реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Политическая и правовая мысль в государствах древнего мира

реферат

Политическая и правовая мысль в государствах древнего мира

Кафедра государственно-правовых дисциплин

Дисциплина: История политических и правовых учений.

Реферат

по теме №1: «Политическая и правовая мысль в государствах древнего мира»

Основная

*История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. - М.: Из-во «Зерцало», 2000. Гл. 2,3,4.

*История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Из-во НОРМА, 2000. Гл. 2,3,4.

*История политических и правовых учений (краткий учебный курс) / Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Из-во НОРМА, 2000. Гл. 2,3,4.

*История политических и правовых учений. Хрестоматия / Сост. и ред. Г.Г. Демиденко, Г.А. Борисов. - Белгород, 1999. - С. 8-56.

*История политических и правовых учений: Хрестоматия / Под ред. В.П. Малахова. - М.: Академ. Проект, 2000. - С. 20-58.

Дополнительная

*Антология мировой правовой мысли. В 5 томах. Т.1. - М.: Мысль, 1999. - С. 93-218.

*История политических и правовых учений: Древний мир. - М.: Наука, 1985.

*Глушаченко С.Б. История политических и правовых учений: вопросы и ответы. - СПб., 2001. - С. 18-45.

**Конфуций. Изречения. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 128 с.

*Томсинов В.А. Юриспруденция в Древнем Риме (классический период) //Вестник МГУ. Серия 11. Право. - 1995. - № 2. - С.35-45.

Введение:

Возникновение наиболее ранних политико-правовых учений связано с образованием первых государств на Древнем Востоке - в Египте, Двуречье (Месопотамии), в Древней Индии, Китае, Персии, Палестине и др.

Отражая существующие экономические и социальные отношения, возникающий новый государственный порядок, политическая мысль древних народов на протяжении длительного времени развивалась главным образом на основе религиозных, мифических представлений об окружающем мире, природе, обществе и человеке. Эти представления сложились в длительном догосударственном периоде первобытно-общинного строя.

В эпоху поздней древности (античности) происходит постепенная десакрализация и рационализация религиозных и мифологических представлений о мире, общественной жизни, о государстве и праве. Возникают зачатки научных, теоретических воззрений, происходит отход от мифологической идеологии и преодоление монополии жрецов на знание. Причем у разных народов этот процесс протекал с различной интенсивностью, принимая различные формы, и имел несхожие последствия. В целом общая тенденция к рационалистической трактовке социально-политических явлений достаточно отчетливо проявляется в первом тысячелетии до н.э. во всех центрах цивилизации того времени.

Тем не менее теистический подход, воспринятый религией от мифа и основательно в ней переработанный, повсеместно стал заметным и влиятельным направлением политико-правовой мысли, чье воздействие в модифицированных формах продолжается и в наши дни (напр., различные политико-правовые концепции религиозно-теологического характера, христианские доктрины возрожденного естественного права и т.п.).

Вопрос 1. Политико-правовые учения ранней древности

В сознании большинства людей господствовали идеи о сверхъестественном, божественном происхождение всего сущего. Предопределенность происходящих в реальной жизни явлений, процессов, событий какими-то высшими, потусторонними, божественными силами, их влияние на отдельных людей, членов семьи, рода, целого племени считались неоспоримой истиной. Фантастические представления, которые устно передавались из поколения в поколение (миф - от гр. mythos - слово; сказание, предание), были следствием ряда причин, главные из которых лежали в сфере первобытного производства и распределения материальных благ, в их числе - недостаточные научные и технические знания, необходимость обоснования возникшего неравенства и др.

Религиозные, мифические представления связывались с
запретами и предписаниями, которые появились в процессе развития первобытного общества и обеспечивали его выживание. Постепенно запреты и предписания превращались в обычаи, традиции. Прежде всего, они относились к вопросам управления, власти - семейной, родоплеменной, а затем, с возникновением государства, и политической.

