реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

реферат

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Введение

Процессы и явления политического, экономического, идеологического, культурно-воспитательного, демографического характера определяют в общей форме условия жизни в обществе, влияют на характер межличностного общения граждан, и именно они влияют на такие негативные явления как преступность.

Кризис в экономике привел к тому, что понизился уровень жизни большинства семей, многие из них просто выброшены за черту бедности.

В последнее время возросло число беженцев и вынужденных переселенцев.

Среди них немало несовершеннолетних. Все они испытывают не только материальные и бытовые трудности, но и находятся в крайне тяжелом морально-психологическом состоянии, отражающимся на характере их поведения.

Все это свидетельствует о явном неблагополучии, кризисе российского общества. И как следствие этого рост преступности несовершеннолетних.

Рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это реальный факт.

Несовершеннолетние стали одной из наиболее криминально пораженных и наименее социально защищенных категорий населения.

Анализ криминальной ситуации среди несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует о том, что ее состояние остается сложным. В 2000 г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление - 11%.

На учете органов внутренних дел в 2001 г. состояло до 650 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.

К 2008 году преступность среди несовершеннолетних выросла в полтора раза. Иванов, Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст] : учебное пособие / Н.Г. Иванов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 226 с.

В связи с ростом преступности несовершеннолетних растет и число осужденных несовершеннолетних. И никто не знает, какими они станут после отбывания наказания, встанут ли на правильную дорогу.

Неотвратимость наказания имеет значение не только для борьбы с правонарушителями, но и для воспитания уважения к закону, укрепления законности в целом, воспитания у всех людей привычки соблюдать правовые предписания.

За совершенное правонарушение в ответе прежде всего сам нарушитель, с него первого спрашивают за содеянное.

Ст. 20 УК устанавливает пределы и условия наступления уголовной ответственности для лиц от четырнадцати до восемнадцати лет.

УК РФ установил два возрастных уровня наступления уголовной ответственности. По общему правилу за совершение подавляющего большинства преступлений уголовная ответственность наступает с шестнадцати лет. Только за некоторые преступления, общественная опасность и противоправность которых, как показывает многолетний опыт, очевидна и для подростков, достигших четырнадцати лет, уголовная ответственность наступает по достижении этого возраста. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] / - М.: Юрид. Литература, 2008. - 547 с.

Многое зависит от личности несовершеннолетнего и от соразмерности того наказания, которое к нему применяется.

Структура преступности несовершеннолетних характеризуется увеличением доли корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых, как правило, в группах. Групповые преступления занимают в структуре преступности несовершеннолетних значительный удельный вес и отличаются большой общественной опасностью.

Доля групповой преступности несовершеннолетних примерно в полтора раза выше аналогичного показателя преступности взрослых и составляет, в зависимости от видов преступлений, от 2 до 80% в структуре всей преступности несовершеннолетних. Иванов, Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст] : учебное пособие / Н.Г. Иванов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 226 с.

О большом внимании власти к подрастающему поколению, профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы УК РФ, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Отдельные вопросы судебной практики обобщены в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 года № 7. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [Текст] / Бюллетень Верховного Суда СССР. 2000 г. № 7. С. 14-17.

В данной дипломной работе рассматривается не новая, но довольно актуальная на сегодняшний день тема - «Уголовная ответственность несовершеннолетних».

Актуальность выбранной темы объясняется рядом обстоятельств.

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних - одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в российском обществе.

Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения социальных конфликтов, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И, тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т.д.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания.

Российским законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности, а также погашения судимости.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия или с привлечением к уголовной ответственности.

Выбор данной темы в качестве объекта исследования обусловлен ее актуальностью, недостаточной теоретической разработкой, потребностями практики.

Целью дипломной работы является раскрыть содержание проблем в области правового регулирования уголовной ответственности несовершеннолетних в Российской Федерации.

Задачами дипломной работы являются:

- рассмотреть историю развития законодательства об уголовной ответственности несовершеннолетних;

-выяснить сущность и назначение такого правового института как уголовная ответственность несовершеннолетних, рассмотреть структуру и признаки ответственности несовершеннолетних;

-проанализировать виды наказаний назначаемых несовершеннолетним в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

-уделить особое внимание вопросам освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних;

-рассмотреть проблему осуждения несовершеннолетнего с применением принудительных мер воспитательного характера;

- определить перспективы развития и совершенствования правового института уголовной ответственности несовершеннолетних.

