реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Охрана государственной границы (законодательство по состоянию на 30 декабря 2003 г.)

реферат
p align="left">· недопущению противоправного изменения прохождения государствен-ной границы;

· обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режи-ма государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;

· защите на государственной границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфе-ре охраны государственной границы на основе международных договоров.

Режим государственной границы включает правила:

· содержания государственной границы;

· пересечения государственной границы лицами и транспортными сред-ствами;

· перемещения через государственную границу грузов, товаров и животных;

· пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств;

· грузов, товаров и животных; .

· ведения на государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности;

· разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил и др.

Режим государственной границы устанавливается Законом о Государственной границе РФ, другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации.

Правилами содержания государственной границы регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных зна-ков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных. просек, проведения совместных с сопредельным государством проверок прохождения государственной границы и др.

Пограничный режим - режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации, а также ее внутренних вод, имеющих выход к государственной границе. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы.

Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транс-портных средств в пограничной зоне; хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массо-вых общественно-политических, культурных и других мероприятий в по-граничной зоне; учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоход-ных (надводных и подводных) судов (средств) и судов (средств) передви-жения по льду, их плавания и передвижения по льду в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод погра-ничных рек, озер и иных водоемов; ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной дея-тельности в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов.

2.2. Общая характеристика системы органов в сфере охраны Государственной границы РФ

Органы государственной власти Российской Федерации осуществляют в сфере охраны государственной границы полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Законом о Государственной границе:

· обеспечивают по представлениям органов и войск Федеральной погра-ничной службы временное ограничение или воспрещение доступа граж-дан на отдельные участки, местности или объекты вблизи государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отра-жении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям государст-венной границы;

· обеспечивают общественный порядок при проведении на государст-венной границе и в приграничных районах Российской Федерации массо-вых мероприятий федерального или международного характера;

· обеспечивают правопорядок в приграничных районах при возникнове-нии чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;

· участвуют в правовом воспитании населения пограничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с органами и войсками Федеральной пограничной службы правонарушений на государственной границе и в пунктах пропуска через нее.

В СССР пограничные войска входили в состав КГБ СССР Носков А. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - №2. - С.8.. 30 декабря 1994 года была образована Федеральная пограничная служба РФ Указ Президента РФ от 30 декабря 1994 г. №2245 «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (с изменениями от 8 августа 1997 г., 19 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. - 1995. - №1. - Ст.44; 1997. - №32. - Ст.3756; 2003. - №47. - Ст.4520.. Однако, данная служба не просуществовала и десяти лет. Начатая в 2003 года кардинальная реформу структуры органов государственной власти привела к тому, что эта Указом Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 с 1 июля 2003 г. Федеральная пограничная служба РФ упраздняется, а ее функции, как и в СССР, были переданы Федеральной службе безопасности РФ Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - №12. - Ст.1101, а одной из основных функций ФСБ было определена охрана Государственной границы РФ Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // СЗ РФ. - 2003. - №27 (Часть I). - Ст.2700. Думается, что данное изменение будет иметь положительный эффект, поскольку функции ФСБ и ФПС во многом были аналогичными. Более того, и до этого ФСБ фактически участвовала в охране границы, однако при этом ей приходилось координировать действия с ФПС, что значительно усложняло такую деятельность и снижало ее эффективность.

Очень важным шагом в реформировании структуры власти является также создание Указом Президента РФ от 27 октября 2003 г. Государственной пограничной комиссии Указ Президента РФ от 27 октября 2003 г. №1264 «Об утверждении Положения о Государственной пограничной комиссии и ее состава по должностям» // СЗ РФ. - 2003. - №44. - Ст.4293, основными задачами которой являются оценка угроз безопасности Российской Федерации в пограничной сфере и разработка комплекса мер по их нейтрализации; определение национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере; координация деятельности субъектов пограничной политики Российской Федерации; решение комплекса проблем, возникающих при реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации и др.

Для решения своих основных задач Комиссия имеет право принимать решения, необходимые для организации, координации и совершенствования взаимодействия субъектов пограничной политики Российской Федерации; заслушивать на своих заседаниях руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и привлекаемых к реализации основных направлений пограничной политики Российской Федерации организаций; получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для деятельности Комиссии; инициировать создание пограничных комиссий в федеральных округах и осуществлять контроль их деятельности; создавать рабочие органы для подготовки заседаний Комиссии, изучения имеющихся проблем и подготовки проектов решений; направлять в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендации по вопросам пограничной политики Российской Федерации; вносить в установленном порядке предложения по вопросам, требующим решения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; осуществлять контроль за выполнением решений Комиссии.

