реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Понятие и сущность предмета таможенного права

реферат
p align="left">Нормы таможенного права, действующие на территории Беларуси, выступают не всегда в чистом виде. Многие из них связанны с конкретными отраслями права: административного, уголовного, гражданского, финансового, гражданско-процессуального и других. Эта связь необходима, прочна и играет существенную роль в правовом регулировании таможенных отношений. Например, Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК) устанавливает следующие составы таможенных преступлений: контрабанда (ст. 228); незаконный экспорт объектов экспортного контроля (ст. 229); невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей (ст. 230); уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 231). Прослеживается эта связь с нормами гражданского и гражданско-процессуального права, а также положениями административного, налогового и финансового права Республики Беларусь, которые касаются деятельности таможенных органов.

Как правильно заметил Ю.А. Воробьев, в этом и заключается особенность таможенного права, состоящая прежде всего в её комплексности: никогда до этого таможенное право не вбирало в себя столько частных нормативных механизмов из других отраслей права.

Одновременно с этим рассматриваемая отрасль права включает и такие положения и понятия, которые присущи только этой, а никакой-либо иной отрасли. К числу таких положений и понятий относятся, в частности: понятие таможенного органа, категория физического лица, положения о товарах, таможенной границе, перемещении транспортных средств через таможенную границу, валютном контроле и др. Воробьев Ю.А. Основы таможенного дела. М.: РТА. С. 12-13.. Эти понятия и положения в рамках предмета таможенного права должны быть четко определены и разложены на составные части и компоненты. Согласно Таможенному кодексу Республики Беларусь (далее - ТК), таможенные органы, непосредственно осуществляющие таможенные функции на территории Республики Беларусь, являются правоохранительными органами и составляют единую систему, в которую входят ГТК и таможни Республики Беларусь. Лицами в таможенном праве являются юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты Республики Беларусь. Товары - любое движимое имущество, в том числе валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии. Определено и понятие отечественных товаров, в которые включаются товары, произведенные в Республике Беларусь, либо товары, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Беларусь. Под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы страны. Таможенный режим по закону - это совокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, для таможенных целей; таможенные платежи - это таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые таможенными органами в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Содержание и сущность таможенного права характеризует и специфическая таможенная деятельность (работа сотрудников таможенных органов). Эта деятельность с правовой точки зрения является совокупностью и организационных, документальных или оперативных действий, совершаемых определенными субъектами и требуемых таможенным законодательством. У этих действий есть конкретная юридическая цель, без констатации которой они теряют своё содержание. На практике таможенная деятельность связана с таможенным досмотром, проверкой таможенными органами документов, учетом товаров и транспортных средств, с проверкой таможенных платежей, с дознанием по таможенным правонарушениям и т.д. В процессе этой деятельности решаются поставленные задачи правового регулирования и принимаются к субъектам меры в случае нарушения ими таможенного законодательства. Таможенная деятельность здесь направлена на обеспечение реальных условий для развития и защиты всех форм собственности на товары, транспортные средства, создание и совершенствование форм и методов работы сотрудников таможенных системы, служб, органов; совершенствование таможенного законодательства и предупреждение преступлений и других негативных явлений в таможенной сфере См. напр.: Истомин С.И., Эриашвили Н.Д. Общие юридические требования к производству таможенного оформления // Таможенное право. Общая и особенная части. С. 190-222. Ярошевский В. Задачи Государственного таможенного комитета, вытекающие из договора о создании союзного государства // Таможенный вестник (для Белоруссии и России). № 1. 2000. С. 3-4..

Можно выделить специфические виды таможенных отношений, реализуемых на территории государства, которые присущи только таможенному праву как области юридических знаний (хотя они и связаны с другими правовыми науками):

- отношения, связанные с регулированием таможенных режимов при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, которые возникают между таможенными органами и физическими лицами;

- отношения, связанные с уведомлением таможенных органов о пересечении таможенной границы или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории Беларуси;

- отношения, связанные с уплатой таможенных платежей при таможенном оформлении;

- отношения, возникающие в ходе таможенного контроля за товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу;

- отношения, связанные с совершением уголовных преступлений и административных правонарушений в сфере таможенного дела;

- отношения, имеющие место при консультировании и информировании населения;

- отношения, связанные с обжалованием неправомерных действий или бездействия должностных лиц указанных таможенных органов;

- отношения, происходящие в процессе ведения таможенной статистики, товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также при осуществлении валютного контроля;

- отношения, имеющие место в международно-правовом сотрудничестве и регулировании таможенного дела в рамках СНГ и со странами дальнего зарубежья.

Наряду с этим можно выделить и ряд сущностных особенностей предмета правового регулирования таможенных отношений:

во-первых, данный вид правового регулирования основан на достаточно новых понятиях, таких как: «оформление товара», «таможенный контроль», «таможенная пошлина», «перемещение товаров и транспортных средств», «таможенное правоотношение» и другие, без которых ни один таможенный работник, ни один таможенный орган не может осуществлять свои функции. Однако эти понятия могут использоваться и в других отраслях права, например, пошлина как вид налога - в финансовом праве, оформление товаров и контроль - в административном праве и т.д.;

во-вторых, поскольку указанные понятия обладают специфическими качествами и характеристиками, они могут быть объектом государственного воздействия с целью осуществления интересов государства;

в-третьих, сами товары, транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, могут находиться в частной собственности и облагаться в установленном порядке пошлинами и налогами; работники таможенных органов не могут быть одновременно собственниками товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, и не вправе заниматься предпринимательской деятельностью;

в-четвертых, нарушения, допускаемые при перемещении названных товаров, предметов и т.д. через таможенную границу, должны немедленно пресекаться и по ним должны приниматься меры административного, финансового, налогового, уголовного и иного порядка;

