реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь

реферат

Понятие, предмет и система хозяйственного процессуального права Республики Беларусь

1

ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО

ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Понятие, предмет, метод и система хозяйственного процессуального права

Хозяйственный процесс - предусмотренная нормами хозяйственного процессуального права форма осуществ-ления правосудия, т.е. форма деятельности хозяйственно-го суда по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов юридических лиц, граждан и иных лиц в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности. А совокупность правовых норм, регулирующих такую деятельность хозяйственного суда, называют хозяйственным процессуальным правом. Поэтому хозяйственный процесс (хозяйственное судопро-изводство) является предметом хозяйственного процессу-ального права.

Защита прав и законных интересов в хозяйственном судопроизводстве осуществляется путем:

- присуждения обязанного лица к совершению определенных действий или воздержания от них. Например, ответчик может быть обязан хозяйственным судом поставить истцу товар, предусмотренный договором, в натуре;

- преобразования существующего правоотношения, т.е. его изменения, прекращения. Так, хозяйственный суд рассматривает дела о понуждении заключения хозяйственных договоров, об изменении и расторжении этих договоров;

признания существования определенных прав и обя-занностей или их отсутствия;

установления фактов, имеющих юридическое значе-ние для юридических лиц и индивидуальных предпринима-телей в сфере экономики.

Хозяйственный суд осуществляет правосудие путем разрешения хозяйственных (экономических) споров, воз-никающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Эти споры и другие дела, отнесенные к компетенции хозяйственных судов, являются предметом хозяйственного процесса.

Процессуальная форма деятельности хозяйственного суда - установленный нормами хозяйственного процессу-ального права порядок: рассмотрения хозяйственным су-дом поступивших исков (заявлений), возбуждения произ-водства по делу, подготовки дела к судебному разбира-тельству, рассмотрения и разрешения дел с вынесением судебных актов, обжалования и пересмотра судебных ак-тов, а также их исполнения.

Закон придает особое значение процессуальной фор-ме, поскольку она позволяет установить реальное нали-чие или отсутствие прав субъектов предпринимательской деятельности и эффективно защитить их путем вынесе-ния законных и обоснованных судебных актов. Процессу-альная форма выступает в качестве инструмента достиже-ния законности в правоприменительной деятельности су-дов1. ХПК устанавливает, кто вправе обратиться в хозяй-ственный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов (ст. 4); кто из судей не вправе рассматривать конкретное дело при наличии личной или иной заинтересованности в его исходе (ст. 21, 22); какие дела подведомственны хозяйственному суду (ст. 27); опре-деляет правила подсудности (ст. 29-36); состав лиц, участ-вующих в деле (гл. 5); виды доказательств (ст. 60) и т.д.

Конституция Республики Беларусь, ХПК и другие за-конодательные акты предоставляют хозяйственному суду, лицам, участвующим в деле, другим участникам процесса соответствующие их процессуальному положению права и возлагают определенные обязанности. Так, лица, участ-вующие в деле, имеют право представлять доказательства и участвовать в их исследовании. Одновременно каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоя-тельства, на которые оно ссылается как на основание сво-их требований и возражений.

При этом праву одного участника процесса должна со-ответствовать обязанность другого. Например, истец вправе заявить ходатайство о приостановлении производ-ства по делу в связи с реорганизацией ответчика (юриди-ческого лица). В этом случае хозяйственный суд обязан рассмотреть такое ходатайство и приостановить произ-водство по делу.

Для хозяйственного процессуального права характе-рен диспозитивно-императивный метод правового ре-гулирования. Диспозитивность (волеизъявление по рас-поряжению своими материальными и процессуальными правами) выражается в том, что без инициативы заинте-ресованного лица (истца, заявителя) не может быть воз-буждена практически ни одна стадия хозяйственного про-цесса. Хозяйственный суд не вправе возбуждать производ-ство по делу без искового заявления, кассационное произ-водство невозможно без кассационной жалобы и т.д. В то же время, участники процесса вправе совершать только предусмотренные законодательными актами действия и в установленной форме. А хозяйственный суд как орган го-сударственной власти наделен строго определенными пол-номочиями по защите прав и законных интересов участни-ков процесса, его решения носят обязательный характер. В этом заключается императивный характер правового регулирования хозяйственного процессуального права.

