реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Освидетельствование на состояние алкогольного опьянения в системе мер административного процессуального обеспечения

реферат
p align="left">Привод как мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 27.15 КоАП РФ осуществляется органом внутренних дел (милицией) на основании определения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел. До настоящего времени этот порядок еще не установлен. В этой связи немаловажное значение имело бы принятие правил о порядке извещения заинтересованных лиц о месте и времени рассмотрения дела, вручения повесток, поскольку впоследствии, если лицо не прибыло без уважительных причин, возможен его привод к месту рассмотрения дела.

С одной стороны, Кодекс предоставляет возможность более эффективной защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Им введены такие механизмы исполнения административного наказания в виде административного штрафа, как отсрочка и рассрочка (ст.ст. 31.5, 31.8 КоАП РФ). С другой стороны, в Кодексе не установлено, в какой форме должно обращаться заинтересованное лицо за изменением способа исполнения административного штрафа, в какой период обращение может приниматься. Представляется, что для обоснованного и единообразного применения этой меры необходимо закрепление в законе как единой формы инициирования вопроса (например, в виде ходатайства или заявления), так и субъектов, заинтересованных в разрешении обращения.

К сожалению, в главе 27 КоАП РФ отсутствует норма (статья) о возможности обжалования, в том числе судебного, действий должностных лиц по применению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, что негативно отражается на охране и защите прав и свобод граждан. Внесение в КоАП РФ этих и ряда других предложений способствовало бы более эффективному обеспечению прав и законных интересов личности в правоприменительной деятельности.

В системе мер пресечения можно выделить меры процессуального обеспечения. Они преследуют двоякую цель:

1) пресечь совершающиеся правонарушения, как и меры административного пресечения,

2) гарантировать, обеспечить своевременное и соответствующее закону рассмотрение дела о правонарушении и исполнение принятых по нему постановлений.

Эти меры обеспечивают: установление личности правонарушителя, обстоятельств совершения правонарушения, обнаружение и фиксацию необходимых доказательств, изъятие и хранение вещей и документов для определения их дальнейшей судьбы (обеспечение возмездного изъятия и конфискации, передача законному собственнику, уничтожение).

В число мер процессуального обеспечения, т.е. « мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях», как их квалифицирует закон (гл. 27 КоАП), включены: доставление, привод и задержание, личный досмотр; досмотр вещей и документов и их изъятие; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; осмотр помещений и территорий организаций и находящихся там вещей и документов; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей. Перечень мер процессуального обеспечения, в отличие от других, четко ограниченный, прямо закреплен в КоАП и расширению, по усмотрению правоохранительных органов, не подлежит. Закон определяет также круг органов и должностных лиц, наделенных полномочиями применять данные меры: работники милиции, выполняющие вместе с ними обязанности по охране общественного порядка, лица подразделений внутренних войск, а также государственные инспекции, другие органы.

ГЛАВА 2. Освидетельствование в системе мер административного принуждения

§1. Развитие института освидетельствования в современном праве

Озабоченность российского общества распространением наркомании и алкоголизма не случайна. Это негативное явление стало реальностью сегодняшнего дня. Особенную угрозу для общественной безопасности представляют факты совершения административных правонарушений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения, а также нахождения в таком состоянии операторов источников повышенной опасности, в частности, водителей транспортных средств.

Действующее законодательство дает должностным лицам, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатацией транспортного средства соответствующего вида, определенные инструменты для защиты охраняемых общественных отношений от негативного воздействия на них последствий рассматриваемого явления - применение такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Проблемы медицинского освидетельствования физичес-ких лиц вообще, как граждан, и водителей транспортных лиц в частности, ведут свой официальный отсчет с 29 июня 1983 г., т.е. с момента выхода в свет Инструкции о порядке направ-ления граждан на освидетельствование для установления со-стояния опьянения и проведения освидетельствования, ут-вержденной МВД СССР, Минздравом СССР, Минюстом СССР от 29 июня 1983 г. № 45/06-14/14к-8-347 (далее - Инструк-ция).

Самое парадоксальное было в том, что действовавшая тогда норма ст. 181 УПК РСФСР официально не предусмат-ривала проведение освидетельствования именно на степень опьянения. В указанной норме было сказано, что освидетель-ствование - следственное действие, которое проводится для установления на теле обвиняемого, подозреваемого, свиде-теля или потерпевшего следов преступления или наличия особых примет, если при этом не требуется судебно-меди-цинской экспертизы.

По своей правовой природе освидетельствование подхо-дит ближе всего к осмотру, суть которого состоит в непо-средственном обнаружении и "закреплении материальных объектов" или признаков для установления обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому делу. Однако на этапе проверки сообщения о ДТП проводится освиде-тельствование водителей, пешеходов и других участников дорожного движения для установления степени состояния ал-когольного опьянения. Этот вид освидетельствования регламентировался не законодательными актами, а вышеуказан-ной Инструкцией.

