реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности законотворчества в Российской Федерации

реферат
p align="left">В случае признания поправок противоречащими названным актам указан-ный комитет сообщает об этом авторам поправок. При невыполнении субъектом права законодательной инициативы требований ст. 120 Регла-мента ответственный комитет вправе возвратить поправку автору без включения ее в таблицы поправок. Автор поправок может уточнять их в ходе обсуждения в ответственном комитете.

Если в процессе второго чтения изменяется название законопроекта, то он вносится на рассмотрение палаты с новым названием, а его первона-чальное название приводится ниже в скобках. Законопроект, принимае-мый в третьем чтении, должен иметь название в последней утвержденной редакции. Такие же требования предъявляются к оформлению проектов постановлений Государственной Думы.

Вместе с законопроектом, подготовленным к рассмотрению во втором чтении, и проектом постановления Государственной Думы, определяюще-го порядок дальнейшей работы над законопроектом, ответственный коми-тет представляет таблицу поправок, одобренных комитетом и включен-ных в текст законопроекта, таблицу поправок, рекомендуемых ответст-венным комитетом к отклонению, и таблицу поправок, по которым не было принято решений.УмноваИ.А. Конституционные основы современного рос-сийского федерализма. М., 2000. С. 142.

Таблица поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к при-нятию, должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую ре-дакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки, краткую мотивировку решения комитета. Таблица поправок, рекомендуемых от-ветственным комитетом к отклонению, должна содержать текст законо-проекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, краткую мотивировку решения комитета. Таблица поправок, по которым ответственным комитетом не принято решений, должна содержать текст законопроекта, к которому предлагается поправка, данные об авторе поправки, содержание поправки, новую редакцию текста законопроекта с учетом предлагаемой поправки.

По поручению ответственного комитета Правовое управление Аппара-та Государственной Думы осуществляет постатейную правовую и лин-гвистическую экспертизы законопроекта и подготавливает заключение. Ответственный комитет в случае несогласия с заключением Правового управления вправе пригласить на свое заседание при рассмотрении зако-нопроекта работников Правового управления, подготовивших данное за-ключение, для разъяснения его содержания.

Второе чтение. В начале второго чтения законопроекта в Государст-венной Думе с докладом выступает представитель ответственного комите-та. Он сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения. Затем выступают полномочный представитель Президента Российской Федера-ции в Государственной Думе, представители субъекта права законодатель-ной инициативы, внесшего законопроект, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Предсе-дательствующий выясняет, имеются ли возражения депутатских объеди-нений, депутатов Государственной Думы или приглашенных на заседание Государственной Думы представителей иных субъектов права законода-тельной инициативы против поправок, рекомендуемых ответственным ко-митетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответ-ственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта.

Если у депутатов Государственной Думы или у приглашенных на засе-дание Государственной Думы представителей иных субъектов права зако-нодательной инициативы имеются возражения против внесения в текст за-конопроекта каких-либо поправок из числа рекомендуемых ответствен-ным комитетом к принятию, то председательствующий сначала ставит на голосование вопрос о принятии поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта и против которых не имеет-ся возражений субъектов права законодательной инициативы, а затем от-дельно каждую поправку, по которым имеются возражения. Автор поправ-ки, представитель ответственного комитета, а также депутат Государст-венной Думы или представитель иного субъекта права законодательной инициативы, имеющие возражения, могут обосновать свои позиции в вы-ступлениях продолжительностью до трех минут. После этого на голосова-ние ставится вопрос о принятии соответствующей поправки. Лебедев В. А. Правовое регулирование зако-нодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации: Научное и учебное пособие. Челябинск, 2000. С. 17.

Далее Государственная Дума переходит к рассмотрению поправок, ре-комендуемых ответственным комитетом к отклонению.

