реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Полиция безопасности и право передвижения

реферат
p align="left">Новое положение введено в действие с 1-го января 1895 г. во всех местностях Империи, за исключением губерний Царства Польского. При этом были оставлены в силе следующие узаконения о паспортах: 1) лиц, состоящих на действительной военной и морской службе, a равно лиц войскового сословия казачьих войск; 2) иностранных подданных, проживающих в Империи; 3) лиц, отбывающих за границу и оттуда возвращающихся; 4) финляндских обывателей; 5) лиц римско-католического духовенства; 6) инородцев; 7) лиц, нанимающихся на золотые промыслы; 8) скопцов; 9) лиц, состоящих под полицейским надзором, учреждаемым по распоряжению административных властей и 10) ссыльно-поселенцев, водворенных в Сибири и других отдаленных местностях,

«Вид на жительство» -- гласит 1-я статья закона,-- «служит удостоверением личности, a равно права на отлучку из места постоянного жительства в тех случаях, когда это право должно быть удостоверено». Местом постоянного жительства новый закон, подобно старому, считает: 1) для дворян, чиновников, почетных граждан, купцов и разночинцев -- место, где кто по службе, или занятиям, или промыслам, или недвижимому имуществу имеет оседлость, либо домашнее обзаведение; 2) для мещан и ремесленников--город, посад или местечко, к мещанскому или ремесленному обществу которых они причислены; 3) для сельских обывателей--сельское общество или волость, к коим они приписаны (ст. 2). Только что приведенные постановления отличаются от соответствующих постановлений устава о паспортах лишь иной редакцией; но уже следующие две статьи вносят в наше законодательство о паспортах нечто новое, a именно: в силу этих статей, никто не обязан иметь вид на жительство в месте постоянного своего жительства, a равно при отлучках в пределах того уезда, где находится это место постоянного жительства отлучающегося, a также за пределами сего уезда не далее пятидесяти верст от названного места, если отлучки продолжаются не долее шести месяцев; от лиц же, нанимающихся на сельские работы, не требуется видов на жительство не только в означенных местностях, но и в пределах волостей, смежных с тем уездом, в котором находится место постоянного жительства сих лиц, хотя бы отлучки их из этого места и продолжались более шести месяцев. Только что приведенные облегчения к передвижению населения, которые, как было выше упомянуто, проектировал отчасти Император Николай I, бесспорно полезны; к сожалению, немаловажные изъятия из этих правил достаточно парализуют их значение. Так, приведенные постановления не распространяются: на целый ряд городов, в которых содержатели меблированных комнат обязаны записывать в особую книгу паспорта своих постояльцев (см. 210 ст. уст. о пасп.); на местности, в которых введено в действие положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия; наконец, на фабриках, заводах и мануфактурах, на которые распространяется действие правил о надзоре за заведениями фабрично-заводской промышленности (уст. пром. ст. 47), рабочие, по требованию фабричной инспекции или местной полиции, обязаны иметь виды на жительство, хотя бы эти фабрики, заводы и мануфактуры и находились м месте постоянного жительства означенных рабочих.

Допуская возможность обходиться в некоторых случаях без какого бы то ни было вида на жительство, новый закон, в отличие от старого, не считает и неимения его за уголовный проступок. По старому паспортному уставу, виновные в совершении этого проступка препровождались в качестве беглых этапным порядком в место постоянного их жительства, где и подвергались уголовной ответственности. Такими «беглыми» могли оказаться не только лица, случайно потерявшие паспорт, но и все те, «которые отлучились от своих обществ без надлежащего на то дозволения далее срока и места, какие для временных отлучек законом или в данных им видах определены». Таких лиц предписывалось полиции и частным лицам ловить и задерживать, при чем за каждого пойманного выдавалось особое денежное вознаграждение (ст. 317--343 уст. о пасп. изд. 1890 г.). Совершенно бесцельная строгость этих постановлений, отзывавшаяся главным образом, на массе крестьянского населения, ныне устранена.