Таким образом, Инструкция предусматривала направле-ние граждан на медицинское освидетельствование для уста-новления состояния опьянения, а действовавший в то время УПК РСФСР не устанавливал этого правила, что было не только существенным упущением законодателя, но и прини-жало роль и значение УПК РСФСР как закона, что порож-дало в то время многочисленные споры.

Основанием для освидетельствования, проводимого в со-ответствии с нормативными актами МВД России, являлись:

* факт ДТП;

* наличие признаков опьянения;

* запах алкоголя изо рта;

* неустойчивость позы; нарушение речи;

* выраженное дрожание пальцев рук;

* резкое изменение поведения лица, не соответствую-щее обстановке;

* заявление граждан, свидетелей, очевидцев, потерпев-ших об употреблении водителем спиртных напитков;

* признание самого лица в употреблении спиртных на-питков (см. Инструкцию);

* заявление (устное, письменное) подозреваемого, обви-няемого, потерпевшего и других лиц, а также их защитни-ков и законных представителей.

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих порядок направления на такое освидетельствование, его проведения, оценки его результатов позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, необходимость проведения освидетельствования на состояние опьянения возникает, как правило, для установления факта нахождения в состоянии опьянения трех категорий граждан: лиц, управляющих транспортными средствами, лиц, совершивших административное правонарушение, не связанное с управлением транспортным средством, и лиц, подозреваемых в совершении преступления и, кроме того, лиц, находящихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Лица, управляющие транспортными средствами, выделяются, потому что Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасности движения, и обязывают водителя проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. Иными словами, гражданин, получающий право управления транспортным средством, приобретает специальный административно-правовой статус, предполагающий заведомое согласие по требованию сотрудника милиции проходить освидетельствование на состояние опьянения. Законодатель подкрепил обязанность водителя проходить освидетельствование на состояние опьянения нормой, содержащейся в ст.12.26 КоАП РФ, предусматривающей наступление административной ответственности за невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования.

Совсем иная ситуация складывается, когда возникает необходимость проведения освидетельствования на состояние опьянения гражданина, не управляющего транспортным средством, то есть в случае совершения им административного правонарушения или преступления. Сотрудники милиции вправе проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении[ Закон Российской Федерации «О милиции» от 18.04.1991 №1026-1, ст.11.].

Во-вторых, действующее законодательство по-разному регулирует порядок направление на медицинское освидетельствование лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения. Направление гражданина на освидетельствование на состояние наркотического опьянения регулируется Федеральным законом от 08.01.1998 г. №3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», в соответствии со ст.44 которого медицинское освидетельствование лица, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно больно наркоманией, находится в состоянии наркотического опьянения, либо потребило наркотическое средство или психотропное вещество без назначения врача, проводится в специально уполномоченных на то органами управления здравоохранением учреждениях здравоохранения по направлению органов прокуратуры, органов дознания, органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или судьи. Для направления такого лица на медицинское освидетельствование указанные должностные лица выносят постановление.

В случае направления лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения права человека не защищены не коим образом. Порядок направления на указанную процедуру лица, совершившего административное правонарушение, либо подозреваемого в совершении преступления не регулируется вообще.

В-третьих, важно четко определить, кто вправе направлять гражданина на освидетельствование на состояние опьянения. В соответствии с ФЗ «О наркотических средствах и психотропных препаратах» такими субъектами являются судьи, прокуроры, следователи, органы дознания. Закон РФ «О милиции» дает такое право сотрудникам милиции.

Правом направления лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, в медицинское учреждение для освидетельствования наделены участковые уполномоченные милиции.

В-четвертых, КоАП РФ определяет направление на освидетельствование на состояние опьянения как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В гл.27 КоАП РФ допускается возможность применения такой меры процессуального обеспечения только к лицам, управляющим транспортными средствами (ст.27.12. КоАП РФ). Следовательно, орган, должностное лицо, уполномоченное применять рассматриваемую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, не вправе направлять на медицинское освидетельствование лицо, не управляющее транспортным средством.

Действующим законодательством РФ не установлены нормативы содержания алкоголя в крови и физиологических средах, поэтому для наличия состава правонарушения необходимо установления факта нахождения лица в состоянии опьянения. Состояние опьянения - симптомокомплекс психических, вегетативных и неврологических расстройств, обусловленных психотропным действием алкоголя, наркотических и иных одурманивающих веществ. Прямой зависимости между клиническими симптомами опьянения и содержания алкоголя в организме нет, поэтому одни лишь показания специальных технических средств и результаты химических анализов не могут служить достаточным доказательством нахождения человека в состоянии опьянения. Освидетельствование проводится врачом (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом - фельдшером), прошедшем соответствующую специальную подготовку на базе наркологических учреждений органов управления здравоохранением субъектов РФ[ Инструкция по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/у «Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством», утвержденная Приказом Минздрава России от 14.07.2003 г. №308.]. Диагноз ставится на основании результатов тестирования (пальце-носовая проба, поза Ромберга, нистагм и т.д.). Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторного исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.