реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политические основы общества

реферат

Политические основы общества

18

План

Введение

1. Общая характеристика политических основ

2. Политические основы в конституциях демократических стран

2.1 Народовластие

2.2 Общественные объединения

2.3 Органы местного самоуправления

Заключение

Литература

Введение

Теория государства и права выделяет четыре общественные сферы: социальную, экономическую, духовную и политическую. Существуют объективные пределы конституционного регулирования, вмешательства государства в эти сферы. Излишнее регламентация отношений, возникающих в этих сферах, может препятствовать общественному развитию, вести к тоталитаризму. В большинстве зарубежных конституций речь идет лишь о некоторых основах общественного строя, которые закрепляются в главах, посвященных принципам политики.

Цель данного реферата - рассмотреть политические основы общественного строя зарубежных стран, составить целостное представление о данном понятии, рассмотреть особенности политических основ в государствах с различными политическими режимами.

Ориентируясь на поставленные цели, можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть конституции некоторых зарубежных стран;

· Выделить, какие политические основы закреплены в этих конституциях;

· Дать характеристику основным политическим основам общественного строя зарубежных стран;

· Изучить учебную литературу, в которой раскрывается данный вопрос;

· Сделать вывод по результатам работы.

1. Общая характеристика политических основ

Политические отношения лежат в основе любой Конституции. Все Конституции начинаются с того, кому принадлежит власть. В зависимости от типа государства, в конституциях закрепляются принципы демократического либо антидемократического режимов, поэтому вопрос о политических основах общественного строя следует рассматривать, исходя из того, какой режим существует в государстве.

В конституциях демократических стран закрепляются следующие политические основы:

· многопартийность, причем разрешаются партии политической оппозиции;

· действует несколько центров принятия решений;

· признается право принятия решений большинством и охрана прав меньшинства;

· провозглашен и реализуется принцип юридического равенства;

· признаны и осуществляются идеи социального, правового, светского государства и законности;

· существует идеологический плюрализм;

· метод выборности является решающим при формировании руководства государством и различных политических объединений.

Словом, в такой системе присутствуют все основные элементы демократии. Это открытая система в «открытом» обществе, и различные слои населения, «заинтересованные группы», партии могут добиться уступок, решения своих проблем с помощью различных форм мирного давления на государственную власть. Смена политических группировок и лиц у рычагов власти осуществляется путем свободных выборов Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 107..

При авторитарной системе основные принципы демократии могут и не отрицаться, хотя в действительности они сведены к минимуму. Эти принципы распространены только на небольшую часть общества. Итак, странам с авторитарным режимом характерны следующие политические основы общественного строя:

· Разрешается деятельность лишь определенных политических партий и организаций;

· Отсутствует политическая оппозиция;

· Разделения властей, несмотря законодательное закрепление, в действительности не существует;

· Права человека и гражданина во многом ущемляются;

· При формировании государственных органов доминирует принцип назначаемости;

· Выборы зачастую фальсифицируются;

· Существует официальная идеология, которая закреплена в Конституции;

· Нарушается принцип светского государства (например, в ст.29 Конституции Индонезии закреплено, что «Государство основывается на вере в единого бога Конституция республики Индонезии. Раздел XI.»).

· Основным методом решения противоречий является насилие.

Таким образом, при данной системе существуют лишь незначительные элементы демократии, да и то в текстах конституций, а не на практике. Это почти замкнутая, полузакрытая система. Оппозиция фактически исключена их нее, ей трудно организовать мирное давление на государственную власть с целью добиться определенных уступок, а на массовые выступления государственная власть отвечает жестокими расправами. Но какие-то элементы оппозиции все же могут допускаться Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 109..

При тоталитарной системе плюрализм полностью отсутствует (в ст.5 Конституции Кубы закреплено, что «Коммунистическая партия Кубы -- организованный марксистско-ленинский авангард рабочего класса -- является высшей руководящей силой общества и государства, которая организует направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу Конституция Республики Куба. Глава I. »). Создается единая организация, связывающая воедино государство, правящую партию и другие партии, если они разрешены. Центром принятия всех важных решений является верхушка правящей партии. Чиркин отмечает, что в некоторых странах в условиях религиозно-тоталитарной или тоталитарно-племенной системы запрещаются все партии (Кувейт, ОАЭ, Саудовская Аравия, Свазиленд и др.). запрещаются они обычно и при военных переворотах, когда устанавливается военный тоталитаризм.

Общественные организации существуют для осуществления целей партии, а государство - для их реализации. Господствует идея единства власти. Бывает, что основные права человека и гражданина непосредственно ограничиваются законом. Фактически господствует принцип назначаемости, лишь внешне прикрытый выборами: для избрания предлагаются кандидатуры от правящей партии. В условиях тоталитаризма существует обязательная идеология, ее критика не разрешается и влечет за собой наказание.

Таким образом, можно сказать, что различным политическим системам характерны свои политические основы общественного строя. В данном реферате более подробно будут рассмотрены те основы, которые свойственны демократическому режиму.

