реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Передача ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность

реферат
p align="left">Условия формирования муниципальной собственности несут в себе не только возможности создания ее объектов и субъектов, но и определенные ограничения, обусловленные ресурсной ограниченностью территории, институциональной организацией общества и др. Важнейшим условием формирования муниципальной собственности является приватизация (как первичная, так и вторичная). Причинами развития муниципальной собственности являются: необходимость создания общественных благ, с чем может справиться в основном муниципальная собственность; контроль за естественными монополиями; поиск дополнительных источников пополнения местного бюджета; обеспечение социальной защиты населения. Гельман В.Я. Федеральная политика и местное самоуправление // Власть. - М., 2007. - №9. - С. 82.

Основная проблема муниципальных образований - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и на текущие нужды, причем это не является особенностью России, а присуще всем странам. Основными источниками доходов, которыми располагают органы местного самоуправления, являются: налоги; неналоговые поступления; доходы от собственной хозяйственной деятельности; муниципальный кредит.

Первые две группы источников доходов, в той или иной степени, это -средства, которые государство собирает с населения и предприятий. С этой точки зрения их размеры ограничены налогоспособностью населения и предприятий. Третья и четвертая группы напрямую зависят от ресурсов, имеющихся у муниципального образования, и способности муниципальных служб их эффективно использовать.

Итак, муниципальная собственность является материальной основой исполнения функций, возложенных на органы местного самоуправления Конституцией, законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации.

Собственником муниципального имущества является муниципальное образование как юридическое лицо и субъект гражданского права. От его имени функции собственника исполняют представительные и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные на то Уставом муниципального образования, Устав города окружного значения Лангепас: Решение № 59 от 4 июля 2005г. // Звезда Лангепаса. 20 июля. 2005. № 97. другими нормативно-правовыми актами.

Как всякий ответственный собственник муниципалитет обязан формировать свою имущественную политику, чтобы обеспечить:

- использование муниципального имущества как инструмента экономического развития территории;

- использование имущества по целевому назначению с извлечением максимального социального и /или коммерческого эффекта;

- поддержание имущественного комплекса в работоспособном состоянии;

- эффективную реализацию муниципального имущества, по тем или иным причинам не приносящего социального и/или коммерческого эффекта;

- приобретение (или создание вновь) имущества, необходимого для решения социальных задач с учетом принципа разумной достаточности;

Наиболее часто встречаемые на практике недоработки муниципальной имущественной политики:

- недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, допускающий несанкционированные списание и продажу имущества, сдачу помещений в аренду;

- препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;

- сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ;

- отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.

Мы определили значение муниципальной собственности, выделили общие функции и проблемы. Теперь обратимся к проблеме реформирования ЖКХ и непосредственно к проблеме передачи ведомственного жилья в муниципальную собственность. Попытаемся выделить проблемы местного самоуправления по содержанию жилфонда в случае его передачи от организаций.

Преобразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства, начатые в Российской Федерации в начале 1990-х годов, на сегодня являются одним из приоритетных направлений социальной и экономической политики государства. Указ Президента Российской Федерации «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» О реформе жилищно-коммунального хозяйства в РФ: Указ Президента РФ от 28.04.1997 № 425 (утратил силу) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru одобрил концепцию реформы ЖКХ и подтвердил важность этой задачи.

В период 1990-1996 г. был реализован ряд мер, направленных на совершенствование функционирования жилищно-коммунального хозяйства. Осуществлены преобразования, направленные на совершенствование системы управления ЖКХ. Начата работа по формированию договорных отношений на всех этапах предоставления жилищно-коммунальных услуг. Поэтапно внедряется новая система оплаты услуг ЖКХ с применением мер социальной зашиты путем предоставления гражданам жилищных компенсаций (субсидий). Планомерно осуществляется процесс передачи ведомственного жилищного фонда в муниципальную собственность. Созданы условия для развития альтернативных организационных структур в лице товариществ собственников жилья для обеспечения эксплуатации и ремонта жилищного фонда.

Несмотря на принимаемые меры, сложившаяся ситуация в экономике не позволяет улучшить качественные показатели в сфере предоставления жилищно-коммунальных услуг. Наблюдается устойчивая тенденция к ухудшению технического состояния жилищного фонда городов, независимо от его принадлежности. Ежегодно увеличивается количество жилых домов, требующих капитального ремонта в соответствии с нормативными сроками. Средний износ муниципального жилищного фонда превышает 40 %. Наблюдается резкое ухудшение технического состояния ведомственного жилищного фонда и ЖСК. В условиях экономической несостоятельности, большинство ведомств оказались не в состоянии обеспечить надлежащую эксплуатацию и ремонт жилья.

Необходимо отметить следующее:

- приемка ведомственного фонда осуществляется практически независимо от его технического состояния;

- практически в каждом из передаваемых домов есть проблемы с подготовкой к зимней эксплуатации;

- в некоторых ведомственных жилых домах даже конструктивные элементы находятся в аварийном состоянии, а системы газоснабжения практически всюду выработали эксплуатационный период.

Накопившийся комплекс проблем требует проведения динамичных и эффективных преобразований, активного включения в систему рыночных отношений, направленных на стабилизацию работы отрасли и создания условий для ее развития.

