реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политический государственный режим

реферат
p align="left">Аналогичной была ситуация и в России.

С установлением тоталитарного режима правящие круги не только не скрывают, но и открыто демонстрируют различные методы насилия, резко и решительно подавляя любые попытки сопротивления проводимому курсу. Значительно активизируется деятельность и вмешательство во все сферы общественной жизни силовых структур - армии, полиции, органов безопасности. Даже создаются специальные органы главной задачей, которых является выявление «неблагонадежных», «врагов народа» и их немедленная показательная ликвидация Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. - М.; 2001г. - С. 217..

В экономической сфере хотя и господствует монопольный контроль со стороны государства, но это не означает полного отказа от проведения реформ, а также временных и незначительных уступок предпринимателям и наемным работникам в частном секторе. На государственных предприятиях может использоваться система внеэкономического принуждения Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. - М.; 2001г. - С. 215..

Самым реакционным является фашистский политический режим. Это открытая террористическая диктатура реакционных сил, отрицающая всякую демократию и законность. Для фашизма характерны крайний шовинизм и расизм, развязывание захватнических войн для порабощения «низших» наций и народов.

Нередко в литературе тоталитаризм и фашизм отождествляют. Между ними очень много сходств, но имеется одно принципиальное различие: в отличие от фашизма типичный тоталитарный режим не стремится к порабощению других наций, хотя может осуществляться контроль над определенной нацией или народом, они могут быть неугодны для существующей власти, но это не объявляется одной из целей тоталитаризма Политология. Учебник для вузов. Перевалов В.Д. 2001г. С. 117..

2.2 Авторитарный режим

Одним из наиболее распространенных в истории типов политической системы является авторитаризм. Авторитаризм (от лат. autoritas - решение, власть, влияние) по своим характерным чертам занимает как бы промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. С тоталитаризмом его роднит обычно автократический, не ограниченный законами характер власти, с демократией - наличие автономных, не регулируемых государством общественных сфер, особенно экономики и частной жизни, сохранение элементов гражданского общества.

Авторитарный политический режим имеет ряд отличительных признаков от тоталитаризма. Авторитаризм осуществляет жесткий контроль только за политической сферой жизни общества - только здесь ограничиваются права и свободы граждан, отсутствует единая четкая идеология. Могут допускаться и элементы демократии, при этом применяются такие цензы и ограничения, которые позволяют правящей элите достаточно надежно контролировать власть Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. - М.; 2003г. - С. 162..

Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

1. Неограниченная власть в руках одного лица или правящей группы.

2. Фиктивная многопартийная система, отсутствие конкурентоспособной оппозиции. Существование партий носит декоративный характер.

3. Контролируемые выборы в органы государственного управления.

4. Неограниченность власти, её не подконтрольность гражданам, при этом власть может править с помощью законов, но их она принимает по своему усмотрению.

5. Существование неполитических структур: союзы промышленников и предпринимателей, профсоюзов, спортивных организаций и всего остального, что находится вне политики.

6. Опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

7. Отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство во внеполитические сферы и, прежде всего в экономику. Власть занимается главным образом вопросами обеспечения собственной безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять и на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. - М.; 2001г. - С. 216..

Указанные черты авторитаризма свидетельствуют о некотором сходстве с тоталитарным режимом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и отдельным индивидом. При авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», тоталитаризм же вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов, причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает право на автономное самовыражение различных групп общества Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.; 2002г. - С. 169. .

Причины появления авторитаризма могут быть различными: природная - харизма, то есть очевидный талант и притягательность политического лидера, признанные обществом; рациональные - состояние войны, общественный кризис, которые постоянно требуют концентрации власти в одних руках. Конечно же, это не все причины появления авторитарного режима, но именно вышеперечисленные являются главными.

В условиях авторитарной власти правительство остается вне реального контроля и влияния ни со стороны закона, ни со стороны общества. При этом вероятность массового нарушения прав и свобод человека, несоблюдение правовых норм многократно увеличивается.

Существование партий, выборов и некоторых других элементов демократического устройства служит для придания демократического имиджа в глазах населения и международной общественности. Деятельность оппозиции, представляющая угрозу существующему строю, сразу же жестко пресекается.

