Права человека в России
2 План: Введение……………………………………………………………………3 1. Понятие и история прав человека……………………………………..4 2. Типология прав человека……………………………………………….6 3. Права человека и гражданина в Конституции Российской Федерации ……………………………………………………………………………….10 4. Основные документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………12 Заключение…………………………………………………………………16 Список источников………………………………………………………..18 ВВЕДЕНИЕ Проблема прав человека, выражаемая в той или иной форме, сопутствует всей истории человечества. На заре человечества в условиях родоплеменного строя проблема не могла стоять, т.к. в то время не было отчужденной от индивида власти. Само же возникновение проблемы прав человека неразрывно связано с развитием общества, государства и человеческой индивидуальности. Исторически первой формой осмысления и утверждения индивидуального достоинства и автономии личности по отношению к власти стали идеи естественного права, возникшие в первом тысячелетии до н.э. Впервые идеи встречаются у древнегреческих философов- софистов: Ликофрона, Антифона, Алкидама и других в VI-V вв. до н.э. Они утверждали , что все люди равны от рождения и имеют одинаковые , обусловленные природой права. Само же государство Ликофрон трактовал как результат общественного договора. Идею договорного происхождения государства и равенства всех людей перед небом отстаивал в V в. до н.э. китайский философ Мо-Цзы. Значительный вклад в концепцию прав человека внес Аристотель. Он защищал права, присущие человеку от рождения, и, прежде всего, его право на частную собственность. Он не только признавал права гражданина государства, но различал естественное и условное, позитивное право, а также считал, что естественное право должно служить образцом для права условного, которое более изменчиво и является результатом деятельности властей и соглашений между людьми. Эта идея верховенства естественного права над законами государства получила свое развитие в современных теориях прав человека, в том числе в концепции правового государства. Что представляют права человека в современном мире, как они трактуются и каковы их основные положения- об этом я поговорю ниже в представленной работе. 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА Специфической конкретизацией гуманистических представлений применительно к миру политики являются права человека. Они представляют собой принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть права называют свободами) или получать определенные блага (это- собственно права). Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов высш. уч. заведений.- 3-е изд.- М.: Аспект Пресс, 1997.- С.83 Права человека представляют собой один из способов трактовки и практического решения вопроса взаимоотношений человекам и той общности, в которой он проживает и официальным представителем которой выступает власть. Они утверждают в этих взаимоотношениях свободу и достоинство личности, ее высший ценностный статус. Возможны четыре основных способа взаимоотношения индивидов с властью: тоталитарный, патриархальный, индивидуалистический и парципаторный (участия). Первая, тоталитарная модель таких взаимоотношений исходит из отожествления общества и государства, из безусловного приоритета целого над частью и полного подчинения индивида государству. Она исключает саму постановку проблемы прав человека, поскольку индивид рассматривается здесь как органическая, неразрывная частичка целого, как винтик в сложном государственном механизме, управляемый из центра. Патриархальный тип взаимоотношений индивида и власти предполагает сложную иерархию прав и обязанностей людей, неравенство их положения в отношениях власти. Он делит общество на различные сословия и группы, низшие из которых политически бесправны , высшие же обладают максимальными властными полномочиями, главным источником и распределителем которых является авторитарный правитель : монарх, диктатор и т.п.) Индивидуалистический способ взаимоотношений личности и власти основан на приоритете индивида в отношениях с государством. Наиболее ярко он представлен в либерализме, который исходит из того, что свободная личность есть конечный источник всякой власти в обществе, в том числе и самого государства. Взаимоотношения индивида и власти во внеполитических сферах и пути утверждения в них свободы и достоинства личности либерализмом вообще не рассматриваются. В результате сама проблема прав человека ставится главным образом в форме ограждающих от посягательств власти прав, т.е. узко и ограниченно. В современной политической науке преобладает третий, парципаторный подход к взаимоотношениям индивида и власти. Он лишен крайностей и не рассматривает личность как изолированного, независимого от общества индивида, вынужденного в союзе с себе подобными создать государство и подчиняться ему в определенных вопросах, а исходит из неразрывности и противоречивости взаимоотношений между личностью, обществом и государством. В этом случае сама проблема прав человека усматривается не столько в ограждении индивида от государственного вмешательства, а в использовании государства в целях создания наилучших условий свободного существования и развития личности. 