реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Положительные и отрицательные черты мажоритарной, пропорциональной и смешанной избирательных систем

реферат
p align="left">Также следует отметить, что у мажоритарной системы абсолютного большинства есть свой специфический дефект - довольно частая нерезультативность, вероятность которой с увеличением числа кандидатов возрастает. Возможны случаи, когда ни один из баллотирующихся кандидатов (или списка кандидатов) не получил требуемого большинства из-за раскола голосов. Такая опасность увеличивается, если необходимое абсолютное большинство отсчитывается от общего числа поданных голосов: даже при двух кандидатах в одномандатном округе может получиться, что ни один не наберет абсолютного большинства, если какая-то часть избирателей проголосовала против обоих кандидатов или подала недействительные голоса. Если же абсолютное большинство отсчитывается от общего числа действительных голосов, то к такому результату может привести только голосование части избирателей против обоих кандидатов. Естественно, при условии, что в голосовании принял участие установленный минимум избирателей; в противном случае выборы недействительны независимо от всех прочих обстоятельств.

Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" Федеральный Закон "О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ (в последней ред. ФЗ от 09.02.09 № 3-ФЗ)//Собрание законодательства РФ. 2003. N 2. Ст. 171. Ст. 77. предусматривает перебаллотировку двух кандидатов, получивших наибольшее число голосов в первом туре. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат на должность Президента РФ, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата (иными словами, по мажоритарной системе относительного большинства).

В России избирательная система двух туров применяется на выборах высших должностных лиц (глав исполнительной власти) субъектов РФ и иногда в муниципальных образованиях.

Мажоритарная избирательная система, как относительного, так и абсолютного большинства, не предполагает проведение выборов на чисто партийной основе. Наряду с кандидатами, выдвинутыми от политических партий, борьбу за мандаты ведут и независимые кандидаты. И избиратели, голосуя на выборах, зачастую отдают предпочтение тому или иному кандидату не как представителю определенной партии, а как заслуживающему доверия политику.

1.4 Мажоритарные системы единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума

Очень редко используются наряду с названными тремя еще две частные разновидности мажоритарной системы: единственного непереходящего голоса и кумулятивного вотума. При системе единственного непереходящего голоса, которую иногда называют полупропорциональной, создаются многомандатные округа, как всегда бывает при пропорционалыюй системе, но каждый избиратель может голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка, содержащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы относительного большинства (число избранных соответствует числу мандатов по округу). Поскольку результат выборов определяется все же по мажоритарному принципу, эту систему считают разновидностью мажоритарной, хотя и с некоторыми отклонениями.

При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный; дат. cumulo -- складываю) избиратель имеет не один, а несколько голосов (три, четыре и т.д.). Он может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между различными кандидатами одной и той же партии (например, три голоса из имеющихся четырех отдать кандидату, стоящему в партийном списке под № 1, а один голос -- кандидату под № 4). Если используется система кумулятивного вотума, то результаты определяются опять-таки по принципу относительного большинства: подсчитываются голоса по всем кандидатам, баллотирующимся по округу; избранными считаются лица, собравшие больше других голосов избирателей (в соответствии с числом депутатских мест по данному округу). Поэтому данная система тоже является разновидностью мажоритарной.

Голосование при системе единственного непреходящего голоса и при кумулятивном вотуме основано на принципе предпочтения: избиратель выбирает наиболее подходящие для него кандидатуры, но из списка одной партии. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник. - М.: Юристъ, 1999. - С. 215-216.

Наиболее широкие возможности для участия политических партий в выборах, непосредственного их влияния на распределение депутатских мандатов предоставляет пропорциональная избирательная система, которая предполагает проведение выборов на строго партийной основе.

2. ПРОПОРЦИОНАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Система пропорционального представительства политических партий и движений сокращенно называется пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. Голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным избирательным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями. Избиратель выбирает не между персонами, как при мажоритарной системе, а между партиями (движениями) и голосует за список кандидатов.

Пропорциональная система порождает политическую дробность парламента, т.е. появление множества мелких фракций, что препятствует конструктивной работе парламента. Чтобы избежать этого, в ряде стран введен так называемый заградительный пункт «или оговорка, в соответствии с которой обязательным условием участия партии в распределении мандатов является получение ею не менее определенного процента голосов избирателей» Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. - С. 209.. Одной из первых, заградительный пункт в виде 5-процентной оговорки установила Федеративная Республика Германия, где закон допустил к распределению мандатов в Бундестаге только партийные списки, собравшие не менее 5 процентов действительных голосов. В дальнейшем заградительный пункт стал применяться довольно широко, включая постсоциалистические страны, и обычно колеблется от 3 до 5 процентов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й, в Турции - 10%. В Швеции, чтобы участвовать в распределении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же распределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не допускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии - не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" устанавливает, что к распределению мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил семь и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, при условии, что таких списков было не менее двух и за все эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению мандатов не допускаются. Но, если за федеральные списки кандидатов, преодолевших семипроцентный барьер, подано в совокупности 60 % или менее процентов голосов избирателей, к распределению мандатов допускаются последовательно в порядке убытия числа полученных голосов списки кандидатов, собравшие менее 7 % голосов, пока общее число голосов избирателей не превысит в совокупности 60 % голосов избирателей.