Многими исследователями отмечается связь политического государственного режима с экономической сферой жизни общества, так как уровень развития и состояние экономики во всем государстве определяет и тип политического режима страны.

В слаборазвитых в экономическом отношении государствах невозможно достичь реальной демократии - этим государствам почти всегда соответствует та или иная форма недемократического режима Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. - М.; 2001г. - С. 131. .

В странах со слабо развитой экономикой «мягкие» авторитарные режимы (когда граждане ограничены в политических правах, как правило, не допускается политическая оппозиция, но государство воздерживается от применения насилия и террористических методов по отношению к населению) показали свою ценность и жизнеспособность. В условиях определенного ограничения демократических прав и свобод эффективнее происходит государственное управление, быстрее развивается экономическая и социальная сферы жизни общества. В подтверждение сказанного можно привести в пример страны Латинской Америки. Во второй половине XX в. Там существовали явно недемократические методы осуществления власти, однако именно в этот период Аргентина, Бразилия, Чили и другие латиноамериканские государства существенно улучшили свое экономическое положение и сейчас они являются ключевыми развивающимися странами.

Воздействие авторитаризма на ход социального развития далеко неоднозначно и имеет ряд достоинств, которые ярко проявляются в экстремальных для государства ситуациях. Несомненно, авторитарная власть обладает высокой способностью обеспечить общественный порядок и в случае необходимости сконцентрировать усилия и ресурсы на решении таких назревших проблем, как, например, осуществление ускоренной экономической модернизации. С одной стороны это происходит эффективно и при определенном невмешательстве во внеполитические сферы жизни общества, с другой отсутствие у граждан возможностей для выражения своих интересов есть одно из самых уязвимых положений авторитарных режимов Зотова В.Д., Ирхин Ю.В. Политология. - М.; 2001г. - С. 217..

В правдивости данной мысли можно убедиться, изучив опыт Южной Кореи, Тайваня и других «новых индустриальных стран», где после двух-трех десятилетий стремительного экономического развития потенциал авторитарного управления исчерпывается и, по-видимому, наступает пора демократических реформ. Резкий взлет в образовании и культуре, рост численности среднего класса и его политического сознания, растущий поток информации и новых идей, усиление контактов с развитыми демократическими странами - все это стимулирует демократические преобразования и развивающемся мире.

2.3 Демократический режим

Демократия - (от древнегреческого demos - народ и crutos - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу

Термином «демократия» обозначается форма государства только в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Лазарев В.В. Общая теория государства и права. - М.; 2002г. - С. 367.

Предоставляя своим гражданам, широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными не только формальными.

Демократия - это такой политический режим, когда народ тем или иным способом участвует в принятии решений и контроле над их выполнением, когда закон защищает народ от произвола власти, а власть - от произвола народа Лаврененко В.Н. Политология. Учебник для вузов. - М.; 2003г. - С. 164..

Демократический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.

Характерные черты демократического режима:

1. Наличие Конституции, отвечающей интересам и требованиям народа, принятой всенародным голосованием.

2. Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их, а также осуществлять контроль над их государственной деятельностью.

3. Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.

4. Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.

5. Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государственных органах Нерсесянц В.С. Общая теория государства и права. - М.; 2000г. - С. 100..

6. Правовое государство, понимаемое как высшая власть закона.

7. Равноправность граждан с точки зрения их политических, экономических, социокультурных, экологических, и иных прав и свобод.

8. Официальное признание принципа демократической законности и неукоснимое соблюдение этого принципа в общественно-государственных отношениях.

9. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную при условии максимальной независимости друг от друга.

10. Приоритет прав человека над правами государства.

11. Наличие открытой, конкурентной, многопартийной политической системы.

12. Наличие независимых, прежде всего от государства, средств массой информации.

13. Наличие легальной политической оппозиции Мухаев Р.Т. Теория государства и права. Ученик для вузов. - М.; 2001г. - С. 163. .

Демократический режим предполагает существование действующей системы прав и свобод личности. Под системой прав и свобод личности понимают:

1. Политические права и свободы - это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающее его политическое самоопределение и свободу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.