p align="left">Включение в контракт правила пп. 2.8 сужает сферу действия ст. 403 Трудового кодекса об ограниченной материальной ответственности и наоборот расширяет сферу применения полной материальной ответственности. Работники- контрактники несут полную материальную ответственность, в отличие от работников, принятых по иным трудовым договорам, также за ущерб, причиненный нанимателю по их вине в результате неправильной постановки учета и хранения материальных или денежных ценностей, их хищения (в том числе мелкого хищения), уничтожения (даже по небрежности). [28, с. 18] Во всем остальном на работников, работающих по контрактам, распространяются правила Трудового кодекса о материальной ответственности за ущерб, причиненный нанимателю (ст. 400- 409). [27, с. 96] Подпункт 2.9 Декрета № 29 предлагает закрепление в контракте возможности понижения работника в классе (званий за нарушение правил внутреннего трудового распорядка. [28, с. 19] Данный пункт включается в контракт лишь с отдельными категориями работниками, в отношении которых классы (звания) установлены. [28, с. 19] В частности речь может вестись о государственных служащих. Согласно ст. 11 Закона Республики Беларусь «О государственной службе» каждой государственной должности соответствуют определенные классы служащих; для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12 класс является низшим, [3, с. 4] о содержании контракта с государственным служащим более подробно будет сказано в следующем параграфе. В контракт могут быть включены дополнительные условия, наличие или отсутствие которых не влияет на обязательные условия контракта. К таким условиям могут быть отнесены: установление неполной рабочей недели, о предоставлении работнику жилой площади, об обеспечении детским дошкольным учреждением и т.п. Законодательство не ограничивает стороны в вопросах установления дополнительных условий контракта. Основным критерием законности этих условий является то, что они не должны ухудшать положение работника. [41, с. 61] В контракте должны быть предусмотрены также минимальные компенсации за ухудшение правового положения работника. Установление обязанности нанимателя выплатить минимальную компенсацию за ухудшение правового положения работника имеет целью компенсировать особенности правового положения работника с которыми заключен контракт по сравнению с работниками, работающими по обычному трудовому договору. Ухудшение правового положения работника выражается в том, что по истечении срока контракта наниматель вправе прекратить трудовые отношения с работником без указания каких либо причин. Здесь можно привести пример из судебной практики. 29 мая 2003 г. с Г., слесарем турбинного цеха Новополоцкой ТЭЦ был заключен контракт сроком на 1 год, а 28 мя 2004 г. Г. был уволен по п. 2 ст. 35 Трудового кодекса в связи с истечением срока действия контракта. Суд г. Новополоцка, рассмотрев иск Г. о восстановлении на работе, оплате за время вынужденного прогула и взыскании морального вреда, обоснованно не удовлетворил его требования, поскольку доводы Г. о том, что с ним как с не освобожденным членом Совета первичной организации работников Новополоцкой ТЭЦ Свободного профсоюза Белорусского наниматель расторг контракт без соблюдения гарантий, предусмотренных законодательством, а именно, не было получено согласие на его увольнение Свободного профсоюза Белорусского, членом которого он являлся, суд, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 35 Трудового кодекса, ст. 241 Трудового кодекса не принял во внимание. Разъяснив, что дополнительные гарантии при увольнении, на которые ссылался Г., распространяются при досрочном расторжении контракта по инициативе нанимателя, а не в случае прекращения контракта в связи с истечением его срока. [43, с. 1-4] Кроме того, контракт может быть расторгнут досрочно не только по основаниям, установленным в законодательстве, но и по основаниям, предусмотренным в самом контракте. В то же время работник в период срока действия контракта не может уволиться по собственному желанию. [27, с. 97] Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1180 от 2 августа 1999 г. (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31октября 2005 г. № 1201) установлено, что в случае досрочного расторжения контракта из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения его условий по вине нанимателя работнику выплачивается минимальная компенсация в размере трех среднемесячных заработных плат . [10, с. 1] Это правило не распространяется на работников, достигших пенсионного возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет) и имеющих право на полную пенсию, а также работников, не достигших указанного возраста, но получающих пенсии (кроме трудовых пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца и социальных пенсий). 3.2 Содержание контракта нанимателя с руководителем и с некоторыми другими категориями работников В предыдущем параграфе дипломной работы рассмотрено содержания контракта нанимателя с работником, как наиболее часто используемого в трудовых отношениях. В то же самое время существуют категории граждан, которые являются руководителями и с которыми также заключаются контракты. Содержание контракта нанимателя с руководителем включает в себя ряд отличий по сравнению с содержанием контракта нанимателя с работником, на которые необходимо обратить внимание. Нанимателю законодательством о контрактах установлены более широкие права и обязанности, ввиду того, что наниматель априори занимает более высокий социальный статус по сравнению с работниками, установлены также более жесткие условия заключения и расторжения контрактов. Далее будут рассмотрены только особенности содержания контракта нанимателя с руководителем и с другими категориями работников. В соответствии с законодательством в контракт нанимателя с руководителем должны быть внесены следующие дополнительные пункты, обязательные к исполнению руководителем: соблюдать требования по охране труда и безопасному ведению работ, санитарные и другие правила, установленные нормативными правовыми актами (документами); поддерживать квалификацию, достаточную для эффективного выполнения должностных обязанностей не принимать вознаграждения от граждан и юридических лиц, не пользоваться предоставляемыми ими услугами и льготами в личных целях; бережно относиться к имуществу государственной организации, использовать это имущество для выполнения работы, предусмотренной контрактом, и (или) в соответствии с указаниями нанимателя, не противоречащими