Современных работ на тему «Уголовная ответственность несовершеннолетних» довольно мало. Среди них можно выделить работы Сафуанова Ф.А. «Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого», Д.Л. Гулякевича «Международно-правовые подходы к ответственности несовершеннолетних: способы их реализации в уголовном законодательстве Российской Федерации и других государств».

Наиболее интересными и содержательными специальными исследованиями, советского времени в области уголовной ответственности несовершеннолетних являются работы Бабаева М.М. «Индивидуализация наказания несовершеннолетних», Астемирова И.И. «Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних», Скрябина М.А. «Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним», Никитина А.Ф. «Ответственность несовершеннолетних», Шевченко Я.Н. «Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних».

В работе использовались методы исследования как общенаучные, так и частнонаучные.

Среди общенаучных методов наиболее эффективными явились методы эмпирической обработки данных, системно-структурный метод.

Среди частнонаучных методов - метод сравнительного анализа, историко-правовой метод.

Структура дипломной работы определена характером исследуемых в ней проблем. Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, глоссария, списка использованных источников и приложений.

Основными вопросами, рассмотренными в данной дипломной работе, являются: история развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних; несовершеннолетний как субъект уголовного права; особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним; особенности назначения наказания несовершеннолетним; освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания и некоторые другие.

Теоретическая и практическая значимость данной дипломной работы заключается в возможности использования изложенного в ней материала для подготовки будущих юристов.

1 Особенности и основные понятия уголовной ответственности

несовершеннолетних

1.1 История развития уголовного законодательства об ответственности

несовершеннолетних

При рассмотрении уголовного законодательства России в историческом аспекте можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» отмечалось, что «суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних». Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст] : в 2 т. 7 Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2005. - 923 с.

Идея данного декрета - исправление, прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних.

Ст. 13 «Руководящих начал» по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, «действующим без разумения». Если же они «действуют с разумением», т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.

Декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях», принятый 4 марта 1920 г., повысил возраст несовершеннолетних, дела которых подлежали рассмотрению на комиссиях, до 18 лет. В соответствии со ст. 4 данного декрета эти комиссии имели право передавать в суд дела лиц в возрасте 14-18 лет только в том случае, когда меры медико-педагогического воздействия не оказали должного влияния. Понятовская, Т.Г. Концептуальные основы уголовного права России: история и современность [Текст] : учебное пособие / Т.Г. Понятовская. - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2005. - 234 с.

К 1920 г. на территории РСФСР было создано 245 комиссий по делам несовершеннолетних, детально разработаны меры, которые они могли применять.

Перечень мер медико-педагогического характера содержался в инструкции, утвержденной в 1920 г. постановлением Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюста РСФСР. Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст] : в 2 т. 7 Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2005. - 923 с.

Комиссии обширно использовали предоставленные им права. Их деятельность сыграла важную роль в ликвидации беспризорности и предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако многие подростки, жившие вне семьи и общавшиеся со взрослыми преступниками, нуждались в более эффективных методах, связанных с помещением в воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения. Первые из них были созданы уже в 1918 г. Это были детские дома, приемники-распределители, школы-коммуны, институты трудового воспитания для особо трудных подростков, реформатории. Так, на созданный российский реформаторий для особо трудных правонарушителей в возрасте от 17 до 21 года была возложена задача обучения, воспитания и подготовки молодежи к трудовой жизни. Просуществовало это учреждение недолго. Трудности экономического порядка, отсутствие достаточного числа педагогов и воспитателей привели к его ликвидации.

Аналогично складывались судьбы и других воспитательных учреждений для несовершеннолетних правонарушителей (школы фабрично-заводского обучения, трудовые коммуны и др.). Комиссии по делам несовершеннолетних, действовавшие, в основном, на общественных началах, не могли обеспечить надлежащий уровень работы с социально запущенными детьми. Контингент самих комиссий был нестабилен, члены их в большинстве случаев не имели педагогического образования и опыта работы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.