реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Порядок приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях

реферат
ри подаче заявления о восстановлении в гражданстве Российской Федерации по форме, установленной Положением, представляются также следующие документы:

вид на жительство;

один из документов, подтверждающих наличие законного источника средств к существованию;

документ дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства в Российской Федерации либо иного полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства в порядке, предусмотренном законодательством данного государства, либо невозможность отказа от иного гражданства, а также копия данного обращения, заверенная соответствующим полномочным органом иностранного государства;

документ, подтверждающий владение заявителя русским языком;

справка полномочного органа, подтверждающая выход заявителя из гражданства Российской Федерации или факт подачи в соответствии с ранее действовавшим законодательством Российской Федерации о гражданстве заявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.

Можно сделать вывод, что новый Закон о гражданстве предусматривает возможность приема в российское гражданство в упрощенном порядке. Такой порядок касается двух категорий лиц и предусматривает в соответствии с этим различные условия упрощения процедуры приема в гражданство. По сравнению с прежним Законом о гражданстве возможность применения упрощенной процедуры сокращена. Оценка ужесточения процедур получения гражданства зависит от отношения к миграции в России как социальному явлению. В настоящее время экономисты и социологии отмечают как негативные, так и позитивные моменты влияния миграции на социально-экономическое развитие России.

Российское государство в настоящий период восприняло концепцию сокращения внешней миграции и увеличения населения России за счет иностранных граждан. Для этого законодательно созданы определенные препятствия для приема в гражданство иностранцев и сведены к минимуму обстоятельства, упрощающие этот порядок. Такие изменения в законодательстве о гражданстве можно признать позитивными, так как в настоящее время необходимости упрощать процедуру приема в гражданство России нет. Население бывших союзных республик, ставших суверенными государствами, уже сформировалось, поэтому упрощение процедуры приема в гражданство России утратило свою историческую актуальность. Получение гражданства государства должно быть особым актом в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, а не формальной и общедоступной процедурой. Такое отношение государства к предоставлению собственного гражданства является показателем его реального суверенитета.

Заключение

Гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием.

Конституция РФ 1993 г. аккумулировала важнейшие положения о гражданстве, выработанные практикой его правового регулирования, и возвела их в ранг конституционных принципов. Это относится к установлению единого и равного гражданства; равного обладания каждым гражданином РФ на ее территории всеми правами и свободами и выполнения равных конституционных обязанностей; невозможности лишения граждан РФ своего гражданства или права изменить его; невозможности высылки граждан РФ за пределы государства или выдачи другому государству; защиты и покровительства Российской Федерации своим гражданам за ее пределами; возможности иметь в соответствии с законом двойное гражданство; пользования в Российской Федерации правами и несения обязанностей иностранными гражданами и лицами без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

За прошедший после принятия Конституции РФ период сложились предпосылки для пересмотра и дальнейшей оптимизации ряда законодательных положений о гражданстве, уточнения старых и введения новых процедур и требований при решении вопросов гражданства, приведения института гражданства в соответствие как с внутренними политико-правовыми, социально-экономическими, так и международными реалиями. Все это нашло отражение в принятом 31 мая 2002 г. и вступившим в силу с 1 июля 2002 г. Федеральном законе "О гражданстве Российской Федерации".

На протяжении существования Российской Федерации изменения в законодательстве о гражданстве происходили дважды - при принятии Закона о гражданстве в 1991 году и при принятии нового Закона о гражданстве в 2002 году. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России.

Новый этап в развитии законодательства о гражданстве выявил ряд нерешенных проблем данного института. Связано это с тем, что правовое регулирование гражданства показывает, действительно ли признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина воспринимаются государством как обязанность, как приоритетная программа своих действий. Если исходить из конституционных положений, то это, несомненно, так. Однако не всегда даже законодательные формулировки соответствуют провозглашенным конституцией положениям. Противоречивость и непоследовательность некоторых положений нового закона свидетельствуют о незавершенности процесса оптимизации многих его содержательных характеристик. Весьма показательны в этом отношении те изменения, которые внесены новым Законом в уже сложившееся понятие гражданства.

Существенно изменен действовавший ранее порядок приобретения гражданства. Новый закон почти наполовину сократил перечень оснований приобретения гражданства Российской Федерации.

Более детально, по сравнению с предыдущим законодательством, в новом законе урегулирован порядок приема в гражданство. Теперь закон выделяет общий порядок приема в гражданство и упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации.