В статьях 26--28 рассматриваемого положения значится нижеследующее: «При обнаружении лица, отлучившегося или проживающего без установленного вида, там где он требуется, или же с видом просроченным, либо ненадлежащим, полиция, если лицо сие докажет свою самоличность, выдает ему свидетельство на срок, достаточный для получения вида на жительство, и, во всяком случае, не долее, чем на шесть месяцев. В случае истечения срока выданного свидетельства, владелец оного снабжается полициею особым удостоверением, для отбытия в семидневный срок в место постоянного жительства. И лишь лицо, не отбывшее туда в указанный срок, высылается в оное мерами полиции; причем высылка эта производится соответственно званию или состоянию высылаемого, на основании особой инструкции, утвержденной министром внутренних дел». Постановления устава о паспортах применяются, таким образом, к лицам, оказавшимся без всякого вида на жительство, лишь в том случае, если они не в состоянии доказать каким-либо образом свою самоличность (ст. 30). По поводу этого остатка старины Государственный Совет высказал совершенно понятное желание, «чтобы законы о преследовании беглых и бродяг были подвергнуты пересмотру в видах ближайшего их согласования с действительною потребностью и основаниями новых постановлений о праве перехода и переезда».

Из других «общих положений» нового положения заслуживают внимания статьи 10 и 19, в силу которых: 1) сыновья и мужеского пола родственники, приемыши и лица, состоящие под опекою, по достижении всеми ими 18 лет, и 2) незамужние дочери, родственницы и приемыши женского пола, a равно девицы, состоящие под опекою, по достижении всеми ими 21 года, включаются в вид получателя, при котором жили, не иначе, как с их согласия (ст. 10). «Неотделенным членам крестьянских семейств, хотя бы и совершеннолетним, виды на жительство выдаются и возобновляются не иначе, как с согласия хозяина крестьянского двора. В случае отказа с его стороны, виды на жительство могут быть выдаваемы означенным лицам по распоряжению земского начальника, мирового посредника, непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия, чиновника, либо комиссара по крестьянским делам или заменяющих их должностных лиц, по принадлежности. Распоряжения сего рода обжалованию не подлежат» (ст. 19). С изданием приведенных постановлений паспорта перестают служить орудием родительской власти, каким служили до сих пор.

Следует еще отметить постановление 22 статьи. До настоящего времени лицам, состоявшим на основании 48, 49 и 51 ст. улож. о нак. под надзором полиции или обществ, выдавались паспорта, в которых делалась отметка о их судимости с обозначением существа судебного приговора я тех местностей, в которых владелец вида не имел права появляться; кроме того, на паспорт налагался особый знак о судимости. Сохранение всех упомянутых отметок до издания рассматриваемого узаконения не было ограничено каким-либо сроком. Теперь же наложение красного знака отменено, a «волчьи паспорта», -- как окрестил народ виды, на которых сделаны отметки о судимости, -- заменяются по окончании надзора новыми, без отметок о судимости, «если на исключение таковых отметок последует разрешение губернского начальства».

Наконец статья 31 положения точно определяет порядок принесения жалоб на действия и распоряжения по делам, касающимся видов на жительство.

Кроме общих положений нового закона, в нем содержатся специальные постановления, относящиеся только до известных классов народонаселения. Все эти классы рассматриваемое положение подразделяет на две большие группы. Для первой группы, в которую входят не служащие дворяне, лица, уволенные от государственной службы, офицерские чины запаса, чиновники запаса, почетные граждане, купцы и разночинцы,-- для всех этих классов видами на жительство служат бессрочные паспортные книжки, обложенные сбором в доход казны (ст. 33). Аттестаты об окончании курса в учебных заведениях и т. п., документы, заменявшие до сих пор паспорта, должны были быть заменены к 1 января 1897 г. упомянутыми книжками.

