реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Полномочия Конституционного Суда РФ

реферат
p align="left">Отменить конституционное правосудие в нашей стране возможно лишь при отмене (изменении) федерального конституционного закона (а он имеет статус федерального конституционного) или посредством изменения Конституции РФ.

Основополагающие принципы осуществления конституционного правосудия могут обозначать те цели, которые должны достигнуть практика отправления правосудия в Конституционном Суде РФ и основные идеи процедуры рассмотрения дела в суде, их пять:

- принцип независимости;

- принцип гласности;

- принцип коллегиальности;

- принцип состязательности;

- принцип равноправия сторон в процессе.

Федеральный конституционный закон о Конституционном Суде РФ добавляет еще принципы непрерывности судебного заседания, языка конституционного судопроизводства, устности разбирательства, неприкосновенности судей и несменяемости.

Отдельно следует сказать о принципе законности. Данный принцип, конечно, присутствует в конституционном правосудии, имеет здесь своеобразное выражение, любая отрасль права РФ содержит в себе отражение принципа законности, он следует из полномочий и цели деятельности Конституционного Суда в РФ. Если в рассмотрении дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде принцип законности выражается в том, что к спорным правоотношениям применяют ту норму права, которая подлежит применению и юридический действует в данный период времени, то при рассмотрении дел в Конституционном Суде РФ принцип законности в основном выражается в том, что суд решает вопросы о законности оспариваемых законов, здесь не рассматриваются спорные правоотношения сторон, возникшие на основании закона (нормы материального права).

2.3 Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации

Гарантии деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, как органа государственной власти, юридического лица, организации законодательно ограждает его, делать независимым. Гарантии независимости Конституционного Суда РФ недостаточны без гарантий независимости самих судей Конституционного Суда РФ, которые установлены в законе.

Финансовые гарантии независимости Конституционного Суда РФ выражены в том, что расходы на деятельность Конституционного Суда РФ предусматривается отдельной строкой в федеральном бюджете, смета финансирования Конституционного Суда на каждый следующий финансовый год не может быть меньше предусмотренной в предыдущем году. Однако Закон и не предусмотрел ее обязательного увеличения, ведь каждый год часть средств обесценивается в силу инфляции. Денежными средствами, выделяемыми Конституционному Суду РФ, он распоряжается самостоятельно, получается, что деньги могут быть потрачены не обязательно на те цели, которые были предусмотрены в смете на текущий финансовый год. Из положений закона следует, что органы бюджетного контроля за целевым использованием бюджетных средств не имеют никаких полномочий на проверку использования средств, выделенных федеральным бюджетом Конституционному Суду РФ, занимается этим Счетная Палата РФ.

Указом Президента РФ от 7 февраля 2000 г. №306 «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» установлено, что при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год предусматриваются отдельной строкой расходы на содержание Конституционного Суда РФ, учитывающие в числе прочих следующие направления расходования указанных средств:

- выплата денежного вознаграждения судьям Конституционного Суда РФ и денежного содержания федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ в порядке, установленном законодательством РФ;

- содержание парка служебных автомобилей Конституционного Суда РФ на условиях, предусмотренных для Правительства РФ;

- обеспечение Конституционного Суда РФ программно-техническими средствами, необходимыми для функционирования его информационных систем;

- выплата судьям Конституционного Суда РФ ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей;

- выплата судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ, имеющим классные чины, надбавки к должностному окладу за ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;

- реализация судьями Конституционного Суда РФ (в том числе пребывающими в отставке или на пенсии) права бесплатного проезда в пределах РФ на железнодорожном, водном, воздушном транспорте, а также на всех видах городского (пригородного) пассажирского транспорта (за исключением такси);

- предоставление федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ служебного транспорта или денежной компенсации транспортных расходов, связанных с исполнением ими своих должностных обязанностей;

- предоставление судьям Конституционного Суда РФ жилой площади;

- обеспечение судей Конституционного Суда РФ служебными автомобилями, средствами на представительские расходы и на пользование всеми видами связи;

- оказание материальной помощи при предоставлении судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ ежегодных отпусков;

- выплата надбавок к норме суточных при направлении судей Конституционного Суда Российской Федерации в служебные командировки за границу;

- предоставление судьям Конституционного Суда РФ 50%-ной скидки при оплате жилой площади в домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в приватизированных жилых помещениях, при оплате всех коммунальных услуг (электроэнергии, газа, отопления, водоснабжения и т.д.), за пользование квартирным телефоном независимо от принадлежности жилых помещений;

- обеспечение иных выплат, установленных законодательством РФ, судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ. Лазарев Л.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации// Государство и право. 2006. № 6. С. 3-12.

В соответствии с положениями Указа Президента РФ «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» объем расходов на содержание Конституционного Суда РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем Конституционного Суда РФ. Смета расходов Конституционного Суда РФ в пределах средств федерального бюджета, выделенных на его содержание, утверждается Председателем Конституционного Суда РФ.