законодательству; обеспечивать работников государственной организации работой в соответствии с законодательством, коллективным договором (соглашением) и трудовыми договорами; принимать необходимые меры по профилактике производственного травматизма, профессиональных и других заболеваний работников; постоянно контролировать знание и соблюдение работниками требований инструкций по технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности; своевременно и правильно проводить расследование и учет несчастных случаев на производстве. обеспечивать соблюдение законодательства о труде, условий, установленных коллективными договорами, соглашениями, другими локальными нормативными актами и трудовыми договорами; не отчуждать, не сдавать в аренду основные фонды государственной организации без согласия нанимателя либо органа, определенного законодательством; утверждать по согласованию с вышестоящим органом государственного управления прогноз развития организации на пять лет, бизнес-планы ее развития на год, а в случаях, установленных законодательством, при проведении модернизации или реконструкции действующего производства, а также создании нового производства - бизнес-планы инвестиционных проектов; обеспечивать получение прибыли (дохода) в согласованных с нанимателем размерах поддерживать согласованный уровень производства продукции (работ, услуг) обеспечивать эффективное использование собственных средств; в случае получения организацией бюджетного займа, бюджетной ссуды за счет средств республиканского (местного) бюджета обеспечивать их целевое использование и своевременность возврата. [21, с. 8-11] При прекращении трудовых отношений представлять нанимателю сведения Министерства финансов (местного исполнительного и распорядительного органа) о выполнении договора об условиях выдачи и возврата бюджетного займа, бюджетной ссуды, заключенного организацией с Министерством финансов (местным исполнительным и распорядительным органом); обеспечивать выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных документов по стандартизации; не разглашать сведения, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну нанимателя представлять декларацию о доходах и имуществе в соответствии с законодательством; исполнять иные обязанности, вытекающие из законодательства, локальных нормативных актов. [21, с. 12] Руководитель имеет право на: выполнение работы по должности в соответствии с контрактом; защиту экономических и социальных прав и интересов; участие в собраниях; получение заработной платы; получение заработной платы; ежедневный и еженедельный отдых, в том числе во время государственных праздников, праздничных дней, установленных и объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими, и отпуск продолжительностью, установленной законодательством о труде; социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальные гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы; невмешательство в его частную жизнь и уважение личного достоинства; судебную и иную защиту трудовых прав. [21, с. 12] Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. № 127 утверждено Положение о порядке согласования фондом государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь проектов контрактов с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений (с изменениями, внесенными постановлением Министерства экономики от 3 июня 2004 г. № 143) (далее Положение о порядке согласования проектов контрактов). [24, с. 3] Положением о порядке согласования проектов контрактов определены порядок и условия согласования фондом государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь (далее - фонд) проектов контрактов, заключаемых республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, а также другими субъектами, уполномоченными управлять государственным имуществом (далее - государственные органы), с руководителями государственных предприятий, объединений, организаций и учреждений, относящихся к республиканской собственности (далее - государственные организации). Государственные органы представляют в фонд проекты контрактов, заключаемых с лицами, назначаемыми на должность руководителей государственных организаций, для согласования их в части правильности отражения в них вопросов по управлению и распоряжению государственным имуществом [24, с. 3]. При согласовании проектов контрактов следует исходить из того, что вопросы управления и распоряжения государственным имуществом регулируются Гражданским Кодексом Республики Беларусь и принятыми нормативными правовыми актами по распоряжению государственным имуществом, а также уставами (положениями) государственных организаций. [40, с. 39] Другой довольно значительной группой граждан, с которыми заключаются контракты являются государственные служащие. В соответствии со ст. 30 Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года № 204-3 «О государственной службе в Республике Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, гражданами, поступающими на государственную службу, заключается контракт на срок не менее одного года руководителем соответствующего государственного органа. [3, с. 16] В содержании контракта с государственным служащим содержатся отличия, на которые стоит обратить внимание ввиду того, что государственный служащий на профессиональной основе осуществляет деятельность в целях непосредственной реализации государственно- властных полномочий. Законодательством о контрактах с государственными служащими указаны следующие дополнительные пункты: письменное закрепление служебных обязанностей государственных служащих и создание надлежащих условий для их исполнения;. принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями; посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций; получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей; повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования; повышение в должности, классе государственного служащего; участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности; получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь; ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений ;проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан; отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству; свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь; здоровые и безопасные условия труда; отставку по основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь "О государственной службе в Республике
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|