1.2. Разработка проекта передачи ведомственного жилого фонда в РФ

По данным на 1998 год, «с целью ускорения процесса передачи ведомственного жилищного Фонда и сглаживания негативных финансовых и организационных последствий передачи в муниципальную собственность ведомственного жилищного фонда для городских администраций Правительством РФ совместно с Международным банком реконструкции и развития был подготовлен проект «Передача ведомственного жилищного фонда», осуществление которого было начато в 6 городах России в ноябре 1996 года (Волхов (Ленинградская область), Владимир, Оренбург, Петрозаводск, Рязань, Череповец (Вологодская область))». Передача ведомственного жилищного фонда. Проект Правительства РФ и Международного банка реконструкции [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.fer.ru Для достижения целей проекта необходимо было существенно повысить эффективность функционирования ЖКХ с помощью институциональных реформ в сочетании с инвестициями в энерго- и водосбережение. Институциональные преобразования в рамках проекта включали в себя реформирование отношений собственности и управления жилищным фондом; проведение новой политики оплаты жилья и коммунальных услуг за счет населения, внедрение конкурсных процедур отбора подрядчиков на потенциально конкурентных рынках и регулирование деятельности локальных естественных монополий и т. п.

Итак, остановимся на этом проекте подробнее. Проект передачи ведомственного жилищного фонда (ППВЖФ), финансируемый в основном за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР), является одним из крупнейших проектов в жилищном секторе России.

Основной задачей Проекта являлось ускорение процесса передачи ведомственного жилищного фонда в России путем демонстрации в городах-участниках Проекта сочетания жилищных реформ и инвестиций в жилищный сектор с целью снижения затрат на содержание жилья.

Необходимость осуществления жилищной реформы сводилась к следующему:

переход к новым формам собственности и управления жилищным фондом;

внедрение конкурентных начал в обслуживание и управление жильем;

формирование системы управления локальными естественными монополиями;

рост уровня покрытия затрат за счет населения с одновременным повышением эффективности функционирования службы жилищных субсидий.

Инвестиции в рамках Проекта направлялись на мероприятия по энерго- и водосбережению в муниципальных многоквартирных жилых зданиях и инженерных сетях, а также на капитальный ремонт этих объектов. Среди таких мероприятий:

устройство узлов коммерческого учета тепла, воды, газа и электричества;

комплексное переоборудование зданий, включающее модернизацию систем отопления, горячего и холодного водоснабжения и проведение работ по снижению теплопотерь и инфильтрации;

строительство и модернизация домовых и районных котельных;

комплексное переоборудование центральных тепловых пунктов системы районного теплоснабжения;

реконструкция трубопроводов системы районного тепло- и водоснабжения и др.

В целом в рамках Проекта было намечено применение более 50 различных энерго- и водосберегающих технологий.

Технико-экономическое обоснование Проекта было представлено специалистами МБРР и Правительства Российской Федерации в Докладе об оценке проекта № 15112-RU от 17 апреля 1996 года. Местное самоуправление в России: Состояние, проблемы, перспективы. - М., 2003. - С. 56.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 565 «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта передачи ведомственного жилищного фонда» 29 июля 1996 года Российской Федерацией и МБРР было подписано Соглашение о займе № 4012 RU на сумму, эквивалентную 300 млн.долл. США. Там же. С. 58.

Подписанное Соглашение, в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 15.07.1995 № 101-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http: //www.consultant.ru было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1083 «Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития о займе для финансирования Проекта передачи ведомственного жилищного фонда». Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 года № 1083 было установлено, что из общей суммы займа МБРР в 300 млн.долл. США средства в размере 290 млн.долл. США предоставляются администрациям городов-участников Проекта на платной, срочной и возвратной основе. Погашение и обслуживание части займа в размере 10 млн.долл. США осуществлялось за счет средств федерального бюджета на безвозвратной основе.

Конкурсный отбор городов для участия в Проекте проводился в 1995 году под контролем Межведомственной рабочей группы по подготовке Проекта. Данная рабочая группа была образована приказом Министра экономики Российской Федерации Е.Г.Ясина от 10 мая 1995 года №33 Там же. и включала в себя представителей Минэкономики России, Минфина России, Минстроя России, Аппарата Правительства Российской Федерации и Госкомимущества России. Список потенциальных участников был составлен на основе предложений министерств и ведомств, с учетом мнения миссии МБРР. Критериями оценки городов выступали показатели в области передачи ведомственного жилищного фонда, конкурсного обслуживания жилья, повышения уровня оплаты жилья за счет населения и создания системы адресной поддержки малообеспеченных семей, формирования товариществ собственников жилья и т.п.

По результатам конкурса для участия в проекте были отобраны шесть городов: Рязань, Владимир, Петрозаводск (Республика Карелия), Волхов (Ленинградская область), Оренбург и Новочеркасск (Ростовская область). В июне 1996 года из-за отказа Ростовской области выступить гарантом г.Новочеркасска по обслуживанию и возврату субзайма указанный город был исключен из списка участников Проекта и заменен на г.Череповец (Вологодская область), который ранее имел статус резервного города по Проекту.

В октябре 1996г. были подписаны Договоры субзаймов между Минфином России, Минэкономики России, Администрациями городов-участников Проекта и Администрациями Субъектов Федерации, на территории которых находятся эти города. Одновременно были подписаны Договоры поручительства между Минфином России и упомянутыми Субъектами Федерации. Комаров О.В. Проект передачи ведомственного жилищного фонда [Электронный ресурс] / режим доступа: http: //www.fer.ru

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.