реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятие транспортных обязательств

реферат
p align="left">4.2 Ответственность сторон

При невыполнении обязательств по перевозке пассажира и багажа перевозчик несет установленную законодательством ответственность. Особенностью законодательно установленной ответственности является унификация норм об ответственности применительно к перевозкам всеми видами транспорта.

За задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира или опоздание такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях), перевозчик должен уплатить пассажиру штраф в размере, установленном законодательными актами о транспорте, если не докажет, что задержка или опоздание произошли вследствие непреодолимой силы.

Пассажир в указанных случаях имеет право отказаться от перевозки, и тогда перевозчик обязан возвратить провозную плату в полном размере, а также возместить пассажиру понесенные им в связи задержкой убытки.

В соответствии с ч.2 статьи 18 Закона Республики Казахстан "О транспорте" при задержке перевозки пассажира по вине перевозчика (когда пассажир все же воспользовался услугами перевозчика) последний должен уплатить пассажиру штраф в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, помимо возмещения убытков пассажиру, если последние имели место. Сумма подлежащего при этом уплате пассажиру штрафа не может превышать стоимости приобретенного билета. Если происходит задержка рейсов на 10 часов и более, то перевозчик обязан за свой счет предоставлять пассажирам места в гостинице и питание. По запросу пассажира ему будет выдаваться официальный документ или должна производиться отметка в его билете о причине задержки перевозки.

Размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке багажа является таким же, как по утрате, недостаче, повреждении принятого к перевозке груза. За просрочку в доставке багажа перевозчик должен уплатить получателю багажа штраф в размере 10% платы за перевозку за каждые сутки просрочки. Предельный размер ответственности и в этом случае не должен превышать 50% платы за перевозку.

По соглашению сторон, если перевозчик согласен на более высокий размер ответственности, на компенсацию убытков пассажира, либо получателя багажа, указанные, предусмотренные законодательством размеры ответственности могут быть изменены в сторону увеличения. Однако приведенные санкции ответственности следует рассматривать как минимальный размер ответственности за нарушения перевозчиком договоров перевозки пассажиров и багажа. Перевозчик несет имущественную ответственность, если при перевозке был причинен вред здоровью или жизни пассажира. Все транспортные средства можно отнести к источникам повышенной опасности, кроме того, перевозчик, как правило, субъект предпринимательской деятельности. Вследствие этого предусматривается безвиновная ответственность перевозчика, и он может быть освобожден от возмещения причиненного здоровью и жизни пассажира вреда, только если перевозчик докажет, что вред был причинен из-за умысла потерпевшего или действия непреодолимой силы.

Отправитель багажа (равно как и отправитель груза) будет нести ответственность за вред, причиненный перевозчику или третьему лицу, перед которым перевозчик несет ответственность, если он в транспортных документах указал неправильные, неточные или неполные сведения.

V ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным и исключительно транспортно-вспомогательным договором. Отсюда вытекает его название, которое происходит от латинского слова expeditio -отправление. В действующем ГК учитывается указанная роль договора транспортной экспедиции, и ее регулированию посвящается отдельная 15 глава (ст. 708-714).

Договор транспортной экспедиции опосредует посредническую деятельность в особой области перевозочных отношений. Поэтому определить содержание прав и обязанностей сторон в полной мере без учета норм транспортного законодательства невозможно.

Данный договор по своей сути является договором о возмездном оказании услуг. Услуги, выступающие его предметом, четко определяются в содержательной части договора транспортной экспедиции. Правовая форма оказания услуг транспортной экспедиции может быть опосредована использованием элементов договора поручения, либо договора комиссии.

В современных условиях услугами транспортных экспедиторов могут воспользоваться любые субъекты, в том числе заключающие разовые договоры перевозки грузов или багажа, не предназначенных для предпринимательской деятельности. В условиях социалистической системы хозяйствования он считался неотъемлемым "винтиком" плановой экономики и жестко привязывался к заключаемым договорам перевозки. Кроме того, правовая природа этого договора и гражданско-правовом законодательстве не была соответствующим образом учтена. Вследствие этого экспедиция могла быть расценена как некий "довесок" прав и обязанностей к договору перевозки. Договор транспортной экспедиции считается наиболее применимым в случаях, когда количество отправляемых или прибывающих в адрес того или иного лица грузов достигает значительных размеров и самостоятельное выполнение операций, связанных с оформлением перевозки, становится для грузоотправителя (грузополучателя) обременительным и экономически неоправданным.