В состав комиссии входят Председатель Правительства, Директор ФСБ, заместитель Секретаря Совета Безопасности, Первый заместитель директора ФСБ России - руководитель Пограничной службы, полномочные представитель Президента в федеральных округах, председатели комитетов Совета Федерации и Государственной Думы, руководители министерств и ведомств, имеющих полномочия, связанные с охраной границы (ГТК, МВД, Министерство иностранных дел и другие), руководители некоторых приграничных субъектов федерации (Северная Осетия - Алания, Алтайского, Хабаровского края, Астраханской, Белгородской, Калининградской, Мурманской, Оренбургской, Челябинской области) и др.

Важные полномочия имеют и другие государственные органы, среди которых особое место занимает Государственный таможенный комитет РФ Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. №2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 сентября 1999 г.) // СЗ РФ. - 1994. - №27. - Ст.2854; 1999. - №38. - Ст.4533., одной из важнейших задач которого является обеспечения соблюдения законодательства при перемещение товаров через границу.

Полномочия по охране Государственной границе возложены также на Министерства иностранных дел, обороны, внутренних дел, Службу внешней разведки, на отдельные роды и виды войск Вооруженных сил РФ (войска противовоздушной обороны, военно-морской флот, внутренние войска), отдельными полномочиями наделены также органы власти субъектов федерации и органы местного самоуправления. Закон предусматривает привлечение в охране Государственной границе также населения и казачьих формирований.

3. Основные проблемы обеспечения охраны Государственной границы РФ

Проведенный выше анализ внутренних и внешних угроз, а также общий анализ состояния правового регулирования охраны Государственной границы РФ, позволяет выявить ряд проблем, препятствующих надлежащей ее охране. Особую важность здесь представляют выявленные выше внутренние угрозы

Одной из важнейших проблем в пограничных войсках составляет проблема преступности. Анализ показывает, что на протяжении последних лет уровень преступности в ор-ганах и войсках ФПС России снижался (в 1998 г. на 5,2%). Меньше совершено воин-ских преступлений (на 14%). в том числе уклонений от военной службы (на 32,3%), более чем в 3 раза снизилось количество скрытых от учета преступлений, а также по-гибших военнослужащих. Тем не менее преступность в пограничных войсках явление чрезвычайно опасное. Кроме того, на 2,7% возросло число общеуголовных преступлений. Это вызва-но прежде всего тем, что почти каждое чет-вертое из них составляют злоупотребле-ния должностными полномочиями, превы-шение их и халатность. В общей структуре преступности не снизи-лась доля тяжких и особо тяжких преступ-лений. Более одной трети от числа зареги-стрированных преступлений относится к этой категории. На фоне снижения преступности количе-ство участников преступлений увеличи-лось на 9,9%, причем каждый седьмой из них офицеры или прапорщики. По-преж-нему высок уровень латентности. В целом уровень преступности остается достаточно высоким Носков А. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - №2. - С.8..

В числе основных причин совершения преступлений их сла-бая социальная защищенность, особенно в вопросах сохранности их жизни и здоро-вья, материально-бытового снабжения, со-блюдения жилищных и других прав. Интересно в этом плане отметить, что в 218 по-граничных частях и соединениях с участи-ем специалистов в 1999 году были проведены проку-рорские проверки исполнения законов о борьбе с гибелью и травматизмом, по ре-зультатам которых внесено 65 представле-ний, в том числе и в адрес Директора ФПС России Носков А. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - №2. - С.9.

. Анализ обстоятельств травматизма пока-зал, что причинами его являются не только личная недисциплинированность военно-служащих, но и создание некоторыми должностными лицами частей и соедине-ний ненадлежащих условий службы, а так-же повышенная нагрузка, неукомплекто-ванность многих подразделений, особенно в «горячих точках».

Анализ результатов прове-рок свидетельствует о распространеннос-ти отступлений от требований законов при привлечении граждан к административной ответственности за нарушение режима го-сударственной границы. Во-енными прокурорами опротестовано лишь 5 правовых актов командования, связанных с привлечением к административной от-ветственности. Требуется принятие и иных мер по ус-транению причин бытующих нарушений. Так, законодательно не урегулирован поря-док оплаты штрафов в ночное время, вы-ходные и праздничные дни, когда отсутст-вуют должностные лица ФПС России, упол-номоченные принимать решение о наложе-нии штрафов, а банковские учреждения не функционируют. Ввиду этого бытует по-рочная практика выдачи начальникам пунк-тов пограничного контроля незаполненных бланков постановлений о наложении ад-министративных взысканий с подписью и печатью вышестоящих должностных лиц.