Более крупным и многочисленным изменениям подвергались постановления устава о паспортах, касающиеся другой группы населения--мещан, ремесленников и сельских обывателей. Для этих классов видами на жительство служат: паспортные книжки, паспорта и бесплатные виды на отлучку (ст. 39). Паспортные книжки выдаются на пять лет, тогда как ныне упраздненные «плакатные» паспорта выдавались лишь на три года. Получить паспортную книжку может всякий исправный и полноправный член Общества (ст. 41--42). Мещанам и, ремесленникам, за коими числятся недоимки по общественным сборам, паспортные книжки выдаются не иначе, как с согласия их обществ (ст. 43). Сельские обыватели, за коими числятся недоимки по тем из государственных, земских и мирских сборов, поступление которых обеспечивается круговою порукою подлежащих сельских, обществ, могут получать паспортные книжки лишь с согласия обществ, к коим они приписаны (ст. 44). Этой статьей власти крестьянских обществ над своими членами поставлен некоторый предел, хотя, с другой стороны, власть эта новым законом несколько усилена, так как, с отменой 1-го пункта 129 ст. положения о выкупе, отлучки недоимщиков поставлены в исключительную зависимость от согласия общества, вмешиваться и контролировать которое полиция не имеет права.

При выдаче паспортной книжки, установление, ее выдающее, обозначает в книжке годовой размер вышеупомянутых сборов, причитающихся по последней раскладке с лица, получающего книжку. Эту «сумму годовых сборов» владелец паспортной книжки обязаны ежегодно уплачивать: сельские обыватели--или в подлежащие по месту их приписки установления, или в казначейства, находящиеся в местах их временного пребывания; мещане: же и ремесленники--исключительно в подлежащие по месту их приписки общественные установления. Если сумма сборов, уплаченных отлучившимся за время пользования книжкою, окажется несоответствующею сумме действительно причитавшихся с него по раскладке за означенное время платежей, то по истечении срока книжки, a равно при утрате владельцем книжки права пользоваться ею, - недоплаченные отлучившимся суммы уплачиваются им обществу, a произведенные переплаты принимаются в зачет причитающихся с него платежей, по раскладке общества, на будущее время (ст. 45--48). Если, при предъявлении паспортной книжки в полицию, окажется, что владельцем книжки указанные в ней сборы не уплачены в установленный срок, то полиция отбирает от него книжку; последняя может быть отобрана также и в том случае, если отлучившийся оставит без всякого призрения членов семьи или воспитателей, нуждающихся в средствах к жизни и не могущих снискивать себе пропитание своим трудом. От сельских обывателей отобрание полицией паспортных книжек допускается сверх того: а) по требованию хозяина двора, к которому отлучившийся принадлежит, и б) в случае избрания отлучившегося на одну из должностей, означенных в ст. 112 общего положения о крестьянах. Для отобрания паспортной книжки в последних трех случаях требуется приговор подлежащего общества. Приговор об отобрании паспортной книжки от мещан и ремесленников утверждается губернским правлением, a в градоначальствах--градоначальниками. Приговор об отобрании паспортной книжки от сельских обывателей. представляется земскому начальнику, мировому посреднику, непременному члену уездного по крестьянским делам присутствия или чиновнику, либо комиссару по крестьянским делам, по принадлежности. Должностные лица сии, рассмотрев приговор по существу, если удостоверятся в его правильности, делают на приговоре отметку о неимении препятствий к приведению оного в исполнение. В противном случае, приговор представляется, вместе с заключением означенных должностных лиц, в уездный съезд, в съезд мировых посредников, в уездное по крестьянским делам присутствие и в другие учреждения, по принадлежности (ст. 56). Учреждения сии, рассмотрев дело по существу, или утверждают приговор общества, или отменяют его. О приведении в исполнение приговора об отобрании паспортной книжки названные должностные лица и учреждения сообщают подлежащим полицейским установлениям по месту пребывания отлучившегося, с препровождением копии приговора (ст. 54--56).