Следует заметить, что нормы о транспортной экспедиции предоставляют возможность широко разнообразить характер и объем действий, которые специализированный посредник- экспедитор будет обязываться выполнить за клиента. Договор транспортной экспедиции может полностью избавить последнего от необходимости вступать в непосредственные отношения с перевозчиками и связанных с этим проблем.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента- отправителя или получателя груза) выполнить или организовать выполнение определенных договоров экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, в том числе заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза.

Форма договора транспортной экспедиции. Этот договор должен заключаться в письменной форме. Причем законодательство не предусматривает требований к обязательным реквизитам, которые должны содержаться в договоре транспортной экспедиции как в документе. Отсутствует и специальное указание на последствия несоблюдения требуемой письменной формы. Вследствие этого можно сделать вывод, что в некоторых случаях письменные договоры на транспортно-экспедиционное обслуживание могут и не заключаться. Связано это с тем, что в соответствии с п.2 ст. 709 КГ РК отправитель (получатель) груза в случае необходимости выдает доверенность экспедитору. Из нее и будет вытекать факт наличия договорных отношений между определенными субъектами, хотя конечно доверенность не может в полной мере заменить письменный текст договора. С другой стороны, на практике транспортно-экспедиционные организации будут сами заинтересованы в четкой регламентации прав и обязанностей сторон. Это будет способствовать укреплению их деловой репутации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Исходя из этого, можно отметить, что имеются определенные предпосылки для того, что в некоторых случаях договор транспортной экспедиции заключался в письменной форме как договор присоединения.

Договор транспортной экспедиции консенсуальный, взаимный и возмездный договор.

Субъектами (участниками) договора транспортной экспедиции являются сторона - экспедитор и сторона - клиент. Существующая свобода договорных отношений позволяет в обоих качествах выступать как юридическим, так и физическим лицам. Однако возможность фактического участия в отношениях транспортной экспедиции для клиентов будет зависеть от того, имеется ли у них компетенция по заключению того или иного договора перевозки. Она в некоторых случаях может отсутствовать.

Например, условиями договора купли-продажи или иного договора, направленного на перемещение товаров (передачу собственности, иных прав на имущество), может быть предусмотрено, что должник (продавец, лизингодатель и т.д.) должен доставить груз, используя перевозку без услуг транспортной экспедиции, которая может привести к удорожанию товара. Если в таких случаях должник все-таки заключит договор транспортной экспедиции, то он окажется в роли правонарушителя перед своим первоначальным контрагентом по договору.

Другая вероятность ограничения возможности (способности) лица выступить клиентом по договору транспортной экспедиции будет основана на его особом положении в качестве субъекта гражданско-правовых отношений. Речь идет, к примеру, о государственных учреждениях, которым могут быть выделены определенные сметные средства на заключение договоров перевозки без возможности пользования услугами транспортной экспедиции. Не исключено, что заключению договора транспортной экспедиции в качестве клиента могут препятствовать и иные объективные обстоятельства.

Экспедитор может привлекать к оказанию услуг отдельные специализированные организации (специалистов). Однако из-за этого последние не становятся участниками транспортно-экспедиционных отношений, обязанности по договору несет сам экспедитор. Привлеченные лица будут являться участниками самостоятельных договоров, заключенных ими с экспедитором.

Предметом договора транспортной экспедиции являются услуги касающиеся организации (обеспечения) перевозок. Услуги эти имеют одновременно как фактический, так и юридический характеры.

Как следует из статьи 708 ГК РК, услуги экспедитора заключаются в том, что он совершает ряд действий в пользу клиента для того, чтобы создать правовые предпосылки перевозки груза. Исходя из сказанного, можно заключить, что экспедитор может определить потенциального перевозчика, согласовать предстоящую с его участием перевозку с клиентом. Экспедитор по поручению клиента может собрать (предоставить) ему представляющую для его интереса информацию о возможных условиях договоров перевозки с участием различных перевозчиков и иные аналогичные действия. Наконец экспедитор может в рамках оказания им услуг заключить договор (договоры) перевозки грузов от имени клиента или от своего имени. Заключение договора перевозки и будет означать создание вышеупомянутых правовых предпосылок.

Услуги, о которых говорится в легальном определении договора транспортной экспедиции, можно назвать основными, поскольку в ч.2 п.1 статьи 708 ГК РК говорится о возможности оказания экспедитором дополнительных услуг. Сразу отметим, на наш взгляд, такое деление услуг (на основные и дополнительные) имеет практическое значение.

Те услуги, которые мы относим к основным, характеризуют существо транспортной экспедиции. Поэтому их оказание является обязательным, и огни являются неотъемлемой составляющей предмета транспортной экспедиции. Отсюда будет вытекать представление об обязательных условиях данного договора.

