реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)

реферат

Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)

45

Современная гуманитарная академия

Задание на курсовую работу

по дисциплине Конституционное (государственное) право России

«Порядок принятия, изменения и отмены Конституции в Российской Федерации (сравнительный анализ)»

Содержание

Введение

1. Особое место Конституции Российской Федерации в правовой системе демократического государства

1.1 Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации

1.2 Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ

2. Сравнительный анализ конституций зарубежных стран

2.1 Общая характеристика структуры зарубежных конституций

2.2 Разработка, принятие и изменение конституций зарубежных стран

2.3 Конституция Бразилии: подготовка, принятие, изменение

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение А. Юридическая сила и природа Конституции РФ

Приложение Б. Структура Конституции Российской Федерации 1993 года

Введение

Среди нормативно-правовых актов, закрепляющих основные нормы конституционного права, основным является конституция. Именно в конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования.

Огромное значение конституции в жизни всякого общества, ее принципиально особое место во всей правовой системе государства вызывают необходимость всестороннего изучения конституции в рамках данной курсовой работы.

Конституция - это основной закон государства, выражающий волю господствующего класса или всего общества и закрепляющий основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина. Конституция очерчивает круг функций государства, устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Термин «конституция» (с лат. constitutio - устанавливаю) употреблялся в древнем Риме для обозначения одного из видов правовых актов императора (наряду с декретами, эдиктами). В эпоху феодализма наряду с этим термином применялась и формулировка «основной закон», которая теперь часто используется как синоним слова «конституция».

Термин «конституция» употребляется много столетий, но ни в античном мире, ни в средние века его значение не совпадало с современным. Тогда не существовало основных законов, которые являлись бы юридической базой текущего законодательства (хотя и были некоторые достаточно значимые акты, например, Золотая булла 1222 г. в Венгрии или Великий мартовский ордонанс 1357 г. во Франции, включавшие нормы различных отраслей права).

Теоретическое обоснование необходимости конституции, разработка ее понятия, принятие первых конституций (Соединенные Штаты - в 1787 г., Франция и Польша - в 1791 г.) были связаны с борьбой молодой, революционной буржуазии против феодального строя и феодального права [22, с.56].

Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, своеобразный признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права.

Конституция как основной закон государства учреждает политическую форму существования общества, систему государственных органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования, закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Закрепляя наиболее важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие устои общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно «развивать» или дополнять конституцию. Соответствуя основному закону государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным содержанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою определенность и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

Конституция - прежде всего юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права. В отличие от обычных законов, основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества конституции обусловлены двумя обстоятельствами.

Во-первых, в силу абстрактного содержания ее положений она не подвержена постоянным изменениям. Во-вторых, жесткая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. Таким образом, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.

В мировой конституционно-правовой теории нет единого взгляда на содержание конституции. Конституции разных стран являют собой весьма пеструю картину, что отражает различие исторических условий их принятия и уровня конституционного правосознания. В то же время для мировой конституционной теории и практики характерна определенная унификация представлений о содержании современной конституции на базе утвердившихся общих взглядов на демократию.

Ни у кого не вызывает сомнений, что первейшей целью и задачей конституции в любой стране должны стать гарантии прав и свобод человека и гражданина, что устройство государственной власти может быть демократическим и эффективным только при соблюдении принципа разделения властей, что народный суверенитет воплощается через представительную систему, формируемую на основе всеобщего избирательного права.

Теоретическую основу работы составляют исследования, высказанные в трудах таких ученых, как С.А. Авакьян, М.П.Авдеенкова, Н.А. Боброва, В.Г. Вишняков, Ю.А. Дмитриев, О.Е. Кутафин, В.О. Лучин, Т.М. Пряхина, Ю.И. Скуратов, В.Е. Чиркин, Б.С. Эбзеев и др.

Цель курсовой работы - проанализировать принятие, изменение и отмену Конституции Российской Федерации и зарубежных стран.

Данная цель реализуется в работе на основе решения следующих задач:

· раскрыть порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ

· описать юридическую природу Конституции Российской Федерации;

· исследовать структуру зарубежных конституций.

Объектом исследования является Конституция России.

Предмет исследования - сравнительный анализ Конституции России и зарубежных конституций.

Правовой основой являются: Конституция Российской Федерации 1993 г., федеральные законы, монографии и научные статьи, посвященные данной проблеме.