Представляется необходимым внести со-ответствующие дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и за-конодательно урегулировать эти вопросы, вплоть до предоставления должностным лицам пунктов пропуска права самим при-нимать по квитанциям деньги в счет упла-ты штрафа.

Неблагополучная ситуация сложилась в обеспечении военнослужащих, лиц, уволен-ных в запас, и членов их семей полагающи-мися нормами жилья. На 1999 г. в очереди на получение квартир и улучшение жилищ-ных условий в ФПС стояло свыше 12 тыс. человек, дебиторская задолженность со стороны коммерческих структур составля-ла более 12 млн. руб. Носков А. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - №2. - С.11.

Из-за хронического недофинансирования плотность кораб-лей, участвующих в охране государствен-ной границы и исключительной экономиче-ской зоны России, из года в год неуклонно снижается, на судоремонтных заводах практически остановлены ремонтные ра-боты на 33 кораблях, снабжение морских частей в последние годы осуществляется нерегулярно и в минимальных объемах (12 - 14% от заявляемых средств). По этой причине только в Арктическом регионе по сравнению с предшествующим периодом несение службы кораблями на границе снизилось в 3 раза.

Положение усугубляется тем, что в силу отсутствия топлива к охране государствен-ной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон-та.

Заключение

Итак, проведенный анализ показал, что в настоящее время военной безопасности России угрожает большое количество как внешних, так и внутренних угроз. Потенциально нельзя найти практически ни одного участка Государственной границы РФ, на котором не исходила бы потенциальная угроза от географического соседа. Конфликт в Керченском проливе между Украиной и Россией очень показателен в этом плане.

Внутренние угрозы не менее малочисленны и не менее опасны для состояния субъектов охраны Государственной границы и представляют чрезвычайно большую опасность для России. В частности, здесь следует учитывать, что пограничники постоянно имеют при себе боевое оружие, а это в свою очередь требует более тщательного отбора тех лиц, которые будут участвовать в охране границы. Настораживают также полное отсутствие патриотического воспитания, что значительно снижает устойчивость пограничных войск в случае потенциальной угрозы.

В России в настоящее время существует довольно большое количество государственных органов, имеющих полномочия по охране Государственной границы РФ. Органа, который бы отвечал только за эту деятельность, в настоящее время не существует. Существовавшая с 1994 года Федеральная пограничная служба была упразднена в 2003 году и ее полномочия были переданы Федеральной службе безопасности, которая в настоящее время стала главным органом, осуществляющим охрану Государственной границы. Думается, что такое перераспределение полномочий вполне обосновано.

Одной из важнейших проблем является хроническое недофинансирования, что приводит к неукомплектованности частей, участвующих в охране государствен-ной границы и исключительной экономиче-ской зоны России. При этом оно постоянно снижается из года в год. Особенно это опасно в деле охраны Государственной границу, т.к. в силу особенностей рельефа государственной (большинство морская и горная) особое значение имеет ее охрана с помощью кораблей ВМФ и авиации. Это приводит к тому, что в силу отсутствия топлива к охране государствен-ной границы практически не привлекается авиация. Из-за нехватки запасных частей большая часть самолетов и вертолетов простаивает на земле в ожидании ремон-та.

Тем не менее, в деле охраны Государственной границы остается немало проблем, которые требуют скорейшего своего разрешение. При этом необходимо совершенствование государственного управления по многим направлениям, без которых эти проблемы не решить. Представляется, что основные усилия государства должны быть приложены по следующим направлениям;

· соразмерность удовлетворения потребностей Воо-руженных сил с экономическими возможностями страны, открытость и прозрачность военного бюджета, чтобы ис-ключить возможности коррупции и воровства средств, предназначенных на военные нужды;

· отказ от военных амбиций и концентрация усилий на том, чтобы на основе минимальной, разумной доста-точности обеспечить обороноспособность РФ, что в свою очередь предполагает отказ от неоправданного военного присутствия в дру-гих странах и регионах планеты, от фактически безвозмез-дной военной помощи «дружественным государствам»; упор в миротворческой деятельности России не столько на военные, сколько на политические методы урегулирования существующих и потенциальных конфлик-тов; финансирование закупок только новейшего оружия будущего и модернизации уже существующих вооружений. повышение эффективности экспорта вооружений при стро-жайшем государственном контроле с получением реаль-ной прибыли не посредниками, а предприятиями ОПК, работающими на экспорт; повышение престижа военной службы, достойное содержание военнослужащих, восстановление уважения к Армии и реабилитация лозунга защиты Отечества как священного долга всех граждан страны.