Необходимость в дополнительных услугах может диктоваться упущениями (недостатками) в существующей транспортной инфрастуктуре, возникающими нбепредвиденными ситуациями, например введение требования о получении разрешения на вывоз определенных товаров (прохождение карантинного радиационного контроля и т.д.). Закрепление в предмете договора дополнительных услуг может обусловливаться пожеланиями клиента снять с себя любые затруднения, связанные с фактической реализацией договора перевозки. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных или иных формальностей, проверка количества или состояния груза, его погрузка или выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на отправителя, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.

5.1 Права и обязанности сторон

Как и в соответствии с любым иным договорным обязательством, должник, в данном случае экспедитор, обязан надлежащим образом выполнить лежащие на нем обязанности по оказанию экспедиционных услуг. Клиент является должником экспедитора в отношении обязанности оплаты за оказанные ему услуги и иные обязанности, предусмотренные договором, а также непосредственно нормами законодательства.

Рассматривая права и обязанности, следует учесть, что они могут трактоваться расширенно, исходя из применения к транспортной экспедиции в гражданском кодексе отсылочного регулирования. Так, если экспедитор заключает договор перевозки от имени клиента, то в части неурегулированной нормами главы 35 между ними возникают такие же права и обязанности, как у доверителя и поверенного. В случаях, когда экспедитор заключает договор перевозки от своего имени к его отношениям с клиентом, также в неурегулированной главой 15 части, применяются нормы о договоре комиссии.

Экспедитор должен заключать договор перевозки в соответствии с указаниями клиента. С согласия отправителя груза экспедитор может сам определить, каким видом транспорта перевозить грузы отправителя, учитывая при этом интересы отправителя, уровень тарифов и сороки доставки.

Для того, чтобы экспедитор мог надлежащим образом заключить договор перевозки, отправитель (получатель) груза обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором этой своей обязанности.

Экспедитор обязан сообщить отправителю (получателю) груза, об обнаруженных недостатках полученной информации, в случае неполноты информации он должен запросить у отправителя (получателя) груза необходимые дополнительные данные.

Если необходимая информация со стороны отправителя (получателя) не предоставляется, экспедитор вправе не приступать к исполнению своих соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.

Экспедитор, если из договора транспортной экспедиции не вытекает необходимость личного исполнения им своих обязанностей, вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнение обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности за выполнение договора перед клиентом.

Как и кредиторы (по требованию оплаты) в ряде других гражданско-правовых договоров экспедиторы пользуются правом удержания. Оно по договору транспортной экспедиции ограничивается лишь обеспечиваемой договором и законом возможностью экспедитора удерживать груз только в связи с невыплатой вознаграждения, которое он должен получить за экспедиционные услуги (статья 712 ГК РК). Из сказанного следует, что экспедитор не должен (не имеет права) удерживать имущество для того, чтобы принудить клиента к исполнению перед ним обязательства ответственности. Удержание не следует смешивать с обращением взысканием на имущество должника.

Каждая из сторон договора транспортной экспедиции вправе отказаться от договора (его исполнения) предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При этом, сторона односторонне отказавшаяся от исполнения договора, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

5.2 Ответственность по договору транспортной экспедиции

Ответственность по договору транспортной экспедиции основывается на общих положениях об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренной главой 20 ГКРК.

В статье 713 ГК учитывается тесная взаимосвязь перевозочных и экспедиционных отношений.

Поскольку экспедитор является субъектом предпринимательской деятельности, то соответственно он несет безвиновную ответственность перед клиентом, освобождаясь от ответственности за нарушение своих обязательств, вследствие обстоятельств непреодолимой силы или иных форс-мажорных обстоятельств. Упомянутый учет взаимосвязи экспедиции с перевозочными отношениями применительно к ответственности выражается в том, что в расчет берется и то, что в некоторых случаях нарушение обязательств экспедиции может быть следствием действий не экспедитора, а перевозчика.

Размер ответственности экспедитора перед клиентом в таких случаях не должен превышать размер реального ущерба, причиненного клиенту, то есть размер ответственности перевозчика (п.2 статьи 713 ГК), но непосредственно ответственным перед клиентом все таки остается экспедитор. Экспедитор, понесший ответственность вследствие виновных действий перевозчика, приобретет право регрессного требования к нему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка концепции транспортного законодательства предполагает обоснование необходимости государственного регулирования функционального автомобильного транспорта, пределы и допустимые методы этого регулирования. В основу положен генеральный принцип свободы предпринимательской деятельности, что означает в первую очередь равную для всех субъектов возможность оказывать услуги автомобильными перевозками, реализуемую через систему предоставления личного неотчуждаемого права.