Систему хозяйственного процессуального права со-ставляют нормы, регламентирующие хозяйственное судо-производство. Они подразделяются на общую часть (при-менительно к ХПК - это нормы, входящие в раздел I «Об-щие положения») и особенную часть (все последующие разделы ХПК).

Процессуальные права и обязанности реализуются при рассмотрении и разрешении конкретных дел посред-ством совершения процессуальных действий (предъявле-ние иска, заявление ходатайств, представление доказа-тельств, судебное разбирательство, вынесение судебных актов, исполнение судебного решения и т.п.).

Хозяйственное судопроизводство - совокупность про-цессуальных действий по реализации процессуальных прав и обязанностей хозяйственного суда, лиц, участвую-щих в деле, и других участников процесса.

Деятельность хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению конкретных споров осуществляется в опреде-ленной законом последовательности, по стадиям процесса. Каждая стадия хозяйственного процесса характеризуется специфическими процессуальными отношениями, процес-суальными действиями, имеет свои объект, субъектный состав участников, задачи, форму, цели и содержание.

Под стадией хозяйственного процесса подразумевает-ся совокупность процессуальных действий, осуществляе-мых с целью решения определенных задач.

Начальной стадией хозяйственного процесса является принятие искового заявления (заявления или жалобы).

Некоторые авторы называют эту стадию хозяйственного процесса воз-буждением производства по делу или возбуждением дела.

Для данной стадии хозяйственного процесса присущи:

- объект - поданное в хозяйственный суд исковое заяв-ление (заявление, жалоба) с приобщенными к нему доку-ментами;

- задачи - определить подведомственность, соблюдение требований ХПК и других законодательных актов к форме и содержанию искового заявления (заявления, жало-бы), подсудность и другие критерии, необходимые для ре-шения вопроса принимать ли дело к производству хозяй-ственного суда;

- субъект - судья или состав судей хозяйственного суда, а также лицо, подавшее исковое заявление (заявление, жалобу);

- процессуальные действия - отказ в принятии искового заявления (заявления, жалобы) или его возвращение либо возбуждение производства по делу;

- процессуальная форма - соответствующее определе-ние.

После принятия искового заявления и возбуждения производства по делу следует стадия подготовки дела к судебному разбирательству.

К задачам этой стадии хозяйственного процесса отно-сятся: 1) разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса; 2) определение зако-нодательства, которым следует руководствоваться, и ус-тановление правоотношений сторон; 3) определение об-стоятельств, имеющих значение для правильного разре-шения дела; 4) представление и истребование необходи-мых доказательств; 5) установление времени и места су-дебного заседания.

Основной стадией хозяйственного процесса является судебное разбирательство.

На этой стадии разрешаются споры и рассматривают-ся дела по существу, дается окончательный ответ на предъявленные требования и представленные возраже-ния. Разбирательство дела осуществляется в судебном за-седании, которое завершается вынесением решения или определения о прекращении производства по делу либо определения об оставлении иска без рассмотрения.

Следующей возможной стадией хозяйственного про-цесса является пересмотр судебных актов в кассацион-ной инстанции.

По кассационным жалобам лиц, участвующих в деле, и кассационным протестам прокуроров на этой стадии хо-зяйственного процесса проверяется законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу.

Очередной (также проверочной) стадией хозяйствен-ного процесса может быть пересмотр судебных актов в порядке надзора.

Эта стадия хозяйственного процесса предназначена для проверки законности судебных актов, вступивших в законную силу, по надзорным протестам должностных лиц хозяйственных судов и органов прокуратуры.

Возможен также пересмотр судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам. На этой стадии по заявлениям лиц, участвующих в де-ле, либо по представлениям должностных лиц, правомоч-ных на принесение надзорных протестов, судебные акты, вступившие в законную силу, могут быть отменены, а де-ло может быть рассмотрено по правилам одной из преды-дущих стадий хозяйственного процесса при наличии опре-деленных обстоятельств.