После повторного рассмотрения во втором чтении доработанного зако-нопроекта председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. Если по итогам голосования такое предложение не набрало необходимого числа голосов, законопроект считается отклоненным и снимается с дальнейшего рассмотрения. Это ре-шение направляется субъекту права законодательной инициативы, внес-шему законопроект. Решением Государственной Думы, принятым боль-шинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, за-конопроект может быть возвращен к процедуре первого чтения. Законопроект, не принятый во втором чтении не может быть включен в проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой без решения.Одобренные Государственной Думой законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные консти-туционные законы и принятые федеральные законы с соответствующими постановлениями Государственной Думы, стенограммами заседаний Го-сударственной Думы, заключениями Правительства Российской Федера-ции и другими необходимыми материалами оформляются ответственным комитетом совместно с Аппаратом Государственной Думы и в течение пя-ти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Фе-дерации.

.

Глава 2. Особенности законотворчества в РФ

2.1. Законодательный процесс в Федеральном Собрании

Законотворческий процесс берет свое начало в Государ-ственной Думе, за исключением особых политических во-просов, которые находятся в компетенции Совета Феде-рации. После окончательного прохождения через Государ-ственную Думу закон направляется в Совет Федерации. Если верхняя палата его отклоняет, закон возвращается обратно в Государственную Думу, где комиссия, состоя-щая из представителей обеих палат, стремится уладить разногласия. Если Дума не соглашается с поправками верхней палаты, закон может быть принят двумя третями голосов депутатов. В противном случае проводится голо-сование по варианту, предложенному комиссией. Исаков В. Б. Федеральное законотворчество: некото-рые тенденции развития //Журнал российского права. 2000. №З.С.27.

После того, как закон получает одобрение обеих па-лат Федерального Собрания, он передается Президенту для подписания. Если Президент не подписывает закон, тот возвращается обратно в Государственную Думу. Она может принять закон с предложенными Президентом поправками просто абсолютным большинством голосов либо преодолеть вето Президента, для чего требуется две трети голосов. Совет Федерации затем также должен одобрить закон простым большинством, если приняты поправки Президента, или двумя третями голосов, чтобы преодолеть его вето.

Руководящим комитетом палаты является Совет Государ-ственной Думы. Он принимает принципиальные реше-ния, касающиеся повестки дня и действий, необходимых для преодоления тупиковых ситуаций внутри политиче-ских фракций, представленных в Думе. До существенных изменений 2004 года в него входили лидеры всех партий-ных фракций или зарегистрированных депутатских групп вне зависимости от их размера, и таким образом он слу-жил инструментом распределения политической власти в нижней палате. Однако с 2004 года в Государственной Думе доминирует фракция «Единой России», члены ко-торой занимают восемь из одиннадцати мест в Совете. Совет Государственной Думы в настоящее время напоми-нает Президиум Верховного Совета советской эпохи пе-риода заката как по структуре, поскольку в него входят все депутатские руководители, так и по политической состав-ляющей, поскольку в Совете преобладает одна полити-ческая сила.

Почти все депутаты принадлежат к политическим фракциям или депутатским группам. Каждая фракция имеет существенное влияние при определении вопросов, выносимых на голосование в палате. Партия, получившая не меньше 5 % голосов на выборах при распределении половины всех мест между партийными списками в соот-ветствии с системой пропорционального представитель-ства, может сформировать думскую фракцию из своих депутатов и любых других депутатов, избранных по од-номандатным избирательным округам, которые захотят к ней присоединиться. Более того, любая депутатская группа, насчитывающая определенное количество членов (35 человек в Государственной Думе первых трех созы-вов, и 55 человек с 2004 года), имеет право зарегистри-роваться в качестве официальной депутатской группы, имеющей такие же права и привилегии, которыми распо-лагает партийная фракция. Эти привилегии имеют боль-шое значение для депутатов. Они касаются содержания работников, предоставления помещений, процедурных прав. Более того, фракции и группы делят между собой все руководящие позиции в палате, в том числе предсе-дательство в комитетах. Используя площадку Государст-венной Думы, фракции и группы представляют свои за-конопроекты, обеспечивают своим лидерам возможность выступить перед аудиторией, охватывающей всю страну, получают значительную организационную поддержку для партийной работы и оказывают поддержку своим членам. Такие преимущества заставляют почти всех депутатов объединяться во фракции или группы. сравнительное конституционное обозрение Окуньков Л. А., Рощин В.А. Вето Президента: Научно-практическое пособие. М.: Городец, 1999. С. 45.