Что касается паспортов, то они выдаются на один год, на шесть и на три месяца; при этом, мещане, ремесленники и сельские обыватели могут получать паспорта независимо от лежащих на них недоимок по каким-либо сборам. Лица сии не могут, однако, возобновлять паспорта без согласия общества, если не уплатят всех, по указанным в статьях 43 -- 44 сборам, недоимок, числящихся на них по 1 января того года, в котором заявлено ими ходатайство о возобновлении паспортов (ст. 59 --60). Паспорта, срок коих истек, отсрочиваются полициею по желанию владельцев, в местах временного их пребывания (ст. 61).

К числу симпатичных нововведений нового закона следует отнести и выдачу бесплатных билетов на отлучки сроком до одного года; билеты эти выдаются пострадавшим от неурожая, пожаров, наводнений и т. п. бедствий переселяющимся, с надлежащего разрешения, на казенные земли, не достигшим восемнадцатилетнего возраста и некоторым другим категориям лиц, перечисленным в статьях 63 -- 64. Наконец, 65 статья предусматривает выдачу бессрочных бесплатных билетов.

Заключительные статьи (66--73) положения содержат в себе постановления о сборах с паспортов.

Размер этих сборов был несколько понижен (за годовой'--до 1 руб., вместо 1 руб. 45 коп.) и вместе с тем впервые установлен был денежный сбор за паспорта с лиц привилегированных сословий: паспортные книжки, выдаваемые им, были обложены сбором в 1 руб. в год, при чем этот сбор должен был оплачиваться паспортными марками.

Не прошло однако и трех лет со времени издания закона 1894 года, как в отношении к сборам за паспорта были произведена коренная реформа: законом 7 апреля 1897 г. отменены сборы, взимаемые в казну с видов на жительство как краткосрочных, так и долгосрочных. Этим законом положен конец фискальному значению внутренних паспортов, на уничтожение которого давно уже в нашей печати указывалось, как на меру крайне необходимую. Как средство извлечения государственного дохода, паспортный сбор не имел особенного значения: в 1895 г. доход по этой статье бюджета составил 4,1 миллиона руб., т. е. весьма ничтожную часть поступлений при миллиардном бюджете. Между тем для необеспеченных классов населения паспортные сборы, при всей их сравнительной незначительности, являлись нередко тяжелым бременем, тем более, что уплата этих сборов производилась обыкновенно именно тогда, когда положение плательщика особенно затруднительно. В мотивах к закону 1897 года вполне основательно указаны следующие соображения:

«Отправляясь на заработки, простолюдин вынужден делать различные затраты: ему необходимо запастись деньгами на дорогу и на прожитие до приискания работы, оставить своей семье средства на пропитание и, в некоторых случаях, обеспечить уплату следующих с него сборов. При таких условиях взыскание даже невысокой относительно пошлины, в размере от 15-ти коп. до 1-го руб., как это установлено Положением 3-го июня 1894 г., не может не почитаться для него чувствительным. Между тем заработанные на стороне деньги иногда служат, при тесноте земельных наделов сельского населения и при незначительности доходности последних, главнейшим средством к существованию и к уплате причитающихся с этого населения разного рода сборов. Уплата паспортных сборов является тем более ощутительною для наших рабочих, что, отправляясь на заработки, они отнюдь не могут быть уверены в возможности отыскать подходящую работу».

С другой стороны, нельзя не отметить еще одной особенности наших современных условий, делающей паспортный сбор обременительным и несправедливым для значительной части населения. Дело в том, что в отступление от коренного положения о необязательности видов в месте постоянного жительства, в некоторых местностях империи выборка видов на жительство, их прописка и, следовательно, уплата паспортных пошлин обязательна не только для пришлого, но даже и для местного населения. В силу ст. 3 Пол. 3-го июня 1894 г. постановление о том, что никто не обязан иметь вида на жительство в месте постоянного своего жительства, не распространяется на местности, находящиеся под усиленною охраною. Взимание паспортных пошлин с этой части населения едва ли может быть чем-нибудь оправдано.

