храна почв от ветровой и водной эрозии, а также улучшению ка-чественного состояния земель является обязанностью всех собственни-ков земли и землепользователей (ст. 13 ЗК РФ). Государственный зе-мельный кадастр дает возможность достаточно определенно установить уровень качественного состояния земель и подверженности их эрозион-ным процессам. Эти данные периодически фиксируются в правоустанавливающих документах физических и юридических лиц и дают воз-можность устанавливать достаточно определенно наличие упомянутого правонарушения, своевременно предупреждать собственников земли и землепользователей о признаках правонарушения и, в крайних случаях, привлекать к соответствующей юридической ответственности.15. Использование земель не по целевому назначению. Целевое на-значение предоставляемых субъектам земельных участков определяет-ся в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соот-ветствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении. Например: для сельско-хозяйственного использования (для ведения крестьянского хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, иных конкретных целей); для несельскохозяйственного использования (дач-ного строительства, жилищного строительства, гаражного строительст-ва, сооружения иных объектов). Отклонение от этих признаков в про-цессе использования земли указывает на совершаемое правонарушение Земельное право. - С. 194..16. Использование земельных участков способами, приводящими к порче земель или разрушению почвенного плодородия.Содержание данного правонарушения предполагает техно-логические отклонения в способах использования земли (неправильная обработка почвы, приводящая к их разрушению, технологически не-правильный выпас скота, приводящий к уничтожению пастбищ и т. п.). Признаки наличия правонарушения устанавливаются по данным госу-дарственного земельного кадастра.17. Систематическое невнесение платежей за землю.Признак систематичности установлен законодательством в виде не-уплаты земельного налога в течение двух лет подряд и непогашении задолженности в течение последующего одного года, а также арендной платы в сроки, установленные договором аренды. В качестве признака правонарушения закон предполагает невнесение платежей. Таким образом, несвоевременное внесение платежей, хотя и систематическое, не является признаком данного правонаруше-ния и не может служить основанием для привлечения к юридической ответственности. Что касается арендной платы, то порядок и сроки выплаты ее уста-навливаются договором аренды, однако и в этом случае невнесение ее по признакам, приведенным выше, следует считать правонарушением в редакции данного пункта и, следовательно, достаточным основанием для привлечения виновных к юридической ответственности. 18. Уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществ-ляющих государственный контроль за использованием и охраной зе-мель, по вопросам устранения нарушений земельного законодательст-ва. Должностными лицами, имеющими право давать обязательные для исполнения предписания, являются инспекторы всех рангов органов системы Росземкадастр. Норма, предписывающая юридическую ответ-ственность за данное правонарушение, имеет большое значение с точки зрения правовой дисциплинированности субъектов права на землю и способствует значительному повышению роли и авторитетности ин-спекторов по использованию и охране земель. По Смыслу содержания данного правонарушения и нормы, устанавливающей юридическую ответственность за его совершение, следует, что она (ответственность) наступает независимо от того был ли субъект привлечен к ответствен-ности за то правонарушение, по поводу которого было сделано предпи-сание должностным лицом или нет. Например, если было сделано предписание об устранении нарушения, связанного с систематической неуплатой земельного налога, и по истечении указанного в предписа-нии срока окажется, что правонарушение не устранено, виновное в этом лицо может быть привлечено как за систематическую неуплату налога (штраф или изъятие земельного участка), так и за неисполнение предписания инспектора по этому вопросу Земельное право - С. 196.. Глава 2. Содержание юридической ответственности за нарушение земельного законодательства2.1 Административно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательстваАдминистративная ответственность применяется в форме денежно-го штрафа, налагаемого на правонарушителя. К административной от-ветственности могут быть привлечены как физические, так и юридиче-ские лица.Как уже было сказано выше, в настоящее время административная ответственность за нарушение земельного законодательства применя-ется в соответствии с нормами Кодекса об административных правона-рушениях. Основными из них являются следующие:Статья 50. Бесхозяйственное использование земель.Признак бесхозяйственности в статье не конкретизируется и прак-тически устанавливается по характеру отклонений фактического со-стояния земель от технологических, агротехнических и нормативных требований (неправильная обработка, зарастание сорной растительно-стью, неухоженность и т. п.) В признак бесхозяйственности норма включает также невыполнение обязательных мероприятий по улучше-нию земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и других про-цессов, ухудшающих состояние почв, а также - использование земель-ных участков не в соответствии с теми целями, для которых они предназначались. Статья 51. Порча сельскохозяйственных и других земель.Содержание данного вида правонарушения предполагает приведе-ние земель в такое состояние, когда они не могут быть эффективно ис-пользована в соответствии с целевым назначением вследствие техноло-гически направленной эксплуатации (например- переуплотненная земля, полная выветренность пастбищ по причине неправильной сис-темы выпаса) или под воздействием преступно-небрежной организации технологии смежного или сопутствующего производства.Статья 52. Несвоевременный возврат временно занимаемых зе-мель или неприведение их в состояние, пригодное для использования по назначению.Подобные правонарушения нередко имеют место при предоставле-нии земельных участков в безвозмездное срочное пользование для нужд строительства (для складирования грузов и материалов, устройст-ва временных дорог, карьеров и т. п.). Подобные правонарушения ха-рактерны для случаев предоставления земель для государственных или муниципальных нужд, особенно для целей горных разработок.Статья 53. Самовольное отступление от проектов внутрихозяй-ственного землеустройства.Содержанием данного правонарушения является несоблюдение ус-тановленных проектом элементов территориальной организации: гра-ниц рабочих участков, полей севооборота, полевой дорожной сети и т. п. К этому виду правонарушений может быть отнесено и несоблюде-ние агротехнических и экологических требований, установленных про-ектом землеустройства: несоблюдение противеарозионных способов распашки, размеров водоохранных зон и т. п.