Завершающей стадией хозяйственного процесса явля-ется исполнение судебных и иных актов.

Добровольное и принудительное исполнение судебных актов, а также актов некоторых других органов, права и обязанности должника, взыскателя, судебных исполните-лей хозяйственных судов реализуются на этой стадии хо-зяйственного процесса.

Помимо стадий хозяйственного процесса ХПК предусматривает также различные виды хозяйственного судо-производства.

В зависимости от критериев можно различить не-сколько классификаций видов хозяйственного судопроиз-водства.

Выделяют следующие виды судопроизводства: исковое; приказное; производство по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение; производство по жалобам на нотариальные действия или отказ в их со-вершении. Если принимать данную классификацию, то к названным видам следует отнести также производство по делам о банкротстве. В основу такой классификации положены процессуальные особенности рассмо-трения отдельных категорий споров и дел хозяйственным судом первой инстанции.

При применении смешанного способа классификации видов хозяйственного судопроизводства выделяются: при-казное; исковое; производство по делам о. банкротстве; производство по рассмотрению дел об установлении фак-тов, имеющих юридическое значение; производство по рассмотрению жалоб на нотариальные действия или от-каз в их совершении; кассационное; надзорное; о возоб-новлении дел по вновь открывшимся обстоятельствам; ис-полнительное.

Теория права исходит из того, что источник права -способ официального выражения, закрепления правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы1.

Под источниками хозяйственного процессуального права подразумеваются законодательные акты, регулиру-ющие порядок судопроизводства в хозяйственных судах. К ним относятся:

- Конституция Республики Беларусь. Первым по зна-чимости источником хозяйственного процессуального права, как и других отраслей права, является Основной Закон Республики Беларусь. В нем хозяйственные суды отнесены к органам судебной власти, закреплены основ-ные принципы судопроизводства, порядок назначения су-дей хозяйственных судов и другие основные начала их де-ятельности;

-международные договоры Республики Беларусь. Ус-тановлен приоритет международного договора Республи-ки Беларусь перед другими законодательными актами: ес-ли международным договором Республики Беларусь предусматриваются иные правила, чем те, которые содержат-ся, например, в ХПК, то применяются правила междуна-родного договора;

ХПК. В нем подробно освещены принципы судопро-изводства в хозяйственных судах, положения о подведом-ственности и подсудности споров, состав лиц, участвую-щих в деле, приказное производство, порядок предъявле-ния иска, разрешения споров, обжалования и пересмотра судебных актов и другие вопросы процессуальной дея-тельности хозяйственных судов;

Закон о хозяйственных судах. В этом Законе опре-делены задачи хозяйственных судов, основные принципы их деятельности, права и обязанности судьи хозяйственно--го суда, в том числе председателей судов и их заместите-лей, полномочия коллегиальных органов (Пленума и Пре-зидиума ВХС, коллегий и судебных составов) и иные во-просы;

другие законы Республики Беларусь. Перечень та-ких законов весьма обширен, и их условно можно подраз-делить на несколько групп:

законы, которые помогают определить подведомст-венность споров хозяйственному суду. К ним, в частности, относятся: законы «Об объектах, находящихся только в собственности государства», «О предпринимательстве в Республике Беларусь», «О предприятиях», «Об акционер-ных обществах, обществах с ограниченной ответственнос-тью и обществах с дополнительной ответственностью» и многие другие. Необходимо отметить специфику этих ис-точников. Они регулируют отношения сугубо в сфере эко-номики, хозяйствования, предпринимательства. Одновре-менно в них содержатся нормы, определяющие компетен-цию, в том числе исключительную, определенных органов управления коммерческих организаций (общего собрания, правления, советов и комитетов). В совокупности с норма-ми процессуальными нормы перечисленных законов поз-воляют разграничить компетенцию хозяйственных и об-щих судов, других государственных и иных органов;

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.