Оканчивая этим рассмотрение законодательства о паспортах для передвижения внутри империи, переходим к краткому обзору законоположений о заграничных паспортах и выдаче паспортов иностранцам, прибывающим в Россию. Каждый, намеревающийся отбыть за границу, кто бы и какого бы звания ни был, обязан подать о том прошение губернатору и представить при нем от полиции свидетельство, удостоверяющее, что никакого законного препятствия к отъезду его нет. При отсутствии этих законных препятствий, губернаторы разрешают выдачу паспортов без замедления. По общему правилу, заграничные паспорта могут быть выдаваемы русским подданным только по достижении ими 20-летняго возраста. Многочисленные изъятия из этого правила касаются обоюдных на границах помещиков, купцов, их приказчиков, шкиперов, вольных матросов, молодых людей из купеческих семейств (которым, по достижении 17-тилетнего возраста, разрешается отправляться на шесть лет за границу для практических занятий в иностранных купеческих конторах), лиц, отправляющихся для излечения болезни, получения наследства и т. д. Существуют особые меры контроля за отбытием воинской повинности. Заграничные паспорта выдаются на известный срок, «с возвратом»; паспорта для выезда без возврата выдаются всем иностранцам, оставляющим Россию. Срок дозволенного пребывания всех вообще русских подданных за границею, с узаконенным паспортом, назначается пятилетний. В целом ряде случаев допускаются отсрочки (для художников, для коммерсантов и, в частности, купцов, торгующих на востоке, и т.д.). Заграничные паспорта подлежат двоякого рода сборам: 1) за напечатание для них бланкетов и 2) сбора, обращаемого в состав инвалидного капитала. Первый взимается при выдаче паспортов, в размере 50 коп. за каждый; второй взимается или при выдаче паспорта, или при возвращении из-за границы, по расчету десяти рублей за каждые шесть месяцев или 20 руб. за год и т. д., смотря по времени пребывания за границей. Именным указом Правительствующему Сенату 28 июля 1900 г. установлен был временный дополнительный сбор с заграничных паспортов (по 5 руб. в полугодие) для подкрепления средств Российского Общества Красного Креста, по усиленной деятельности его «по обеспечению быстрой помощью и должным уходом больных и раненых в рядах действующих на Дальнем Востоке войске». Сбор этот, хотя и был установлен временно и для определенной цели, не отменен однако и за минованием обстоятельств, его вызвавших.--Пограничные таможни обязаны строжайше наблюдать, чтобы все выезжающие за границу имели установленные паспорта. «Без паспорта», говорит закон, «никто, ни по какой причине, ниже ради богомолья, из пределов Империи выпускаем быть не должен, и, всякого такового, по задержании, надлежит отсылать на прежнее его жилище».

Что касается иностранцев, прибывающих в Россию, то они пропускаются как по паспортам, выдаваемым российскими миссиями и консульствами в иностранных государствах, так и по национальным паспортам и вандербухам (дорожные книжки), засвидетельствованным русскими миссиями и консульствами. Каждый иностранец, приехавший в Россию с законным паспортом, должен явится в первом лежащем на пути губернском городе к местному губернатору и, представя ему свой паспорт, получить взамен его паспорт для жительства и переездов в России. При предъявлении иностранцем заграничного паспорта для получения русского паспорта, от него отбираются обычные показания о его личности, продолжительности его пребывания, цели его и т. д. Паспорта на жительство и переезды в Империи выдаются иностранцам сроком на один год и облагаются установленным гербовым сбором; по наступлении срока, иностранец обязан испросить новый паспорт у начальника той губернии, в пределах которой он будет находиться при истечении этого срока. Значительные облегчения делает закон для пограничных жителей, имеющих надобность в деловых сношениях. Эти облегчения касаются одинаково как иностранцев, приезжающих в Россию, так и пограничных русских подданных для их кратковременных отлучек за границу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.