2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В наши дни для большинства стран права человека являются неотъемлемым и высшей ценностью, признанной мировым сообществом. Сам термин «права человека» употребляется как в широком , так и в узком смыслах. В узком значении- это только те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от их конституционного закрепления и государственных границ. К ним относятся равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают весь обширный комплекс прав и свобод личности , их различные виды. Современная типология прав человека достаточно разнообразна. Наиболее общей их классификацией является деление всех прав на негативные (свободы) и позитивные. Негативные права определяют обязанности государства и других людей воздерживаться от тех или иных действий по отношению к индивиду. Они предохраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений. Эти права считаются основополагаюшими, абсолютными. Их осуществление не зависит от ресурсов государства, уровня социально-экономического развития страны. Негативные права составляют фундамент индивидуальной свободы. Почти все либеральные права имеют характер негативного права. Типичным примером этой группы прав и в целом негативного подхода к правам человекам является Билль о правах конституции США. Так, его первая статья гласит: « Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание , ограничивающих свободу слова или печати или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями о прекращении злоупотреблений». Практически все содержание Билля направлено на ограждение личности от всякого рода несправедливых и нежелательных посягательств со стороны правительства. В отличие от негативных прав, позитивные права фиксируют обязанности государства , лиц и организаций предоставлять гражданину те или иные блага, осуществлять определенные действия. Характер позитивного права носят все социальные права. Это, например, право на социальное вспомоществование, образование, охрану здоровья, достойный уровень жизни и др. Осуществление позитивных прав невозможно без наличия у государства достаточных ресурсов. Их конкретное наполнение прямо зависит от богатства страны и демократичности ее политической системы. В случае ограничения ресурсов позитивного права могут гарантировать гражданам лишь «равенство в нищете», как это имело место во многих странах административного социализма. Более конкретной и широко распространенной классификацией прав личности по сравнению с их делением на негативные и позитивные является Их подразделение в соответствии со сферами реализации на гражданские (личные) , политические, экономические, социальные ( в узком значении этого слова), культурные и экологические. Гражданские (личные) права- это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, имеющие в основном характер негативного права. В конституциях многих государств гражданские права обычно объединяют в одну группу с правами политическими. Основанием для этого служит преимущественно негативный характер тех или других, а также направленность обоих видов этих прав на обеспечение свободы личности в ее индивидуальном и общественном проявлениях. Политические права определяют возможности активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся право человека на гражданство, избирательные права, свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний, право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения, свобода совести и некоторые другие. К гражданским и политическим правам непосредственно примыкают права экономические. Они связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности. Вплоть до середины ХХ века важнейшие их этих прав - права частной собственности, предпринимательства и свободного распоряжения рабочей силой- обычно рассматривались как основолагающие гражданские права. В современных юридических документах эти права чаще называют экономическими и выделяют в относительно самостоятельную группу, однопорядковую с правами гражданскими, политическими и т.п. Гражданские, политические и экономические права нередко называют правами либеральными или же правами первого поколения. Все они носят характер преимущественно негативного права, ограждающего свободу личности от посягательств власти и других людей и нуждающихся лишь в охране со стороны государства. К правам второго поколения относят социальные права. Они призваны обеспечить материальные условия свободы и достойную жизнь каждому человеку. К данным правам относят собственно социальные, культурные и экологические права. Культурные права призваны гарантировать духовное развитие человека. Они включают право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества, преподавания и некоторые другие. Экологические права- это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. 3. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К основам правового положения человека и гражданина относятся его права, свободы и обязанности, гражданство. Права и свободы представляют краеугольный камень правового положения личности. Это зафиксировано в статье 2 Конституции РФ. Конституция РФ от 12 декабря 1993г. Принципиальное значение имеют и декларированные в Основном Законе России полнота прав и свобод граждан и их правовое равенство. В частности, в п. 2 ст.6 записано, что каждый гражданин обладает на территории Российской Федерации всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. В Конституции РФ 1993г. получили выражение и закрепление следующие принципы правового статуса личности: 1. Закрепление сферы и характера прав и свобод, установленных общепризнанными принципами международного права. Согласно этому принципу, Российская Федерация признает и характеризует права и свободы, свойственные цивилизованному обществу. Эти права и свободы нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948г.// Международное право в документах. М., 1982., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966г.// Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291, Международном пакте о гражданских и политических правах, вступивших в силу в 1976г Международный пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966г.//Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. №17. Ст.291, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950г. 2. Принцип неотчуждаемости основных прав человека и принадлежность ему их от рождения. Он предполагает, что все люди признаются свободными и обладающими правами и свободами от рождения. Государство не вправе издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Оно не может лишить гражданина РФ своего гражданства. Граждане, в свою очередь, свободны действовать в пределах своих неотчуждаемых прав и свобод, для чего не требуется никаких дозволений.
Страницы: 1, 2
|