Вожди (цари, князья, басилевсы и т.п.), священнослужители (жрецы), старейшины-судьи и др. обладатели власти всячески стремились представить себя потомками или наместниками богов, творящими их волю. Но и мировоззрение большинства производительного населения носило авторитарный, культовый характер, т.к. храмовая собственность служила своеобразным страховым фондом для всей общины. Покушение на эту “общественную собственность”, как и нарушение установлений вождей, жрецов, судей, стали считаться преступлениями против богов, а значит - против всего общества.

Если в родоплеменном обществе нормы обычая, традиции охранялись всеми членами этого общества, в основном морально-этическими средствами, то с возникновением государства (в лице вождей, жрецов, старейшин - всех, стоящих у власти) выполнение этих и возникающих новых общественных норм начинает обеспечиваться силой военной дружины, отделенной от остального народа. Обычай, традиция превращаются в законы.

Интересны источники Древнего Египта. В “Поучении Птахотепа” (ок. XXVIII в. до н.э.) содержатся представление о божественной справедливости как основы земных общественно-политических порядков и ее восхваление. В нем присутствует также представление о естественном равенстве всех свободных (“нет рожденного мудрым”) и обосновывается необходимость соответствия поведения человека принципу “Ка” - своеобразному критерию добродетельного и справедливого поведения.

В “Поучении гераклеопольского царя своему сыну” (XXII в. до н.э.) восхваляются боги и божественная власть фараона, но вместе с тем содержится наставление не делать ничего несправедливого и противозаконного. Правитель должен “творить правду” и стремиться к справедливости, т.к. только этим можно добиться милости богов в загробной жизни. В соответствии с мифологическими и религиозными воззрениями древних египтян правду, справедливость и правосудие олицетворяла богиня Маат. Судьи считались ее жрецами и носили изображение этой богини.

ВЫВОД: Божественный источник и характер государственной власти (фараона, жрецов и чиновников), а также официально установленных правил поведения, в том числе обычаев, законов, судебных решений, означал, что они соответствуют (или должны соответствовать) естественному порядку и общественной справедливости.

Вопрос 2. Политические и правовые учения Древней Индии

Брахманизм. В Древней Индии политико-правовая мысль развивалась под влиянием брахманов (жрецов), которые на протяжении многих веков занимали ведущее положение в духовной и социально-политической жизни общества. Зачатки брахманизма встречаются уже во II тысячелетии до н.э. В Ведах - древних ритуальных книгах ариев, проникших в Индостан с Севера, говорится о делении общества на четыре варны (сословия), которые сотворены богами из мирового тела и духа - Пуруши: ”Брахманом стали его уста; руки - кшатрием; бедра - вайшией; ноги - шудрой”. Мировой закон определяет конституцию общества, место, роль, права и обязанности людей, принадлежащих по рождению к той или иной варне.

Брахманизм в дальнейшем получил свое развитие и конкретизацию в - Упанишадах (IX-VI вв. до н.э.) - религиозно-философских трактатах, которые содержат комментарии к Ведам, обосновывают их главные положения. Согласно им, все люди, принадлежащие к своим варнам, должны следовать дхарме или дхамме (санскр. - порядок, правило, принцип), то есть - божественно предустановленному для них закону, долгу, обычаю, правилу поведения. Нарушение дхармы, отступление от нее - величайший грех, который строго наказывается.

Примерно ко II в. до н.э. относится письменное оформление известного политико-правового памятника - “Законов Ману”. В них воспроизводятся и юридически защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы.

Примечательно, что по “Законам Ману” цари при всем своем высоком и даже божественном статусе, должны были чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и “изначальному искусству управления”. Существенная роль в “Законах Ману” отводилась наказанию как воплощению дхармы и охранителю всех главных существ - богов и людей.

