правила относительно долевого взыскания алиментов на содержание несовершеннолетних детей, взыскания алиментов в твердой денежной сумме, а также на детей, помещенных в детские учреждения. И наконец 29 декабря 1995 года был принят Семейный кодекс Российской Федерации. СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ

2.2 Обязанности и права родителей

У каждого из родителей равные права и обязанности (п. 1 ст. 61 СК РФ). Однако родители только тогда смогут достичь соответствующего результата в воспитании, когда оно будет осуществляться ими совместно. В связи с этим права и обязанности у отца и матери не только равные, но и взаимные. Она составляют содержание относительного родительского правоотношения между отцом и матерью по воспитанию ребенка. Праву отца на воспитание противостоит обязанность матери не препятствовать ему в осуществлении данного права. И, наоборот, праву матери корреспондирует обязанность отца не препятствовать последней в реализации права на воспитание ребенка. При этом, естественно, каждый из родителей контролирует процесс воспитания, осуществляемый другой стороной.

Под обязанностью родителей по воспитанию своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ) следует понимать их обязанность не только перед своими детьми, но и перед государством. Государственная необходимость обеспечения должного воспитания детей обусловлена, видимо, еще и тем, что "молодые поколения - суть гости настоящего времени и хозяева будущего, которое есть их настоящее, получаемое ими как наследство от старейших поколений" Белинский В.Г. О воспитании детей вообще и о детской книге: Антология педа-гогической мысли России первой половины XIX в. М.: Педагогика, 1987. С. 294..

В том случае, когда ребенка родила одинокая женщина и отцовство не установлено, есть одно относительное правоотношение: между ребенком и его матерью. Из предусмотренных главой 12 СК РФ личных прав и обязанностей родителей в отношении детей наиболее сложна и принципиальна обязанность родителей по воспитанию своих детей. Родители несут ответственность за воспитание своих детей и обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Основные направления воспитания вытекают из Конвенции о правах ребенка. Так, согласно ст. 21 Конвенции воспитание должно быть направлено на формирование:

уважения к правам человека, основным свободам и принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны проживания и происхождения, а также к цивилизациям, отличным от его собственной;

терпимости, духа мира, равноправия мужчины и женщины, дружба между народами, этническими, национальными и расовыми группами;

уважения к окружающей среде и др.;

чувства достоинства и собственной значимости и т. д.

Изложенное свидетельствует, что современное законодательство не отказалось от установления известных ориентиров в вопросах воспитания.

Так воспитывать - это во многом дело самих родителей, их педагогических навыков и способностей. По общему правилу сюда никто не имеет права вторгаться. В то же время в ст. 65 СК РФ указано, как нельзя воспитывать, какие способы должны быть исключены из арсенала средств воздействия на ребенка. В частности, недопустимы:

пренебрежение, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатация детей;

причинение вреда физическому или психическому здоровью детей, их нравственному развитию.

В соответствии с п. 1 ст. 63 СК РФ родители несут ответственность за воспитание своих детей. Из этой нормы на первый взгляд можно сделать вывод, что при ненадлежащем воспитании (то есть если ребенку не были, привиты, например, чувство уважения и дружбы к другим расам или цивилизациям; терпимости и равноправия к другим народам, уважения к окружающей природе и т. д.) должны последовать соответствующие семейно-правовые санкции.

Семейное законодательство РФ не предусматривает ответственности за то, каким стал ребенок. Если здесь и возможна ответственность, то не семейно-правовая, а предусмотренная нормами других отраслей права, например ответственность родителей за вред, причиненный несовершеннолетними (ст. 1073, 1074 ГК РФ).

По мере взросления ребенка ответственность его родителей меняется по содержанию: от основной ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, к субсидиарной (дополнительной) ответственности за вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, и, наконец, полное освобождение родителей за результаты воспитания по достижении ребенком возраста совершеннолетия или наступления обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение дееспособности в полном объеме до достижения ребенком 18 лет.