2. Политические основы в конституциях демократических стран

2.1 Народовластие

«Мы, народ Соединенных Штатов, дабы образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать общему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим, провозглашаем и учреждаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки Конституция Соединенных Штатов Америки.» - так гласит преамбула Конституции США. Фактически, здесь закреплено, что именно народ - единственный источник государственности и власти, и именно народ учреждает Конституцию. Верховенство власти народа - фундаментальный принцип демократии, означающий, что государство должно служить народу, а не народ государству.

Власть народа проявляется в форме как непосредственной демократии (собрания избирателей, самоуправления, политической инициативы, референдума, анкеты и опросов избирателей), так и представительной демократии, путем передачи властных полномочий избираемым государственным органам и лицам (ст.3 Конституции Франции закрепляет: «Национальный суверенитет принадлежит народу, который осуществляет его через своих представителей и посредством референдума Конституционные акты Франции.»). Однако, Конституция, закрепляя власть народа, одновременно и ограничивает ее. Например, Президент обладает правом вето, которое создается для проверки и защиты от тирании большинства.

Одной из важнейших средств прямой, непосредственной демократии является референдум. Референдум - голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 242. . Это решение имеет силу закона.

Референдум дает возможность народу выразить свою волю непосредственно, путем голосования. Проведение референдума требует полной гласности, объективной информации о различных мнениях, большой предварительной работы по разъяснению формулы референдума (вопрос, выносимый на референдум, или совокупность предлагаемых вариантов) и его последствий.

Инициатива референдума может исходить только от некоторых высших органов государства, определенного числа депутатов парламента, установленного числа граждан и т.д. Во Франции инициатива референдума принадлежит Президенту, а так же может принадлежать Правительству (ст.10). В Италии для проведения общегосударственного референдума необходимо собрать 500 тыс. подписей избирателей, в Венгрии и Швейцарии - 50 тыс., в Бразилии - подписи 1% общего числа избирателей. В Венгрии с такой инициативой могут выступить так же 50 депутатов парламента, в Италии - группа органов местного самоуправления - 5 из 20 областных совета Там же. С. 245.. Во многих странах установлен порядок проверки соблюдения всех необходимых процедур референдума (ст. 60 Конституции Франции: «Конституционный совет следит за правильностью проведения референдума»). Если необходимые условия соблюдены, решение принимает парламент или президент.

Как правило, референдум признается состоявшимся, если в нем приняло участие большинство зарегистрированных избирателей, а решение считается принятым, если большинство их них (50% плюс один голос) положительно ответили на предлагаемый вопрос. Иногда для принятия решения необходимо 2/3 или даже 3/4 голосов с положительными ответами.

Различают следующие виды референдумов:

· Общегосударственный и местный;

· Обязательный и факультативный (решение может быть принято и иным путем);

· Конституционный (на референдум выносится вопрос о поправке к конституции или о принятии конституции) и обыкновенный (иные вопросы);

· Допарламентский (проводится до принятия закона парламентом), послепарламентский (утверждение принятого парламентом закона) и внепарламентский (закон принимается на референдуме при отсутствии или в обход парламента);

· Утверждающий и отменяющий;

· Решающий и консультативный (итоги референдума могут быть не учтены при принятии закона).

Результаты референдума оформляются как итог подсчета голосов и определение результата. На основе результатов референдума издаются необходимые законы и акты исполнительной власти, вносятся определенные положения в конституцию или учитываются его итоги при подготовке законопроекта.

2.2 Общественные объединения

В соответствии с конституционным правом на объединение граждане создают множество различных объединений: политических партий, других общественных организаций, массовых движений, организаций и учреждений местной самодеятельности и общественного самоуправления. Деятельность некоторых общественных объединений (например, профсоюзов, политических партий) регулируется законодательно.

Внутренняя организация, деятельность политических партий, общественных организаций социально-экономического и культурного характера, некоторых других объединений обычно регулируется их уставами - документами, принимаемыми этими объединениями на их съездах, конференциях. Законодательство обычно не вмешивается во внутренние дела общественных объединений. Однако, поскольку они имеют публичный характер, закон регулирует некоторые принципиальные аспекты их структуры и деятельности.

Среди различного рода объединений наиболее детальному регулированию подвергаются профсоюзы и политические партии. Иногда принимаются отдельные законы о молодежи и ее организациях, о различных кооперативных объединениях. Другие общественные объединения зачастую регулируются правом лишь на уровне общих принципов, общими законами об общественных объединениях.

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании правительства играют политические партии. Политическая партия - это добровольная устойчивая самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащих к определенной группировке общества, созданная на основе общности убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, мировоззренческих, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть, давлении на нее мирными, конституционными средствами Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 1997. С. 115..

Партии могут быть созданы только гражданами данного государства. Членами партии могут быть, как правило, лишь граждане данной страны, обладающие политическими правами и достигшие совершеннолетия.

Организацию парламента рассмотрим на примере Канады. Палата общин Канады состоит из двух основных частей: официальной и неофициальной (партийной). В партийную часть входят:

Страницы: 1, 2


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.