в-пятых, таможенные отношения включают в себя те отношения, которые не урегулированы законом, хотя в этом есть острая необходимость. Например, для экономической безопасности Беларуси большое значение имеет контроль за вывозом за пределы государства новых технологий. Национальные интересы и международные обязательства требуют эффективной защиты интеллектуальной собственности. Для этого, через принятие нужных законов необходимо исключить возможность утраты прав разработчиков на созданные ими современные технологии. При экспорте разработок следует применять принцип взаимности: любая сделка может состоятся лишь в том случае, если страна-импортер готова поставлять свои национальные технологии на аналогичных условиях. Возможно, придется создать специальные структурные подразделения в таможнях, контролирующие ввоз и вывоз технологий Палкина Н. Таможенная политика и проблемы экономической безопасности // Таможенные вести. Экономика и жизнь. № 44. Ноябрь 2001. С. 40.. В целях избежания несанкционированного вывоза товаров, технологий и разработок военного и двойного назначения необходимо пересмотреть списки товаров и технологий, подпадающих под режим экспортного контроля, а также практически отладить саму процедуру экспортного контроля.

Происходящее обновление всех сфер общественной жизни, развивающиеся рыночные отношения в экономике страны требуют также создания более гибких систем таможенного оформления, контроля, управления, обмена информацией и т.д. Сюда же, органически должна влиться вся таможенная деятельность, включая структуры таможенных органов, их повседневную работу, массивы таможенного законодательства, документов, таможенные информационно-поисковые системы и многое другое. Все это и предопределяет важность дальнейшего исследования предмета, методов и системы таможенного права.

Место таможенного права в системе правовых наук

Таможенное право занимает определенное место, как среди юридических наук, так и среди дисциплин, которые в той или иной мере изучают проблемы взаимодействия таможенных органов, права, законодательства, предприятий, коммерческих структур, банков и т.д. Чтобы правильно определить место таможенного права среди других юридических наук, необходимо обратится к выработанной в теории права и государства системе правовых наук. В частности, при характеристике основ правового регулирования таможенных отношений в обществе с точки зрения права можно выделить четыре группы юридических наук.

Общетеоретические юридические науки: теория государства и права, наука конституционного права, государственного права и др. Например, с точки зрения теории государства и права на базе новейших достижений обществоведения изучаются теоретические проблемы права и государства, необходимые для всех юридических наук, в том числе и для таможенного права. При этом в рамках данной фундаментальной отрасли правоведения освещаются некоторые теоретические аспекты работы правовой системы, государственно-правового регулирования и права в обществе, в том числе и применительно к таможенной деятельности.

Отраслевые юридические науки: гражданское право, административное право, финансовое право, земельное право, уголовное право, налоговое право и др. Все эти отраслевые юридические науки в той или иной степени занимаются конкретными содержательным вопросами правового регулирования общественных отношений, использованием своих специфических средств и методов исследования. Каждая из отраслевых юридических наук представляет собой определенную содержательную систему знаний о совокупности тех или иных норм права, о регулировании с помощью этих норм права конкретных общественных отношений. Отраслевая юридическая наука изучает только свою, отведенную ей систему правовых норм и регулируемых этими нормами отношений: гражданское право - систему гражданско-правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в обществе (сюда включаются и некоторые имущественные и личные не имущественные таможенные отношения, которые используются в области таможенного права); административное право - административно-правовые нормы и отношения в различных областях государственного управления (сюда, как мы уже отмечали, включаются и некоторые нормы таможенного права с административным содержанием); уголовное право - систему уголовно-правовых норм и их реализацию в борьбе с преступностью (например, сюда входят нормы о преступлениях в сфере таможенного дела, которые рассматриваются в рамках таможенного права); собственно таможенное право - всю совокупность таможенно-правовых норм, регулирующих таможенные отношения в обществе (включая и нормы из других отраслей права, например, финансового, налогового права) и т.п.

Комплексные юридические науки - науки, которые исследуют как правовые, так и иные методы и средства анализа юридических явлений и процессов. К таким комплексным юридическим наукам можно отнести криминалистику, криминологию, информационное право и др. (они тоже находят применение в таможенной сфере).

Прикладные юридические науки - науки, обслуживающие различные сферы юридической деятельности в определенных аспектах, включая таможенную. К ним можно отнести судебную статистику, судебную медицину, судебную психиатрию.

Приведенная классификация наук, изучающих разные аспекты права, государства и деятельности механизмов правового регулирования, в определенной мере носит условный характер. Она позволяет показать место таможенного права в системе отраслевых юридических наук и установить, что все юридические науки, соединяясь, образуют некий замкнутый круг правового воздействия на общественные отношения, контур функционирования разработанных норм права с использованием информации.

Таможенное право, несмотря на то, что определенное количество его норм находится и применяется в других отраслевых науках, широко использует эти нормы в ходе правового воздействия на таможенные отношения и одновременно является формирующейся отраслевой юридической наукой. Как самостоятельная отрасль знаний таможенное право, широко использует общесоциальный подход к нормам права, суть которого состоит в том, что он позволяет как бы соединить в рамках общей модели разнообразные явления - право, регулирование таможенных отношений, правосознание сотрудников таможен, правоохранительную деятельность, таможенный и валютный контроль и другие и подвести их под своеобразный общий знаменатель - правовое регулирование таможенного дела. Это позволяет в теории таможенного права создать довольно стройную модель таможенно-правовой системы, увидеть ранее неизвестные связи и закономерности, а на практике рассчитывать в будущем оптимальный режим функционирования таможенного законодательства Драганов В.Г., Ноздрачев А.Ф., Рассолов М.М., Шматков И.И. Таможенное право как отрасль российского права // Таможенное право. Общая и особенная части. С. 8-37..

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.