Особые усилия должны быть приложены в деле возрождения разрушенной системы патриотического воспитания, без которого у России вообще будущего нет. Необходимы ре-альный вклад в это со стороны всех слоев российского общества, в том числе и бизнеса, введение военного на-лога, как это было в прошлом, на состоятельных граждан, особенно когда речь идет об уклонении от военной служ-бы.

Список использованных источников

I. Нормативные акты Российской Федерации

1. Конституция РФ (с изменениями от 9 сентября 1996 г., 10 февраля 1996 г., 9 июня 2001 г., 25 июля 2003 г.) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря; СЗ РФ. - 1996. - №3. - Ст.125; №7. - Ст.676; 2003. - №30. - Ст.3051.

2. Федеральный закон от 30 июня 2003 г. №86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления» // СЗ РФ. - 2003. - №27 (Часть I). - Ст.2700

3. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изменениями от 18 июля 1998 г., 24 июня 1999 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. - 1996. - №34. - Ст.4029; 1998. - №30. - Ст.3606; 1999. - №26. - Ст.3175; 2003. - №2. - Ст.159; №27 (Часть I). - Ст.2700.

4. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. №4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с изменениями от 10 августа 1994 г., 29 ноября 1996 г., 19 июля 1997 г., 24, 31 июля 1998 г., 31 мая 1999 г., 5 августа, 7 ноября 2000 г., 24 марта, 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня 2003 г.) // СЗ РФ. - 1993. - №17. - Ст.594; 1994. - №16. - Ст.1861; 1996. - №50. - Ст.5610; 1997. - №29. - Ст.3507; 1998. - №31. - Ст.3805,3831; 1999. - №23. - Ст.2808; 2000. - №32. - Ст.3341; №46. - Ст.4537; 2002. (Часть I) - №1. - Ст.2; №52 (Часть I). - Ст.5134; 2003. - №27 (Часть I). - Ст.2700.

5. Указ Президента РФ от 27 октября 2003 г. №1264 «Об утверждении Положения о Государственной пограничной комиссии и ее состава по должностям» // СЗ РФ. - 2003. - №44. - Ст.4293

6. Указ Президента РФ от 11 марта 2003 г. №308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - №12. - Ст.1101

7. Военная доктрина Российская Федерации // Российская газета. - 25 апреля 2000 г.

8. Указ Президента РФ от 17 декабря 1997 г. №1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации» (с изм. и доп. от 10 января 2000 г.) // СЗ РФ. - 1997. - №52. - Ст.5909; 2000. - №2. - Ст.170.

9. Указ Президента РФ от 30 декабря 1994 г. №2245 «О Федеральной пограничной службе Российской Федерации» (с изменениями от 8 августа 1997 г., 19 ноября 2003 г.) // СЗ РФ. - 1995. - №1. - Ст.44; 1997. - №32. - Ст.3756; 2003. - №47. - Ст.4520.

10. Указ Президента РФ от 25 октября 1994 г. №2014 «Об утверждении Положения о Государственном таможенном комитете Российской Федерации» (с изм. и доп. от 16 сентября 1999 г.) // СЗ РФ. - 1994. - №27. - Ст.2854; 1999. - №38. - Ст.4533.

II. Специальная литература

11. Вахрамеев А.В. К вопросу национальной безопасности Российской Федерации (декларации и реальность) // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - №1. - С.3-11.

12. Величин Я.С. Расследование незаконных пересечений Государственной границы Российской Федерации // Правоведение. - 2003. - №1. - С.146-153.

13. Информационно-аналитический бюллетень клуба «Реалист». - М., 1997. - №29.

14. История военной стратегии России / Под ред. В.А. Золотарева. - М., 2001.

15. Комаров С.М. Риск политической нестабильности: роль и место силовых структур в нормализации социально-политической обстановки // Армия и общество. - 1999. - №1. - С.70-75.

16. Михайленок О.М. Вооруженные силы как фактор стабильности государственной жизни // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - №5. - С.28-58.

17. Носков А. Безопасность границы - по закону // Законность. - 2000. - №2. - С.8-12.

18. Рост политического экстремизма // Армия и общество. - 1999. - №3. - С.35-40.

19. Система гуманитарного и социально-экономического знания / Под ред. С.А. Хмелевской. - М., 2001.

20. Чебан В.В. Геополитическое положение и военная политика России. - М., 2001.

21. Чугунов В.М. Военная безопасность России как качественное состояние государства // Армия и общество. - 2000. - №1. - С.64-68.

22. Шнайдер Г.Й. Криминология. - М., 1995.

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.