Семейно-правовая ответственность наступает для родителей не за результаты воспитания, то есть за то, каким стал или является ребенок, а за применение неверных, незаконных, непедагогических приемов и методов воспитания, что может повлечь за собой лишение родителей родительских прав, ограничение их прав на воспитание ребенка или отобрание ребенка.

Поскольку отец и мать имеют равные права и обязанности по воспитанию ребенка, предполагается, что все вопросы, касающиеся воспитания, должны решаться родителями по взаимному согласию, исходя из интересов ребенка. По достижении ребенком возраста 10 лет по общему правилу подлежит учету мнение и самого ребенка, если это не будет противоречить его интересам (ст. 57, 65 СК РФ). В случае спора между родителями они (или один из них) вправе обратиться в органы опеки и попечительства или в суд. Вполне возможен вариант, когда разногласия возникли между родителями и ребенком. В такой ситуации ребенок в возрасте до 14 лет вправе обратиться в органы опеки и попечительства по поводу защиты своих прав и законных интересов, а по достижении 14 лет - в суд (п. 2 ст. 56 СК РФ).

Практика свидетельствует, что при совместном проживании родителей между ними редко случаются споры по воспитанию детей. Во всяком случае, такие, что доходят до суда. Обычно подобные споры - удел родителей, проживающих раздельно. Как правило, наиболее остро встает вопрос о месте жительства ребенка. Если родители не могут достигнуть между собой согласия по этому вопросу, спор рассматривается в судебном порядке. Суд выносит решение, исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. При этом принимается во внимание привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможности создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и детей и др.).

К участию в деле также привлекается орган опеки и попечительства, обязанный провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (ст. 78 СК РФ).

В теории и на практике уже давно пытаются решить вопрос о том, кто из родителей имеет преимущество на то, чтобы ребенок был передан на воспитание именно ему. В свое время в литературе высказывалось мнение о необходимости установления в законодательстве презумпции в пользу матери в отношении детей младшего возраста Соколовская Ю.С. Споры о детях по советскому праву: Автореф. канд. дисс. Челябинск, 1950. С. 11.. Данная позиция находит поддержку и в судебной практике. Суд, удовлетворяя иск о передаче ребенка матери, в обоснование своего решения сослался на то, что "... мальчику 4 года и в этом возрасте лучшее воспитание ему может дать мать". Данное решение было отменено судебной коллегией Верховного Суда РФ Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1991. № 10. С. 1..

В.А. Рясенцев, в свою очередь, утверждал, что при равенстве всех прочих условий воспитания материально-бытовые условия могут оказать влияние на исход дела, если это диктуется интересами ребенка Рясенцев ВА. Семейное право. М. Наука. 1971.С. 190..

В п. 3 ст. 65 СК РФ на первое место в числе обстоятельств, определяющих судьбу иска о месте жительства ребенка, законодатель поставил привязанность ребенка к родителям и другим членам семьи. После этого отмечены личные качества родителей, их взаимоотношения. И лишь на последнем месте указаны материальные условия для воспитания и развития ребенка. Очевидно, в такой последовательности суд и должен анализировать обстоятельства дела, принимая решения.

Что касается средств на воспитание ребенка, то при взыскании алиментов суд должен помочь тому, кого любит ребенок. Чаще всего ребенок остается с матерью. Однако в судебной практике можно встретить примеры иных решений, когда ребенок передается отцу. Так, по одному спору было установлено, что мать злоупотребляет спиртными напитками, брак был расторгнут в связи с супружеской неверностью с ее стороны и т. д. В итоге суд передал ребенка на воспитание отцу Дело № 33-381 из архива Ленинского районного суда г. Самары.. Если у родителей несколько детей, то суды нередко оставляют их каждому из родителей. Так, по иску Г. к В. сын был передан на воспитание отцу, а дочь - материДело № 33-627 из архива Ленинского районного суда г. Самары..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.