p align="left">социальные - социальная напряженность как результат ослабления социальной ответственности государства и неуравновешенности социальной политики. Нерегулярной оплатой труда, повышением платы за коммунальные услуги, низким уровнем социального обеспечения (при наличии инфляции) государство вольно или невольно провоцирует (независимо от социально-психологической неустойчивости личности) нигилистическое отношение к праву и закону; политические - распад СССР, отмена однопартийной системы, утверждение идеологического и политического плюрализма, трудности формирования политической системы украинского общества обнаружили неподготовленность демократических общественных сил к быстрым историческим преобразованиям, отсутствие прагматической демократической идеологии и политики для переходного периода. Это привело к политической неустойчивости общества, которая повлекла за собой игнорирование законов; идеологические - падение прежних идеалов, низкий уровень правосознания как следствие разрушения существовавшей ранее системы правового воспитания и только начавшегося формирования новой. Правосознание гражданина оказалось неподготовленным к снятию криминала со многих деяний, считавшихся ранее преступными (спекуляция товарами, частнопредпринимательская деятельность, коммерческое посредничество и др.), и одновременным вступлением в действие принципа “дозволено все, что не запрещено законом”. Свободу выбора гражданин воспринял как вседозволенность; юридические: - в сфере правотворчества - отсутствие последовательности, логичности, принимаемых законов и подзаконных актов, их противоречивость подрывают веру в качество законов, служат основанием для правового нигилизма (напр., нормативные акты о налогах неконкретны, неполны, казуистичны); - в сфере правоохранительной деятельности - слабое раскрытие преступности, их коррумпированность создают условия для возможности обойти закон, порождают неустойчивость правомерного поведения. Итак, неупорядоченность законодательства, его нестабильность и противоречивость, низкая правовая культура, неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов и ряд иных названных выше причин порождают правовой нигилизм. В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать: - совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в том числе уменьшение запрещающих норм в новом законодательстве по сравнению с предыдущим), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общественных отношений; наличие развитой системы правоприменительной деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда; повышение эффективности в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохранительной системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохранительных органов; повышение уровня правосознания и правовой культуры населения, которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации; качество профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц. Важное значение в преодолении правового нигилизма отведено правовому всеобучу, в котором роль юриста является ведущей. Правовое всеобщее обучение (правовой всеобуч) как условие развития правовой культуры Правовой всеобуч - единая общегосударственная система изучения законодательства, которая охватывает все слои населения, всех государственных служащих. Правовой всеобуч и правовое образование - по сути одно и то же. Правовое образование, как и правовое воспитание, представляет собой процесс усвоения знаний об основах государства и права, воспитания у граждан уважения к закону, к правам человека, формирование у членов общества чувства причастности к законности и правовому порядку. Правовое образование - необходимый элемент правовой культуры, условие правовой воспитанности личности. На всех уровнях образования должно проводиться правовое обучение. Структура образования включает образование: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное, аспирантуру, докторантуру, самообразование (см. ст.29 Закона Украины "Об образовании" от 23.03.1996 г. с изменениями и дополнениями). В Украине разработана "Программа правового образования населения", которая утверждена Постановлением Кабинета Министров Украины от 29.05.1995 г., где, в частности, подчеркивается, что правовое образование является обязательным для всех дошкольных воспитательных, средних образовательных, высших учебных заведений, учебных учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров, т.е. внимание акцентируется на преемственности в деле правового образования. В связи с необходимостью повышения правовой культуры депутатского корпуса всех уровней, а также работников исполкомов Советов народных депутатов и государственной администрации, возникла необходимость в их профессиональной правовой подготовке. Переход к рыночным отношениям вызвал необходимость в правовом образовании руководителей, специалистов, должностных лиц коммерческих корпораций, руководителей и специалистов народного хозяйства. Правовое образование должностных лиц имеет целью не только овладение минимумом правовых знаний, но и умение их использовать: все управленческие решения должны отвечать «букве» и «духу» закона. Важное значение имеет информирование населения о деятельности организаций юстиции и текущем законодательстве. Средствами обеспечения такой информации являются: - ознакамливающие и разъясняющие материалы о правовых актах в прессе (в каждой газете должны быть рубрики типа "Правовое образование", "Юридический всеобуч", "Консультирует юрист", "Спрашивайте - отвечаем"); - правовые радио и телевизионные журналы типа "Право", "Закон" и др. в республиканском (Автономная республика Крым), областных, городских и районных центрах; - юридические газеты, целью которых является распространение правовых знаний (напр., "Юридичний вісник України" и др.); - организационно-образовательные мероприятия: пресс-конференции, брифинги, встречи, лекции, беседы, семинары, вечера вопросов и ответов, консультации и др. Пресс-конференция - собрание представителей прессы, телевидения, радио, которое официально созывается управлением юстиции (возможно совместно с УВД, прокуратурой, областным и арбитражным судами, организацией союза юристов и другими) для важной информации правового характера, ответов на вопросы. Брифинг - короткая пресс-конференция. Встреча - беседа руководителя или специалиста с одним или группой журналистов, как правило, по их инициативе. Заслуживающим внимания является предложение о создании справочной