Транспортные законы и подзаконные акты должны базироваться на основных законах, а именно, на Конституции страны. И гражданском кодексе и в полной мере соответствовать их основным положениям.

Транспортное законодательство должно включать в себя основные положения таких общегражданских законов, как законы о страховании, о лицензировании, таможне и т.д. В транспортном законодательстве положения этих законов конкретизируются и должны отражать специфические особенности не только транспорта в целом, но и особенности отдельных видов транспортного (автомобильного, железнодорожного, воздушного и морского).

Транспортное законодательство республики должно быть унифицированным с законами государств СНГ, в первую очередь России, Узбекистана, Киргизии, Беларуси.

Транспортное законодательство должно по возможности максимально соответствовать международным конвенциям и соглашениям по транспорту.

В частности, Казахстан уже присоединился к "Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956 г.", "Соглашению о международных магистралях (СМА) от 15.11.1975 г.", "Соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автоперевозки от 1.06,1970 г.", "Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП от 14.11.1975 г.", "Конвенции о дорожном движении от 19.09.1968 г.", "Конвенции о дорожных знаках и сигналах от 8.11.1968 г.". Казахстан с 11 марта 1994 г. стал членом Международной морской организации (ИМО), а с 22 июля 1992 г. - Международной организацией гражданской авиации (ИКАО), и т.д. Таким образом, внутренние транспортные законы и подзаконные акты должны соответствовать этим международным конвенциям и соглашениям.

В настоящее время цель государственной политики заключается в создании условий государственного регулирования и управления транспортным комплексом для повышения эффективности перевозок (транзитных, экспортно-импортных, внутригосударственных) по территории РК, удовлетворение имеющихся и прогнозируемых потребностей в транспортных услугах, улучшение их качества.

В условиях глобализации общественного производства, которая немыслима без гармонично развитой системы перевозок грузов и людей, особое место занимает транспортный комплекс

В настоящее время сложилась несколько усложненная ситуация:

новый Гражданский кодекс РК и много других законодательных актов отражают специфику сегодняшней складывающейся рыночной экономики (во всяком случае, в определенной степени). Уставы, кодексы, правила перевозок приняты достаточно давно и отражают интересы прежней административно-командной регулируемой экономики. Однако, такое положение является временным, т.к. идет активная работа по подготовке транспортного законодательства, отвечающего условиям текущей экономики, условиям самостоятельности и хозяйственной инициативы предприятий.

В этих условиях (равно как и ранее) знание законов, норм и правил, действующих на транспорте, способность свободно ориентироваться в них достаточно сложном переплетении представляется крайне необходимой для участников перевозочного процесса, поскольку знание и профессионально грамотное использование упомянутого может сохранить для хозяйствующего субъекта непредсказуемо большие имущественные ценности и средства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Казахстан Алматы, 1995 г.

2. Гражданский Кодекс Республики Казахстан. Особенная часть. Комментарии.-Алматы, Жет1 Жаргы 2002 г.

3. Закон о транспорте в Республике Казахстан. 1994 г.-Алматы, 1994 г.

4. Закон о железнодорожном транспорте 12декабря 2001 г. -Алматы, 2002 г.

5. Временный Устав железных дорог- Алматы, 1992 г.

6. Жайлин Г.А. Гражданское право. Учебник. Особенная часть II том Алматы: Данекер, 2001 г

7. Брагин С.В., Сабетов А. Экспедирование. Экономика. Транспорт. Учебное пособие. Алматы, 2002 г.

8. Гражданское право. Учебник/под редакцией Сергеева А.П. Москва 1998 г.

9. Куляшова Н. Железнодорожные перевозки. Особенности законодательного регулирования. Журнал "Предприниматель и право" № 1/2003 г.

10. Нам Г. Авиаперевозки. Правовое регулирование и ответственность журнал "Предприниматель и право" № 19, № 20 /2001 г.

11. Атамкулов Е. Железнодорожные перевозки. Действия рынка/Панорама 18 апреля.

12. Тулеугалиева Г. Комментарии к главе 34 "Перевозка" (Особенная часть ГК РК). "Предприниматель и право" № 6-10/2001 г.

13. Нурахметов С. Теоретический анализ методов реорганизации системы управления транспортом: журнал "Евразийское сообщество" № 2/2000 г.

14. Бекмагамбетов М. Транспорт на распутье "Мысль" № 4/1997 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.