Правительство РФ в недельный срок со дня получения сметы расходов Конституционного Суда РФ обеспечивает финансирование расходов Конституционного Суда РФ в соответствии с указанной сметой.

Информационное и организационное обеспечение деятельности Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, а также их социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание осуществляются в порядке и на условиях, определенных соответственно для Председателя Правительства РФ и его заместителей.

Социально-бытовое, медицинское и санаторно-курортное обслуживание членов семей Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ осуществляется в порядке и на условиях, определенных соответственно для членов семей Председателя Правительства РФ и его заместителей.

Еще одной финансовой гарантией независимости деятельности Конституционного Суда РФ будет являться то, что Конституционный Суд РФ имеет право самостоятельно определять то, каким структурным подразделениями органам Конституционного Суда РФ будет передаваться имущество, находящееся в федеральной собственности и переданное ему на праве оперативного управления. Это является исключением из привычного определения права оперативного управления, при котором собственник имущества дает согласие на все виды распоряжения своим имуществом.

Ни у одного органа государственной власти или государственного предприятия нет такого права.

Установлена не только финансовая, материально-техническая, но и кадровая, организационная составляющие независимости Конституционного Суда РФ как органа государственной власти. Организационная составляющая независимости Конституционного Суда РФ выражена в том, что Конституционный Суд самостоятельно определяет порядок своей деятельности, т.е. суд самостоятельно определяет регламент своей деятельности.

3. Тенденции развития системы полномочий конституционного правосудия

Вековой опыт функционирования специализированной системы судебного конституционного контроля показывает, что главная задача конституционного правосудия - способствовать формированию такой системы государственной власти, в которой гарантированны верховенство Конституции, защита неотъемлемых прав и свобод человека, созданы необходимые предпосылки для устойчивого и динамичного развития общества на основе принципов разделения, избираемости и подотчетности властей, верховенства права, где преодолены революционность и процесс опережающего накопления отрицательной общественной энергии. Эти задачи разрешимы, если опираются на глубокое и многостороннее изучение общественной практики и исторического опыта конституционного контроля, а также научного осмысления некоторых фундаментальных теоретико-методологических аспектов дальнейшего совершенствования системы конституционного правосудия.

Прежде всего, необходимо раскрыть основные требования к формированию целостной системы конституционного правосудия в новом, XXI веке, на основе изучения векового опыта судебного конституционного контроля, имеющихся различных моделей, выявления особенностей переходных периодов, а также на основе сравнительного анализа тенденций конституционного развития в мире. Проблема заключается в том, что конституционное правосудие - это результат развития научной мысли и общественной практики в двадцатом веке, а многие теоретические и практические вопросы в этой области нуждаются в глубоком аналитическом осмыслении и системном обобщении.

Необходимо, также, рассматривать конституционное правосудие не только сугубо с точки зрения осуществления судебной функции, но и с позиции реализации властных функций, общественно-государственного управления и права народа на непосредственное осуществление государственной власти. На этой основе важно анализировать различные модели конституционного контроля, по-новому раскрывать внутреннюю логику формирования и развития европейской системы конституционного правосудия.

Принципиальное значение, на наш взгляд, имеет методологический подход к проблеме раскрытия системного характера функционирования конституционного контроля. Во-первых, конституционный контроль, как целостная система, не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия, может существовать и результативно действовать только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества, независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля и т.д. Белкин А.А. Вопросы юридической силы решений Конституционного Суда Российской Федерации// Вестник Конституционного Суда. 2007. № 2. С. 21-24.

Фактически, конституционный контроль становится стержнем иммунной системы гражданского общества и правового государства, а конституционное правосудие - краеугольным камнем этой системы. Конституционный контроль выступает в сфере «сдержек и противовесов», а главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного конституционного равновесия. Конституционный контроль не допускает иррационального воспроизводства функциональных нарушений или накопления отрицательной общественной энергии, которая, набирая критическую массу, может привести к новому качеству посредством взрыва. На практике - это выбор между динамичным, эволюционным или революционным развитием. Функционирование целостной системы конституционного контроля призвана исключить революционность и общественные катаклизмы.

Присущая переходному периоду кризисная ситуация не только порождает общественные стрессы, требующие специальных способов их преодоления, но и диктует своеобразный подход к сохранению динамического равновесия в обществе и обеспечению верховенства Конституции. В таких условиях конституционный контроль, как важнейшая составляющая иммунной системы общества, должен сформироваться и действовать, учитывая присущие этой ситуации особенности. Но главное то, что и в данной ситуации конституционный контроль в целом и, в частности, судебный конституционный контроль может эффективно и надежно функционировать при необходимых и достаточных гарантиях независимости.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.