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по определенной методике, предусмотренной ст. 3 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации". Закон включает изменения в порядке определения результатов выборов по партийным спискам в федеральном округе. Существенным моментом стало увеличение избирательного барьера для прохождения кандидатов от избирательного объединения с 5 до 7 % голосов избирателей.

2.1 Методы распределения мандатов

Распределение мандатов при пропорциональной системе происходит по нескольким схемам.

Одна из них заключается в определении избирательной квоты - того числа голосов, которое необходимо для избрания одного депутата. Затем на квоту делится число голосов, собранных каждой из допущенных к распределению мандатов партий, и частное от этого деления дает число мандатов, полагающихся этой партии. Определяется квота разными способами.

Одна из избирательных квот определяется «путем деления количества голосов на число выборных мест, приходящихся на данный избирательный округ» Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов. - М.: Норма - Инфра-М, 2000. - С..207.. Она определяется после подсчета общего количества поданных и признанных действительными голосов.

Предположим, что в избирательном округе, от которого подлежат избранию 7 депутатов, баллотируются списки пяти партий и соотношение поданных за них голосов следующее:

А - 53 Б - 81 В - 99 Г - 129 Д - 13

Всего, таким образом, подано 375 голосов. Квота будет выглядеть так:

О = 375: 7 = 53,6.

Делим результаты партий на квоту и получаем:

А - 53 : 53,6 = 0 мандатов и в остатке 53 голоса;

Б - 81 : 53,6 = 1 мандат и в остатке 27,4 голоса;

В - 99 : 53,6 = 1 мандат и в остатке 45,4 голоса;

Г - 129 : 53,6 = 2 мандата и в остатке 21,8 голоса;

Д - 30 : 53,6 = 0 мандатов и в остатке 13 голосов.

Мы распределили 4 мандата из 7. Оставшиеся можно распределить разными методами. Один из них - применяемый при выборах в российскую Государственную Думу метод наибольшего остатка, при котором нераспределенные мандаты переходят к партиям, имеющим наибольшие неиспользованные остатки голосов. В нашем примере оставшиеся два мандата перешли бы к партиям А, Б и В. Итог был бы следующим:

А - 1 мандат, Б - 2, В - 2, Г - 2, Д - 1 мандатов

но таким образом, партия Б получила бы два мандата на 81 голос, а партия Г - на 129.

Другой метод - наибольшей средней - заключается в том, что число полученных партией голосов делится на число полученных ею мандатов плюс один (этот метод применялся во Франции до 1958 г.), а нераспределенные мандаты передаются партиям с наибольшими средними. Пример:

А - 53 : (0 + 1) = 53; Б - 81 : (1 + 1) = 40,5; В - 99 : (1 + 1) = 49,5; Г - 129 : (2 + 1) = 43; Д - 13 : (0 + 1) = 13

Три нераспределенных мандата в этом случае перешли бы к партиям А, В и Г. Итог бы изменился: А - 1 мандат, Б - 1, В - 2, Г - 3, Д - 0 мандатов. Но и здесь получается не совсем справедливо: у партии А один мандат на 53 голоса, а у партии Б - на 81.

В некоторых странах применяются улучшенные квоты. Улучшение достигается часто путем увеличения знаменателя дроби или прибавления к ней единицы. Например, в Италии применяется следующая квота: О = х: (у+2), где х - общее число поданных голосов, а у - число мандатов. В нашем примере квота была бы О = 375 : (7+2) = 41,7 и мандаты распределились так:

А - 53 : 41,7 = 1 (остаток 11,3)

Б - 81 : 41,7 = 1 (остаток 39,3)

В - 99 : 41,7 = 2 (остаток 15,6)

Г - 129 : 41,7 = 3 (остаток 3,9)

Д - 13 : 41,7 = 0 (остаток 13)

Здесь удалось сразу распределить все мандаты.

Пропорциональная система имеет и другие способы определения пропорциональности депутатских мест числу полученных голосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия) получил метод д'0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последовательно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления располагаются в убывающем порядке. Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, порядковый номер которого соответствует числу мандатов, распределяемых в округе. Разделив голоса, полученные партиями, на избирательное частное, получают необходимое распределение мандатов.

Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим способам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле:

Q = X : Y

(где Х - общее число голосов избирателей, а Y - число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

В рассмотренных примерах брался один избирательный округ. Однако бывает так, что распределение оставшихся мандатов происходит на более широкой территории - объединенных избирательных округов (Австрия) или даже всей страны (Италия).

В таких избирательных округах суммируются нераспределенные мандаты и неиспользованные остатки голосов из соответствующих земель, и распределение завершается применением метода д'0ндта. При этом партии, не получившие мандатов при первом распределении, из второго распределения исключаются.

Чтобы избежать второго распределения, в некоторых странах применяется метод делителей. Он заключается в том, что число голосов, полученных каждой партией, делится на ряд возрастающих чисел, после чего полученные частные располагаются по убывающей. То частное, которое по своему порядковому месту соответствует числу мандатов, приходящихся на данный избирательный округ, представляет собой избирательную квоту. Число равных ей, или превышающих ее частных, которые имеет партия, указывает на то число мандатов, которое она получает. В других странах делится число голосов, полученных каждой партией, на несколько иной ряд делителей: это либо только нечетные числа, либо вдобавок к этому первое число бывает дробным (например, 1,4) и так далее.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.