реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

реферат
p align="left">Наличие в Уголовном кодексе РФ норм, закрепляющих особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, является последовательным воплощением в жизнь требований международных документов в области обращения с несовершеннолетними правонарушителями, к числу которых следует отнести возможно более широкое применение к несовершеннолетним санкций (мер), альтернативных лишению свободы и уголовной ответственности. Подтверждением этому является положение Уголовного кодекса РФ о том, что несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание, либо к ним могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия (часть 2 статьи 87 УК РФ).

Преступность несовершеннолетних относится к глобальным проблемам современности, в решении которых заинтересовано все мировое сообщество. Это объясняется определяющей ролью подрастающего поколения в обеспечении жизнеспособности общества и его развитии. Даже для самых демократических и экономически развитых государств характерен рост преступности несовершеннолетних. Это доказывает невозможность разрешения проблемы преступности несовершеннолетних только национальными средствами и вызывает необходимость объединения усилий мирового сообщества в целом, что и обусловило возникновение и развитие системы стандартов, норм и принципов международного права, направленных на решение этой проблемы. [43, c.191].

1.3 Проблемы, связанные с изучение личностных особенностей несовершеннолетних

Личностные особенности несовершеннолетних, например, связанные с возрастом, состоянием здоровья, уровнем социального развития, отражаются на их психическом отношении к деянию и его последствиям, восприятии фактических обстоятельств, выражающих юридическую сущность того или иного преступления. Поэтому представляется заслуживающим внимания изучение влияния признаков субъективной стороны преступления на решение вопросов, возникающих при реализации института уголовной ответственности несовершеннолетних [16, c.15].

Мотивационной спецификой несовершеннолетних является то, что они, зачастую, совершают преступления (общественно опасные деяния) на почве ложно понятой романтики, страсти к путешествиям, подражанию авторитетам в своей среде. Отдельные действия подростков, внешне схожие с кражей и другими преступлениями, по своей субъективной стороне не образуют состава преступления, так как они носят характер озорства. Для несовершеннолетних характерны постоянное стремление к риску, взвинчивающим, щекочущим нервы ситуациям, жажда пережить тревожное возбуждение [54, c.3]. Склонность действовать под влиянием эмоций, по первому побуждению выражается в том, что большинство преступлений несовершеннолетних совершается без предварительного обдумывания. В ходе экспертного опроса специалистов (работников отделов по делам несовершеннолетних) было установлено, что примерно в 60 - 65 % преступлений, совершенных несовершеннолетними, имеет место внезапно возникший умысел, то есть несовершеннолетние не могут оценить уголовно-правовые риски. По оценкам других исследователей, у 76 % несовершеннолетних правонарушителей умысел возникает внезапно [34, c.151]. В связи с этим, О.Л. Дубовик, например, считает, что вышеизложенные положения могут служить дополнительными аргументами в пользу разграничения и легализации некоторых видов умысла, пока еще не известных уголовному закону, а именно умыслов заранее обдуманного и внезапного, определенного и неопределенного [26, c.46].

Изучение личности подсудимого, в том числе и несовершеннолетнего, на практике заканчивается на стадии судебного следствия, поскольку лишь одна норма УПК РФ, регламентирующая судебное разбирательство, содержит ссылку на необходимость изучения личности подсудимого.

Часть 5 статьи 316 УПК РФ, определяющая порядок проведения судебного заседания и постановления приговора в особом порядке, говорит о том, что судья не проводит в общем порядке исследование и оценку доказательств, собранных по уголовному делу, однако при этом могут быть исследованы обстоятельства, характеризующие личность подсудимого, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

В связи с этим, еще более непонятной становится позиция законодателя, определившего в части 2 статьи 420 УПК РФ, что производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется не иначе как в общем порядке.

Невозможно понять, по каким основаниям законодатель лишил несовершеннолетнего подсудимого права, после консультаций с защитником, конечно, при наличии согласия его законного представителя, государственного или частного обвинителя и потерпевшего, на заявление о согласии с предъявленным ему обвинением и ходатайство о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства по уголовным делам о преступлениях, наказание за которые, предусмотренное Уголовным кодексом Российской Федерации, не превышает 10 лет лишения свободы.

Ведь, если уж и вести речь о необходимости ограждения несовершеннолетнего подсудимого от воздействия на него излишних психотравмирующих ситуаций, связанных с рассмотрением уголовного дела в суде, то как иначе, нежели не исключением из судебного разбирательства судебного следствия, основная задача которого заключается в полном публичном и устном воспроизведении в присутствии участников судебного разбирательства всех обстоятельств совершенного несовершеннолетним преступления?

Может быть, не нужно было останавливаться на полумерах, связанных с предоставлением суду права, предусмотренного частью 1 статьи 429 УПК РФ, по ходатайству стороны, а также по собственной инициативе принимать решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие? Есть ли в судебном следствии такие обстоятельства, которые не могут оказать на несовершеннолетнего подсудимого отрицательное воздействие? Автору видится, что - нет.

Это отрицательное воздействие можно в полной мере исключить, предоставив несовершеннолетнему подсудимому, естественно, с согласия его законного представителя, право на рассмотрение уголовного дела в особом порядке, максимально уменьшив, таким образом, объем воздействия психотравмирующей ситуации судебного разбирательства, соблюдая при этом положение части 7 статьи 316 УПК РФ, в соответствии с которым если судья придет к выводу, что обвинение, с которым согласился подсудимый, обоснованно, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, то он постановляет обвинительный приговор и назначает подсудимому наказание, которое не может превышать две трети максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление.