информационно-правовой телефонной службы для оперативных ответов на вопросы индивидов, испытывающих потребность в выборе линии своего поведения с точки зрения соответствия нормам права, закона. С целью эффективного решения задач правового обучения граждан необходимо объединение усилий государственных органов и общественных организаций. Юридические учреждения (органы внутренних дел, прокуратура, суд, нотариальная контора, юридическая фирма) призваны организовать конкретное участие юристов-практиков и ученых в разъяснении населению актов законодательства в информировании граждан о состоянии охраны правопорядка. На представителей юридической профессии возлагается обязанность обучать и просвещать общество относительно принципов правового государства, значения независимой судебной системы, возможных и надлежащих способах осуществления их прав и обязанностей. Функции (основные направления развития) правового всеобуча: 1. правовое образование и воспитание молодежи; 2. правовое образование депутатского корпуса всех уровней; 3. правовое образование работников органов исполнительной власти на местах; 4. правовое образование работников органов управления общественных организаций; 5. правовое образование должностных лиц коммерческих корпораций - ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и иных объединений; правовое образование правонарушителей в местах лишения свободы и др.; методическое обеспечение правового всеобуча (поддержка совокупности современных принципов, форм, методов и способов правового образования и информации, активное участие в их осуществлении). Наряду с обучением граждан конкретным правовым нормам важно внедрить в общественное сознание прошедшие испытание временем и проверенные практикой правовые аксиомы. Правовые аксиомы должны включать знания о: 1. правовых стимулах - правовых побуждениях к законопослушному поведению, которые создают условия для удовлетворения собственных интересов субъекта (напр., льгота, право на собственность и др.); 2. правовых ограничениях - правовых сдерживаниях противоправного поведения, которые создают условия для удовлетворения интересов контр субъекта, охраны и защиты общества (напр., ограничение дееспособности детей; установленные законом избирательные ограничения и др.). Задача юридической науки - осуществить отбор таких юридических аксиом, следование которым исключало бы рассогласование поведения человека с законом. Задача юридической практики (юристов-профессионалов) - внедрить их в правосознание граждан эффективной профессиональной деятельностью юриста-специалиста. Профессиональная культура юриста как личности и ее роль в развитии правовой культуры общества Профессиональная культура юриста неотделима от правовой культуры общества. Чем выше уровень правовой культуры общества, тем выше профессиональная культура юриста. В свою очередь, как видно из структуры правовой культуры, от профессионализма деятельности юристов зависит состояние правовой культуры общества и личности - не юриста. Уровень профессиональной правовой культуры, т.е. правовой культуры профессиональной группы - сообщества юристов, определяется степенью развитости культуры каждого из его членов, т.е. степенью общего образования, уровнем его квалификации. Каждый юрист на своем рабочем месте должен соответствовать своей профессии и тем самым укреплять не только свой престиж, но и престиж сообщества юристов. Юрист - личность. Именно - личность, поскольку юрист призван стать выше своих обыденных привычек, желаний: он должен делать свое дело так, как этого требуют высшие интересы общества. Клиенты юриста - также личности. Преступники - часто личности сильные, целенаправленные, вести поединок с которыми совсем не просто. Нередко работа над раскрытием и расследованием преступлений - это схватка между личностями, характерами. Человек формируется в личность в процессе социальной практики. Получение юридического образования - лишь первый шаг к утверждению себя как личности. Юридическое образование должно обеспечить знание и понимание речи и мастерства, необходимых для практикующего юриста, включая понимание правовых и этических обязательств, а также прав и основных свобод человека, признанных законодательством страны и международным правом. Теоретический уровень правовой культуры представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, всего правового поля государства, а не только его отдельных направлений. Правовая культура юриста усматривается в критическом творческом осмыслении правовых норм, законов, правовых явлений сточки зрения их гуманистического, демократического и морального содержания. В культуру юриста входит знание государственного языка Украины, а также особенностей этической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность. Профессиональная культура юриста имеет такое содержание: знание законодательства и возможностей юридической науки. Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан; убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости. Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан; умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, прибегать к использованию всех достижений юридической науки и практики при принятии и оформлении решений. Профессионализм и справедливость торжествует в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно исполняет свой морально-правовой долг, постоянно повышает свое мастерство и шагает в ногу с достижениями теоретической и практической юриспруденции. Самостоятельной является проблема преодоления правового нигилизма юриста-практика, его некомпетентности, низкого профессионализма, неумения разобраться в конкретных жизненных ситуациях, дать им правильную юридическую оценку, в результате чего появляются незаконные и необоснованные решения. Необходимо отказаться от подготовки юристов-середнячков, от выпуска дипломированных специалистов, не имеющих надлежащего понятия о своей профессии. Будущим профессионалам целесообразно излагать юридические науки на основе плюрализма мысли ученых, юридических школ, уделять внимание развитию творческого понимания правовых проблем, возникающих в обществе, а также давать им необходимые практические навыки: выступать публично, общаться с людьми, грамотно составлять юридические документы и др. Культура юриста-профессионала должна быть более высокой, чем правовая культура личности - не юриста, что в значительной степени определяется развитием профессионального мышления юриста.
Страницы: 1, 2
|