Порядок и условия заключения брака
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА 1.1 Понятие брака в правовой науке1.2 Эволюция института брака в правовой науке1.3 Юридическая природа брака в правовой науке2. ПОРЯДОК ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА2.1 Заключение брака в органах ЗАГСа2.2 Процедура заключения брака2.3 Заключение брака в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ3. УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ БРАКА И ПРЕПЯТСТВИЯ К ЗАКЛЮЧЕНИЮ БРАКА3.1 Условия заключения брака3.2 Препятствия к заключению брака3.3 Медицинское обследование лиц, вступающих в бракЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВВВЕДЕНИЕГлавной идеей Послания бывшего Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10.05. 2006 г. Федеральному Собранию явилась особая забота государства о возрождении и обеспечении семейных ценностей. Государственный интерес в регулировании семейных отношений выражен в ст. 7 Конституции РФ, согласно которой "в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства", в ст. 38 Основного Закона закреплено, что "материнство и детство находятся под защитой государства".Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных политических, экономических и социальных изменений, происходящих в современной России, свидетельствует о необходимости пересмотра существующих взглядов на взаимодействие семьи и государства: насколько значим институт семьи для обеспечения государственных интересов и в какой мере государство может воздействовать на сферу сугубо частных семейных отношений. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью определило новое направление в характеристике системы взаимодействия частных и публичных интересов в обществе.Перед современной наукой семейного права стоит целый ряд проблем, подход к разрешению которых определяется установлением оптимального соотношения частных и публичных интересов. Анализ современных семейных отношений сквозь призму действующего законодательства и правоприменительной практики дает основания говорить о необходимости изменения предмета и метода семейно-правового регулирования: расширяется круг отношений, связанных с реализацией гражданами своих семейных прав, которые в свою очередь не всегда могут быть регламентированы имеющимся "набором" семейно-правовых средств.Особое значение имеет совершенствование понятийного аппарата семейного права. В семейном праве наблюдается тождественность понятий "семья" и "брак", "семья" и "семейные правоотношения". Иерархия интересов в семье и иерархия интересов в семейных правоотношениях имеют разные критерии построения, характеристика которых позволяет сделать вывод о неоднородности названных выше семейно-правовых категорий.В современных условиях семья выделяется в самостоятельную, независимую от государства сферу, которая характеризуется приоритетом индивидуальных частных интересов и ценностей членов семьи. Она утрачивает признаки социально-публичного института, представляя собой союз лиц, не обремененных взаимными обязанностями. Государство должно быть заинтересовано в существовании такой семьи, которая способна обеспечить национальные интересы, сыграть значимую роль в развитии государства, становлении гражданского общества.В связи с этим исследование возможных форм взаимодействия государства и семьи в условиях современного социального реформирования сквозь призму сочетания частных и публичных интересов в механизме семейно-правового регулирования представляет особую актуальность. Рассмотрение общетеоретической проблемы соотношения частных и публичных начал в праве применительно к семейным правоотношениям позволит также повысить эффективность правотворчества и соответствующей правоприменительной практики.Характеризуя состояние научной разработанности проблемы соотношения частных и публичных интересов в семейном праве, необходимо отметить, что в науке семейного права рассматривались лишь некоторые вопросы, касающиеся интересов. Особенностью понятий "законные интересы" и "интерес" вообще применительно к семейным правоотношениям является то, что в семейном праве, как в доктрине, так и в законодательстве, отсутствует четкое их определение. Можно констатировать, что до настоящего времени представители науки семейного права исследовали правовую природу данной категории частично и сквозь призму интересов отдельных членов семьи Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении и упрочении заинтересовано общество и государство; в крепкой, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста. Аристотель полагал: "Семья первичнее и необходимее государства". Однако вне общества, вне государства нет и семьи. Семья является своеобразным зеркальным отражением общества. Все происходящие в нем изменения, как позитивные, так и негативные, тут же отражаются во внешней форме и внутреннем состоянии семьи: в ее психологическом и моральном климате, бытовых условиях, экономическом состоянии и т.д. Анализируя взаимосвязь семьи и общества, следует отметить, что неоспоримым является утверждение, согласно которому семья в социуме - сложный феномен. Она зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые в нем происходят. В то же время семья имеет собственную эволюцию, обусловленную собственными механизмами, обладающую имманентными ее закономерностями. Диалектика такова: семья изменяется вместе с изменениями общества, которое в свою очередь изменяется вместе с изменением семьи. Семья, таким образом, - та социальная арена, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения отдельного человека и общества. Семья является уникальным социально-правовым институтом. Именно в семье закладываются основы социализации личности; обладая семейно-правовым статусом, лицо вправе рассчитывать на защиту со стороны государства. Значительное внимание к изучению семьи обусловлено развитием в последнее время учения о гражданском обществе. Принято считать, что гражданское общество - это "свободное, демократическое, плюралистическое, правовое общество, целью и центром которого является человек (личность) с его частными интересами и чаяниями, система отношений, в которой высшей ценностью являются права человека". Считаю, что тема дипломной работы «Порядок и условия заключения брака» актуальна, поскольку становление семьи начинается с заключением брака в установленном государством порядке. 