Статья 54. Уничтожение межевых знаков.Данное правонарушение связано с содержанием нормы ст. 53 КоАП, т.к. уничтожение межевых знаков способствует нарушению ли-нейных элементов проекта внутрихозяйственного землеустройства -границ полей севооборотов, пастбищеоборотов и т. п.Штрафы за указанные правонарушения налагаются админи-стративными комиссиями местных органов Роскомзема, Госкомэкологии и Госсанэпиднадзора. Наложение штрафов не освобождает винов-ных от устранения допущенных нарушений. В тех случаях, когда сумма налагаемого штрафа не превышает 5, 10 и 20 минимальных размеров оплаты труда соответственно на граждан, должностных и юридических лиц дела о правонарушениях рассматриваются с принятием оконча-тельных решений государственными инспекторами по использованию и охране земель органов Роскомзема.2.2. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательстваК уголовно наказуемым правонарушениям относятся такие проти-возаконные действия физических лиц, которые представляют собой общественную опасность. С этой зрения уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства наступает в случаях таких об-щественно опасных действий, как посягательство на установленный земельный правопорядок. Законодательство усматривает возможность таких признаков в любом из перечисленных в п. 2 настоящей главы правонарушений, когда признаки уголовных деяний будут установлены органами дознания, предварительного следствия и судом (письмо Рос-комзема от 13.04.94 «О вопросах уголовной ответственности за само-вольный захват земель»).Уголовный кодекс РФ содержит ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за следующие виды земельных преступле-ний:регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение учетных данных государственного земельного кадастра, умышлен-ное занижение размеров платежей за землю (ст. 170 УК РФ); отравление, загрязнение или иная порча земли вредными про-дуктами хозяйственной деятельности или иной деятельности вследст-вие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биоло-гическими веществами (ст. 254 УК РФ);нарушение режима особоохраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК РФ),За совершение указанных правонарушений правонарушители нака-зываются штрафом в размере от 100 до 500 минимальных размеров оп-латы труда, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.При определенных обстоятельствах, указанных в самих статьях, предусматривается возможность наказания исправительными работами либо лишением свободы на определенный срок.Помимо упомянутых выше случаев уголовной ответственности уго-ловному преследованию подлежат также земельные правонарушения, связанные с самоуправством и превышением служебных полномочий должностными лицами. Так, письмом от 18.10.95 г. «О порядке передачи материалов о нарушении земельного законодательства в органы проку-ратуры» Госконтроль за использованием и охраной земель. Роскомзем. - М., 1996. С. 241. , подписанным заместителем Генерального прокурора РФ В.И. Давыдовым, заместителем председателя Роскомзема С.Л. Громо-вым, органам системы Роскомзем на местах предписывается: направлять в прокуратуры в течение 10 дней со дня вынесения административными ко-миссиями постановлений материалы по выявленным фактам: самовольного захвата земель; порчи земель; самоуправства; превышения служебных полномочий и иных грубых правона-рушений со стороны должностных лиц и органов власти и управления; иных правонарушений, в соответствии с законодательством. Если под самоуправством понимать действия, совершаемые в наруше-ние установленного законом порядка, то это означает, что любые дейст-вия субъектов, не соответствующие земельному законодательству, могут преследоваться в уголовном порядке при условии, если признаки уголов-ных деяний в них будут установлены органами дознания или судом. То же следует сказать и о превышении своих полномочий должностными лицами и органами власти и управления. Перечень таких правонарушений не является исчерпывающим. Любые правонарушения земельного законо-дательства могут служить объектом уголовного преследования, если дос-таточность этого будет установлена органами дознания.2.3. Дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение земельного законодательстваНарушение земельного законодательства может быть совершено должностным лицом при выполнении им служебных обязанностей. Имеются ввиду случаи, когда нормы трудовой дисциплины работника одновременно являются и нормами земельного законодательства, а на-рушение их одновременно является и нарушением трудовой дисципли-ны. В таких случаях принимаются меры дисциплинарной ответственно-сти. Дисциплинарная ответственность регулируется нормами трудового законодательства.Предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, перевод на нижеоплачеваемую работу и, как крайняя мера, - увольнение с работы. Взыскание налагается путем объявления в приказе администрацией того предприятия, где ра-ботает данное должностное лицо.Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения правонарушения и шести месяцев со дня его совершения. В тех случаях, когда дисциплинарный проступок сопряжен с нанесением материального ущерба, к работнику одновременно может быть применена и материальная ответственность.Материальная (гражданско-правовая) ответственность - особый вид юридической ответственности, связанный с необходимостью возмеще-ния материального вреда, как следствия правонарушения. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить на две группы: вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий, не относящихся к категории сделок; вред, возникающий в результате совершения неправомерных (недействительных) сделок с землей Земельное право России. С. 142. .К неправомерным действиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельные правонарушения как уничтожение плодо-родного слоя почвы, захламление, загрязнение вредными и радиоак-тивными отходами производства, заражение бактериальными и каран-тинными организмами и болезнями, невыполнение субъектами меро-приятий по борьбе с эрозией почв, по охране и улучшению земель, про-ектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объек-тов, отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Ущерб выражается в прямом ухудшении или уменьшении производительных качеств земли или иных, непосредственно и прочно связанных с ней объектов (уничтожение или уменьшение плодородия почв, уничтоже-ние посевов, многолетних насаждений, повреждение или уничтожение строений и т. п.).
Страницы: 1, 2, 3
|