Для координации процесса принятия решений по определенным проблемам существуют также и нефор-мальные депутатские объединения. В них вступают те депутаты, которые заинтересованы в принятии законов, касающихся нефти и газа. Существует неформальное объединение депутатов-москвичей. Даже в рамках спло-ченной и централизованной фракции «Единой России» действуют независимые внутренние группы, объединен-ные вокруг того или иного лидера. Однако, когда необ-ходимо определенным образом проголосовать по во-просу, вынесенному на обсуждение в палате, фракции, тем не менее, проявляют относительную дисциплини-рованность.

Каждый депутат является членом одного из комите-тов, в которых проходит разработка законопроектов и подготовка изменений и дополнений к ним и к действую-щим законам. Подготовленные законопроекты, а также поправки и замечания направляются на рассмотрение депутатов Государственной Думы. Членами определен-ного комитета депутаты становятся по собственному же-ланию в зависимости от того, насколько их специализа-ция соответствует профилю комитета.

Формально законопроект рассматривается в трех чте-ниях. В первом чтении депутаты просто решают, одобрить или нет основную концепцию законопроекта. В случае одобрения он направляется обратно в комитет, который тщательно анализирует поправки к законопроекту, пред-ложенные депутатами (иногда к одному законопроекту предлагаются тысячи поправок). Когда комитет согласо-вал рекомендуемую им версию законопроекта, тот воз-вращается в палату на обсуждение во втором чтении, и депутаты решают, какие поправки одобрить, а какие -- от-клонить. На этой стадии проходит голосование по законо-проекту в целом, а затем он направляется обратно в коми-тет для окончательной проработки и редактирования. В третьем чтении происходит окончательное одобрение за-кона Думой, после чего он поступает в Совет Федерации.

В эпоху Путина получила развитие практика, в соот-ветствии с которой большая часть переговоров касатель-но законодательства происходит на так называемой стадии нулевого чтения. Эта практика подразумевает проведение консультаций между Правительством и поддерживающи-ми его фракциями в Думе. Консультации проводятся еще до того, как законопроект официально представлен на рассмотрение в Государственную Думу. Проводится ра-бота с рядом налоговых и финансовых органов. Поэтому к моменту голосования законопроекта в первом чтении все основные вопросы, касающиеся его условий, уже со-гласованы между Правительством и теми фракциями, которые могут обеспечить прохождение законопроекта в палате. Стадия нулевого чтения также дает возможность депутатам хорошо все взвесить перед тем, как закон будет направлен из нижней палаты в верхнюю. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А.Тихомирова. М., 1999. С. 125.

Депутаты имеют право законодательной инициативы и активно используют такую возможность, чтобы выра-зить свою позицию по определенному вопросу". Однако наиболее значимые законопроекты исходят от исполни-тельной власти. Подобная практика стала преобладать ; приходом к власти Путина. Большая часть изменений э законодательство готовится специальными рабочими -группами, которым поручается составить законопроект так, чтобы достичь политических целей, определенных Правительством или Президентом. Ежегодное послание 6Президента парламенту считается наиболее авторитет-ным изложением президентских законодательных ини-циатив. Рабочие группы по законодательству обычно со-стоят из представителей заинтересованных федеральных министерств, президентской Администрации, «групп по интересам» и экспертов. Каждый законопроект, подго-товленный такой группой, перед тем, как официально быть представленным в парламент, направляется для одобрения Правительства, которое в полном составе вни-мательно его рассматривает. Несмотря на то что россий-ская политика испытывает большое влияние со стороны Администрации Президента, встречаются ситуации, когда для нахождения более оптимальных политических реше-ний и достижения консенсуса проводится большое коли-чество внутренних переговоров и консультаций. Тем не менее практика принятия политических решений эпохи Путина немногим отличается от той, которая существовала в сильно бюрократизированной советской системе 1970-х и 1980-х годов, когда наиболее значительные по-литические решения принимались после длительной дис-куссии внутри бюрократического аппарата12.

Страницы: 1, 2, 3, 4


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.