1. Особое место конституции Российской Федерации в правовой системе демократического государства

1.1 Сущность и юридическая природа Конституции Российской Федерации

Сущность Конституции следует рассматривать в двух измерениях: в юридическом и социально-политическом. Образно говоря, в отличие от большинства других законов Конституция в наибольшей степени является продуктом и достоянием всего общества, а не только законодателей и юристов. Это связано с тем, что значение Конституции для общества значительно выходит за рамки юридического документа. Конституция активно влияет на все стороны жизни общества: политику, экономику, социальное развитие, на формирование сферы прав и свобод личности.

Содержание Конституции в момент ее принятия и последующего толкования ее положений являлось предметом острых общественных конфликтов, дискуссий и компромиссов, в которые был вовлечен весь спектр политических сил страны. Ссылки на Конституцию являются основанием для принятия важнейших политических решений. Толкование положений Конституции способно в значительной мере повлиять и даже изменить политическую обстановку в стране. В этом плане весьма показателен пример с конституционным обоснованием отмены прямых выборов глав исполнительной власти субъектов Федерации. В связи с особым политическим значением Конституции ее нередко характеризуют как важнейший политико-правовой документ страны [8, с.33].

Сказанное не означает, что особый социально-политический вес Конституции каким-то образом искажает юридические свойства Конституции, позволяя органам власти влиять на ее содержание и применение по правилам политической, а не юридической логики. Конституция России - это полноценный правовой акт наивысшей юридической силы. Именно Конституция изначально определяет правила политической деятельности, а не наоборот.

Конституция не является и не может являться податливым инструментом в руках политиков. Значение Конституции и заключается в том, что она стабилизирует социально-политические процессы в стране. Нормы Конституции должны применяться судами, иными органами власти, должностными лицами, исходя из того смысла, который заложен в ее нормах, а не в угоду каким-либо текущим политическим интересам. Иной подход приводит к кризису конституционного строя и в целом правопорядка в стране. Для того, чтобы убедиться, в чем это может проявляться, достаточно обратиться к урокам вооруженного противостояния в 1993 г.

Рассмотрим основные свойства Конституции как нормативного акта.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов традиционно отличают следующие черты:

· особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

· учредительный, первичный характер конституционных установлений;

· всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

· особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесения поправок, специфические формы охраны [14, с.87].

Конституция России является основным источником конституционного права России. Она определяет систему источников конституционного права, задает их содержание, определяет характер и направления их применения.

Конституция России является основным источником не только конституционного права, но и иных отраслей российского права. В ней содержатся основополагающие принципы и нормы для всей правовой системы России. В этом проявляется универсальность Конституции для правовой системы.

Важнейшим свойством Конституции является ее верховенство над другими нормативными актами, принимаемыми в Российской Федерации.

Конституцию РФ отличает особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок, который будет изложен далее.

Итак, можно сделать общий вывод: конституция представляет собой единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативный правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, определяет субъекта государственной власти, механизм ее осуществления, закрепляет охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Этим признакам общего понятия конституции отвечает и действующая Конституция РФ. Данное определение отражает типичные, сущностные признаки конституции, которые свойственны не всем ее видам. Различают также конституции гибкие и жесткие - в зависимости от установленного в этих конституциях порядка их изменения.

Конституции, которые могут быть изменены в таком же порядке, в каком принимаются обычные законы, называются гибкими. Те конституции, для изменения которых устанавливается сложная процедура, именуются жесткими.

Конституции представляют собой единый писаный акт. Однако роль конституции государства может выполнять система правовых актов, а также обычаев и судебных прецедентов. В связи с этим различают писаные и неписаные конституции.

Конституции могут реально отражать действительность, адекватно реализовываться в системе общественных отношений. В таком случае они являются реальными. Нередко положения конституции представляют собой лишь декларативные установления, принципы и нормы которых не находят отражения в жизни. Такие конституции именуются фиктивными.

1.2 Порядок принятия, пересмотра и изменения Конституции РФ

Порядок принятия Конституции РФ определялся Указом Президента РФ «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции РФ» от 15 октября 1993 г. [5].

В соответствии с этим Указом процедура принятия Конституции регламентировалась Положением о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ.

Положение о всенародном голосовании охватывало совокупность правовых норм, регулировавших наиболее существенные отношения, связанные с его проведением. Причем эта совокупность складывалась из двух четко выраженных групп правовых норм. Первая группа закрепляла принципы всенародного голосования, на основе которых оно осуществлялось.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.