Несмотря на то, что с появлением других вероучений (буддизма, джайнизма) брахманизм был оттеснен на второй план, в дальнейшем он возродился в обновленном виде как индуизм, который является одной из основных религий современной Индии

Буддизм. С критикой ряда основных положений брахманистской идеологии в VI в. до н.э. выступил Сиддхартха Гаутама (624-544 гг. до н.э.), прозванный Буддой (просветленым). Выходец из царской семьи, он стал отшельником, вел аскетическую жизнь и был “просветлен” истинным знанием. В своих проповедях он отвергал мысль о боге, как верховной личности и нравственном правителе мира, первоисточнике закона. Дела человеческие, согласно Будде, зависят от собственных усилий человека.

Дхарма у Будды выступает как управляющая миром природная закономерность, естественный закон. Для разумного поведения необходимо познание и применение этого закона. Трактовка дхармы, как и все мировоззрение раннего буддизма, пронизана идеями гуманизма, непротивления злу злом и насилием. Особо подчеркивается недопустимость применения наказания при отсутствии вины.

Учение Будды признавало традиционное разделение общества, но отрицало принадлежность к касте брахманов по рождению. ”Я называю брахманом того, - говорилось в своде буддийского канона, - кто свободен от привязанностей и ничего не имеет...”. В раннем буддизме отражены представления, возникшие в догосударственный период на почве родо-племенной демократии и патриархальных традиций: выборность царей, которые правили в полном согласии с народом, возможность предать смерти жреца, поправшего древние обычаи, и изгнать корыстолюбивого царя.

В дальнейшем буддизм претерпевает значительные изменения. В нем усиливаются идеи покорности судьбе, непротивления власти, смягчаются требования крайнего аскетизма. Светские правители все больше использовали буддизм в целях подчинения жречества, приспосабливали его к своим нуждам. Идеи буддизма стали оказывать все большее влияние на государственную политику и законодательство. Примерно через 200 лет после смерти Будды его учение стало государственной религией и до сих пор имеет много приверженцев в Индии, а также за ее пределами.

Рационалистические идеи о государстве и праве возникали в Индии на основе религиозных воззрений. Их зачатки просматриваются уже в “Упанишадах”. В эпической поэме “Махабхарата” (ок. VII в. до н.э.) различия в положении и обязанностях людей (в качестве брахманов, кшатриев, вайшиев или шудр) порождены их “собственной природой”. Причем эта “собственная природа” человека, идентичная его дхарме, на самом деле не автономна: она - лишь отражение божественной природы.

Представления о естественном характере законов, управляющих как мирозданием в целом, так и общественными отношениями, были наиболее последовательно развиты школой локаяты (чарвака), сторонники которой уже в VI в. до н.э. с атеистических позиций критиковали многие установки брахманизма. Их взгляды были основаны на представлении о регулятивной роли “природы вещей” и естественности правил поведения: “Все в мире совершается в силу внутренней природы (свабхава) самих вещей”. Эти и другие высказывания чарваков позволяют характеризовать их как один из ранних вариантов идей естественного права.

Заметный отход от идеологии брахманизма в сторону светских рационалистических представлений о государстве и праве наблюдается в трактате “Артхашастра” (IV-III вв. до н.э.) автором которого считается Каутилья, влиятельный царский советник и министр. В этом произведении, наряду с традиционной тягой к дхарме и признанием того, что “закон основан на истине“ (божественной), явное предпочтение отдается практической пользе и обусловленным ею политическим мероприятиям, административно-властным установкам. Именно полезность выступает здесь в качестве определяющей основы и ведущего принципа политических действий, соответствующих задачам сильной власти и целям сохранения системы варн. Выделение полезности в качестве самостоятельного начала (наряду и в общем соответствии с дхармой означало заметный шаг в формировании светской доктрины политики и законодательства.

ВЫВОД: Основными политическими и правовыми учениями Древней Индии являлись: брахманизм, буддизм и рационалистические идеи.

Вопрос 3. Политико-правовая мысль Древнего Китая

Зарождение политической и правовой мысли Древнего Китая относится к XIV-XIII вв. до н.э. Наиболее влиятельными политико-правовыми учениями стали даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.