Если же при всем этом выделить в отдельную стадию судебного разбирательства изучение личности подсудимого, в процессе проведения которой, обязать стороны предоставлять суду доказательства, связанные с установлением данных, характеризующих личность виновного, в том числе обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание, а по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего, кроме того, определяющих условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц, тогда со всей уверенностью можно говорить о законченности модели такой стадии уголовного судопроизводства, как судебное разбирательство, и в отношении несовершеннолетних в том числе.

В соответствии с частью 1 статьи 427 УПК РФ, если в ходе предварительного расследования уголовного дела о преступлении небольшой или средней тяжести будет установлено, что исправление несовершеннолетнего обвиняемого может быть достигнуто без применения наказания, то прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора вправе вынести постановление о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении к несовершеннолетнему обвиняемому принудительной меры воспитательного воздействия, которое вместе с уголовным делом направляется прокурором в суд.

Однако, такие уголовные дела встречаются крайне редко. И связано это как с тем, что одним из основных показателей деятельности органов внутренних дел остается «злополучный» процент раскрываемости преступлений, так и с нежеланием дознавателей, следователей и прокуроров перегружать себя дополнительным трудом по установлению обстоятельств, дающих основания для прекращения уголовного преследования несовершеннолетних преступников.

Подводя итог проведенному выше исследованию, необходимо отметить, что правосудие в отношении несовершеннолетнего основано вовсе не на снисхождении к правонарушителям, а на выяснении и понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на оступившегося подростка с учетом его возрастных особенностей, попытке предостеречь дальнейшую криминализацию личности, способствовать социальной реабилитации несовершеннолетнего, а не изоляции его от общества. В немалой степени решению этих задач способствует изучение личности подростка, совершившего преступление (общественно опасное деяние) [20, c.5].

Глава 2. Отправление правосудия по делам о преступлениях несовершеннолетних

2.1 Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

Выделение специального раздела «Уголовная ответственность несовершеннолетних», а в нем - главы 14 «Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» в Российском государстве, было впервые осуществлено в УК РФ 1996 года. Также, впервые в материальном праве, законодательно определено само понятие «несовершеннолетний» - лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет (часть 1 статьи 87 УК РФ).

Целесообразность такого выделения обусловлена:

1) тем значением, которое общество придает этой проблеме;

2) спецификой преступности несовершеннолетних;

3) социально-психологическими особенностями лиц в возрасте от 14 до 18 лет;

4) спецификой уголовно-правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних;

5) необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности [29, c.4].

Выделение особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних в отдельную главу УК РФ также обусловлено социально-психологическими особенностями указанных лиц. При установлении возраста уголовной ответственности, в статье 20 УК РФ, в первую очередь в расчет принимаются этапы формирования и социализации личности, этапы расширения круга общественно значимых связей и отношений несовершеннолетнего и приобретение им социального опыта. Установление общего 16-летнего возраста уголовной ответственности (часть 1 статьи 20 УК РФ), а за отдельные преступления - 14-летнего возраста (часть 2 статьи 20 УК РФ), по мнению С.В. Бородина и С.В. Полубинской, можно рассматривать как одну из особенностей наступления уголовной ответственности несовершеннолетних [19, c.398].

Устанавливая определенный круг преступлений, за совершение которых несовершеннолетние могут привлекаться к уголовной ответственности, законодатель исходит из положения о том, что есть определенный круг преступлений, которые равно осознаются как взрослыми, так и несовершеннолетними.

В разные эпохи в разных странах существовали различные по степени тяжести преступления. Известно много доктринальных (теоретических) систем преступлений. Человечество постепенно и очень медленно подошло к необходимости построения иерархии преступлений, исходя из общественной опасности преступных посягательств. С этих позиций наивно, например, звучат утверждения, что наступление на тень фараона есть самое опасное преступление (Древний Египет) [23, c.11]. При установлении указанного выше перечня преступлений законодатель очень часто опирается на так называемые традиционные преступления. Противоречия между нормами уголовного права и нравственности практически не возникают, когда речь идет о так называемых «традиционных» преступлениях. Массовое сознание считает естественным принятие строгих мер в отношении лиц, совершивших убийство, насилие, разбой (в том числе к лицам, не достигших по общему правилу возраста уголовной ответственности). Такое отношение стало неоспоримой правовой традицией, сформировавшейся в результате исторического развития общества [23, c.19].

Привлечение малолетнего к ответственности за действия, опасность которых он не осознает, недопустимо.

Возраст уголовной ответственности не может быть установлен в законе произвольно. Прежде всего, учитываются данные физиологии, общей и возрастной психологии и педагогики о возрасте, начиная с которого у нормально развивающегося подростка формируются указанные выше способности. Многие запреты, которым государство придает значение правовых, доступны для понимания и малолетнего ребенка: нельзя присваивать чужое, нельзя обижать других и т.д. Однако для привлечения лица к уголовной ответственности требуется, чтобы у него были известный уровень правового сознания, способность оценивать не только фактическую сторону своих поступков, но и их социально-правовую значимость.

Достижение установленного возраста уголовной ответственности предполагает также наличие у лица способности правильно воспринять уголовное наказание, ибо только в этом случае оно может достигнуть своей цели [64, c.291].

В части 1 статьи 20 УК РФ указано, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. Определяя данный возраст, законодатель, исходил из того, что по уровню сформировавшегося сознания в этом возрасте лицо уже способно в полной мере осознавать свои поступки и руководить ими.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.