В Федеральном Законе 2002 г. расширен перечень оснований для отклонения заявления о приеме или восстановлении в гражданстве Российской Федерации. В частности, в дополнение к двум основаниям, закрепленным в Законе 1991 г. и сохранившимся в действующем, новый закон указывает еще шесть.

Таким образом, действующий Закон ужесточил процедуру приобретения гражданства, установив более жесткие требования для приобретения гражданства России в общем порядке, сократив основания приобретения гражданства в упрощенном порядке, а также введя дополнительные основания для отказа в приобретении гражданства. Такие изменения можно трактовать как реализацию государственной политики, направленной на сокращение внешней миграции и увеличения населения России за счет иностранных граждан.

Проблемными вопросами новой процедуры приема в гражданство можно отметить усложнение порядка получения гражданства. Но еще более сложным делает этот процесс "приказное правотворчество" российских органов исполнительной власти, которые по своему усмотрению требуют от соискателя гражданства предоставления сведений, не предусмотренных федеральным законодательством. Причем необходимость предоставления таких сведений значительно ущемляет права и свободы граждан.

Решение выявленных проблем видится во внесении следующих изменений в Заявление о приеме в гражданство, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации":

1) исключить пункты 8 "Национальность" и 9 "Вероисповедание" Заявления, так как лицо на территории Российской Федерации не обязано указывать свою национальность, а также свободно в выборе вероисповедания. Принуждение к указанию этих сведений является нарушением прав человека;

2) внесение сведений в п.п.13 "Близкие родственники", 15 "Трудовая деятельность за последние пять лет" в обязательном порядке под угрозой отказа в предоставлении гражданства в связи с указанием ложных данных зачастую весьма затруднительно, так как указанная информация бывает труднодоступной для заявителя. Поэтому необходимо внести изменения в порядок подачи Заявления о приеме в гражданство, в соответствии с которыми указанные пункты будут заполняться в добровольном порядке;

3) аналогичным образом изменить остальные заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в различных порядках для достижения единообразия процедуры приема в гражданство.

Внесение указанных изменений позволит сделать процедуру приема в российское гражданство более соответствующей федеральному законодательству, принципам правового статуса человека и гражданина.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - 5 июня

3. Федеральный закон от 3 января 2006 г. № 5-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 9 января. - № 2. - Ст.170.

4. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 31 июля. - № 31. - Часть I. - Ст.3420.

5. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 24 июля. - № 30. - Ст.3285.

6. Указ Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации" // Российская газета. - 2002. - 19 ноября.

7. Указ Президента РФ от 19 октября 2005 г. № 1222 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронные носители информации" (с изменениями и дополнениями от 27 июля 2007) // Российская газета. - 2005 г. - 22 октября.

8. Указ Президента РФ от 3 ноября 2006 г. № 1226 "О внесении изменений в Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - 6 ноября. - № 45. - Ст.4670.

9. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Российская газета. - 1997. - 21 августа.

10. Приказ МВД РФ от 19 февраля 2004 г. № 104 "Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации" // Российская газета. - 2004. - 9 апреля.

11. Приказ Минобразования РФ от 20 июня 2003 г. № 2606 "Об организации государственного тестирования по русскому языку как иностранному иностранных граждан и лиц без гражданства для приема в гражданство Российской Федерации" // Российская газета. - 2003. - 22 июля.

Материалы практики

12. Разъяснения МВД о порядке получения гражданства России // Комсомольская правда. - 2002. - 12 марта.

13. Приказ МВД РФ от 13 февраля 2002 г. № 121 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию по организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденную приказом МВД России от 30 июня 1994 г. № 330" (не действует) // Российская газета. - 2002. - 5 марта.

14. Определение Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2005 г. № 118-О "По жалобе гражданки Даминовой Светланы Рашидовны на нарушение ее конституционных прав пунктом "а" части первой статьи 12 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" // Российская газета. - 2005. - 27 мая.

Научная литература

15. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - М., 1994. - 280 с.

16. Авакьян С.А. Российское гражданство: опыт и проблемы // Законодательство. - 1997. - № 6. - С.17-25.

17. Актуальные проблемы гражданства: Материалы междунар. науч. -практ. конф. по проблемам гражданства.23-24 февраля 1995 г. - М., 1995. - 89 с.