2008 год объявлен годом семьи. Порядок и условия заключения брака регламентируются действующим законодательством, в частности, Семейным кодексом Российской Федерации. Цель работы: провести анализ правовых основ условий и порядка заключения брака. Цель работы обуславливает ее задачи: -изучить генезис условий и порядка заключения брака в России, - охарактеризовать основные этапы формирования понятий и функционального содержания условий и порядка заключения брака, - определить исторические, социальные и экономические факторы, лежащие в основе формирования и развития условий и порядка заключения брака, - сформулировать выводы относительно условий и порядка заключения брака в современном российском праве. Основой для написания данной работы стал анализ различных нормативных правовых актов и материалов юридической практики, а также специальной литературы - учебных пособий для студентов вузов, научных статей и монографий, среди которых следует выделить работы таких авторов, как: Антокольской М.В., Беляковой А.М., Васильева Е.А., Нечаевой А.М., Матвеева Г.К., Рясенцева В.А., Ворожейкина Е.М. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА БРАКА1.1 Понятие брака в правовой наукеВ последние десятилетия брак в социологическом смысле рассматривался в России в основном как союз между лицами мужского и женского пола, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе, или как исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их отношения друг к другу и к детям. В современной отечественной энциклопедической литературе под браком, как правило, понимается семейный союз мужчины и женщины (супружество), порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Однако в Семейном Кодексе отсутствует определение брака как конкретного юридического факта и одного из главных институтов семейного права, что вполне закономерно, поскольку отрицательный подход к нормативному закреплению понятия брака был характерен на протяжении длительного времени и для ранее действовавшего семейного законодательства России, включая три предыдущих брачно-семейных кодекса послереволюционного периода (1918, 1926, 1969 гг.). Как подчеркивается в современной юридической литературе, отсутствие законодательно установленного определения брака связано с тем, что брак является сложным комплексным социальным явлением, находящимся под воздействием не только правовых, но и этических, моральных норм, а также экономических законов, что ставило бы под сомнение полноту определения брака только с правовых позиций, тем более что «духовные и физические элементы брака, безусловно, не могут регулироваться правом». [39] Подобная позиция не нова и в целом согласуется с теоретическими выводами известных правоведов А. М. Беляковой, Н. В. Орловой, В. А. Рясенцева и других о том, что «юридическое определение брака неизбежно было бы неполным, так как не могло бы охватить существенные признаки брака, лежащие за пределами права».[22]В юридической литературе высказывались различные точки зрения о понятии брака, его сущности и признаках. При этом в большинстве научных работ неизменно подчеркивалось, что брак не может быть сделкой или договором, а является юридически оформленным свободным и добровольным союзом мужчины и женщины, направленным на создание семьи, порождающим взаимные права и обязанности. [26]Отмечалось также, что брак как союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи, в принципе должен иметь пожизненный характер [27]. Подобная позиция основывалась на естественном предположении, что одной из основных целей семьи должно являться рождение и воспитание детей. [38]Однако принцип пожизненности брака носил скорее желаемый, чем фактический характер, а ныне не может признаваться обязательным признаком брака исходя из содержания Семейного Кодекса. Некорректным являлось бы и предлагаемое ранее некоторыми авторами включение в определение брака в качестве необходимого признака цели в виде рождения и воспитания детей. [27]С принятием Семейного Кодекса и значительным усилением в нем договорных начал в современных научных исследованиях возникают совершенно новые, нетрадиционные для отечественной юридической науки взгляды на брак, принципиально отличающиеся от ранее существовавших в семейном праве точек зрения. Например, М.В. Антокольская, последовательно исследуя правовые теории брака как договора, как таинства и как института особого рода, приходит к выводу, что «соглашение о заключении брака по своей правовой природе не отличается от гражданского договора. В той части, в какой оно регулируется правом и порождает правовые последствия, оно является договором». При этом брак во внеправовой сфере может расцениваться вступающими в брак «как клятва перед богом или как моральное обязательство, или как чисто имущественная сделка». [25]С другой стороны, в теории современного отечественного семейного права в основном продолжают преобладать взгляды на брак как на свободный, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, заключаемый в органах записи актов гражданского состояния для создания семьи и порождающий взаимные права и обязанности супругов. [28] Подобное определение приводится в научной литературе по семейному праву с некоторыми коррективами. Так, О.А. Хазова понимает под браком «моногамный добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением установленного законом порядка и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности». [48] А.М. Нечаева, также давая традиционное понятие брака как союза мужчины и женщины, влекущего за собой правовые последствия, вместе с тем одновременно расценивает его как форму отношений между лицами разного пола и как своеобразный символ для вступающих в брак и для государства. [18]Многообразные точки зрения на правовую природу брака существуют не только в отечественной теории семейного права, но и в семейном праве зарубежных государств. В частности, Е.А. Васильев выделяет из числа существующих за рубежом три основные точки зрения на брак: брак-договор (наиболее распространенная концепция), брак-статус, брак-партнерство. [14]Характерно, что, как и в России, конституционное законодательство большинства зарубежных стран устанавливает необходимость государственной защиты брака как основы семьи. Например, Конституцией Ирландии (ст. 41 (3.1) закреплено, что «государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана семья, и защищать его от нападок». [14]В некоторых государствах посчитали необходимым дать нормативное определение брака, причем именно в конституции. Так, ст. 46 Конституции Республики Болгария 1991 г. провозглашает, что «брак представляет собой добровольный союз мужчины и женщины». [13]Таким образом, вышесказанное делает возможным дать следующее понятие брака: брак -- это важнейший юридический факт, вызывающий возникновение семейно-правовых связей, и представляет собой свободный и добровольный союз мужчины и женщины, заключаемый в установленном порядке с соблюдением требований закона, направленный на создание семьи. В каждом случае брак является конкретным правоотношением, порождающим у супругов определенные субъективные права и обязанности личного и имущественного характера.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|