18. Бабурин С.Н. Современные проблемы российской государственности: территория и гражданство // Государство и право. - 1996. - № 11. - С.32-39.

19. Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. - 1995. - № 6. - С.15-19.

20. Брянцев О.Г. Гражданство Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М., 2003. - 23 с.

21. Бурчакова М.А. Российское гражданство: состояние и перспективы правового регулирования: Автореф. дис.: канд. юрид. наук. - М., 2001. - 20 с.

22. Васильев В. Гражданство после распада СССР // Народный депутат. - 1992. - № 18. - С.5-9.

23. Витрук Н.В. Гражданство как правовая связь личности с государством // Проблемы государства и права. - 1976. - №13, - С.17-24.

24. Власенко И.Б. Институт гражданства и формы его государственного регулирования: Дис… канд. юрид. наук. - М., 2004. - 210 с.

25. Власенко И.Б. Правовое содержание основных форм внутригосударственного регламентирования гражданства в современных социально-политических условиях. - М., 1996. - 211 с.

26. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М., 1997. - 197 с.

27. Воробьев Н.Ф. Вопросы гражданства в Российском федеративном государстве // Российская государственность: состояние и перспективы развития. - М., 1995. - С.24-29.

28. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 1992. - 201 с.

29. Комкова Г.Н. Некоторые проблемы реализации Закона "О гражданстве Российской Федерации" // Реализация Конституции России: Межвуз. науч. сб. - Саратов, 1994. - С.96-112.

30. Кутафин О.Е. Без гражданства нет и государства // Российская Федерация сегодня. - 2001. - № 12. - С.16-20.

31. Кутафин О.Е. Российское гражданство. - М., 2004. - 166 с.

32. Мещеряков А.В. К истории зарождения советского гражданства. - Саратов, 1986. - 265 с.

33. Миронов А.В. Восстановление в гражданстве Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 2. - С.42-46.

34. Миронов О.О. Российское гражданство и права личности // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. - М., 1996. - № 6. - С.78-93.

35. Нехай Э.А. Реализация права на гражданство в Российской Федерации и некоторых государствах ближнего зарубежья // Актуальные проблемы гражданства. - М., 1995. - С.25-36.

36. Овчинников И.И. Российское гражданство: новый правовой статус // Гражданин и право. - 2002. - № 9/10. - С.15-21.

37. Пашлушкин А. Прием в гражданство и "приказное" правотворчество // Законодательство и экономика. - 2002. - № 9. - С.16-24.

38. Туз А.В. Институт гражданства в системе обеспечения правового статуса личности // Национальные интересы. - 2000. - № 3 (8). - С.32-39.

39. Черниченко С.В. Право наций на самоопределение и вопросы гражданства // Советское государство и право. - 1964. - № 1. - С.24-30.

40. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. - 451 с.

41. Чуприс О.И. Понятие и правовая характеристика гражданства // Право и демократия: Межвуз. сб. науч. трудов. - Минск, 1997. - Вып.8. - С. 20-26.

42. Шафир М.А. Гражданство Российской Федерации и его законодательное регулирование // Конституционный строй России. - Вып.1. - М., 1992. - С.152-157.

43. Шевцов В.С. Гражданство в советском союзном государстве. - М., 1969. - 143 с.

44. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд. - М., 1997. - 256 с.

45. Шингирей Т.Е. Приобретение гражданства Российской Федерации // Обозреватель-Observer Информационно-аналитический журнал. - 1996. - № 6. - С.36-39.

46. Шингирей Т.Е. Институт гражданства Российской Федерации: Автореф. дис… канд. юрид. наук. - М., 1997. - 24 с.

47. Яшин В.Н., Калинин В.Н. Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданства в Российской Федерации: современные проблемы // Право и политика. - 2000. - № 11. - С.60-68.

Справочная и учебная литература

48. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М., 1999. - 312 с.

49. Закон о гражданстве Российской Федерации: научно-практический комментарий. - М., 2004. - 167 с.

50. Дмитриев Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. - М., 1992. - 352 с.

51. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М., 1999. - 542 с.

52. Колюшин Е.И. Конституционное (государственное) право России. - М., 1999. - 469 с.

53. Комаров С.А. Личность в политической системе российского общества. - М., 1995. - 89 с.

54. Мицкевич А.В. Комментарий законодательства государств - участников СНГ о гражданстве. - М., 1996. - 311 с.

55. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. - 451 с.

Приложение

Основания и порядок приобретения гражданства

71

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.