реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

реферат
p align="left">«Хроническое психическое расстройство - это неизлечимая или трудноизлечимая душевная болезнь. Хроническое психическое расстройство - это болезнь навсегда. Она имеет тенденцию к прогрессированию, то есть к нарастанию болезненных явлений. К таким болезням психиатры относят, например, шизофрению, эпилепсию, различного рода психозы, сифилитические заболевания мозга и др». Васильев В. Л. / Юридическая психология. М., 1991 г. - С. 120-121.

При хроническом психическом расстройстве уголовная ответственность исключается не всегда. Особенностью этой болезни является то обстоятельство, что в отдельных случаях в момент совершения общественно опасного деяния лицо могло находиться в состоянии ремиссии (значительного улучшения течения болезни), а поэтому могло отдавать отчет в своих действиях. При таких условиях лицо будет признано вменяемым, так как отсутствует психологический (юридический) критерий невменяемости.

«Временное психическое расстройство - это психическое заболевание, которое быстро развивается, имеет место непродолжительное время и заканчивается выздоровлением. К ним относятся, например, некоторые алкогольные психозы (белая горячка), патологическое опьянение, реактивные состояния, вызванные тяжелыми душевными потрясениями и переживаниями, и другие.

Под слабоумием понимаются различные формы снижения или полный упадок психической деятельности, который характеризуется неполноценной умственной деятельностью. Слабоумие (олигофрения) может быть врожденным или приобретенным в результате перенесенных тяжелых неврологических заболеваний. Различают три степени слабоумия (олигофрении): дебильность (легкая), имбецильность (средняя) и идиотия (глубокая степень поражения умственной деятельности)». Указанный источник. С. 120-121.

«Дебильность - это легкая форма слабоумия. Она выражается в задержке психического развития, слабости абстрактного мышления, в неспособности подавлять свои влечения. При дебильности возможно обучение и даже овладение некоторыми профессиями.

Имбецильность - средняя степень задержки психического развития, словарный запас скудный. Счету и чтению не обучается, но можно привить элементарные трудовые навыки.

Идиотия - это глубокая степень задержки психического развития. «Мышление и речь не развиты и не развиваются» - такие определения дает Выгодский Л.С. в своей книге «Развитие высших психических функций» (с. 64).

Особую проблему представляет социальная адаптация умственно отсталых детей, имбецилов и дебилов. Исследования показывают, что у олигофренов отсутствует фатальная предрасположенность к преступлениям. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. / Генетика. Поведение. Ответственность. - М., 1989 г. - С. 279-280. Но умственная неполноценность этих детей все-таки затрудняет их социальную адаптацию, при особых неблагоприятных условиях в силу своей повышенной внушаемости они могут легко попадать под давление более взрослых, опытных преступников и быть слепым орудием в их руках. Эти обстоятельства учитываются в деятельности органов профилактики и специальных учебно-воспитательных учреждений.

«Под иными болезненными состояниями психики понимаются различные болезненные явления, которые не являются психическими заболеваниями и не попадают под рассмотренные выше три вида психических расстройств, но тем не менее сопровождаются определенными нарушениями психики. Эти нарушения носят временный характер. Это, например, галлюцинации или бредовые состояния при инфекционных заболеваниях, вызванные тяжелыми травмами мозга, и другие». Васильев В. Л. / Юридическая психология. - М., 1991 г. - С. 121.

Результаты исследований, проведенных кандидатом юридических наук Ю.Б. Леонтьевым Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений среды несовершеннолетних. Сборник научных трудов. / Министерство внутренних дел СССР ВНИИ; (Ред.кол. - Бурыкин В. М. и др. М.: ВНИИ МВД СССР, 1988 г., позволяют сделать вывод о том, что в совершении наиболее тяжких видов преступлений (убийств, тяжких телесных повреждений, грабежей, разбоев) чаще всего принимают участие несовершеннолетние с диагностированным алкоголизмом и бытовым пьянством. На втором месте по степени участия в совершении указанных преступлений находятся психопаты. На третьем лица с остаточными явлениями органического поражения ЦНС. В то же время со стороны подростков олигофренов, невротиков, лиц с интеллектуальной недостаточностью не отмечено совершения ни одного убийства, ни одного причинения тяжких телесных повреждений. Вместе с тем, среди невротиков наблюдается высокая доля совершения изнасилований и грабежей, а среди лиц, у которых диагностирована интеллектуальная недостаточность, высоким является показатель совершения грабежей.

Наличие медицинского критерия как я уже отмечала, не является достаточным для признания лица невменяемым. После установления биологического (медицинского) критерия должно быть определено наличие или отсутствие психологического (юридического) критерия.

Наличие психологического (юридического) критерия означает, что лицо, совершившее общественно опасное деяние, на момент его совершения было не способно осознавать характер своих действий или руководить ими. Личность преступника и уголовная ответственность: Правовые и криминологические аспекты. / Межвузовский научный сборник - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1992г. Исходя из данного определения существует 2 признака юридического критерия: 1) интеллектуальный; 2) волевой. Интеллектуальный признак предполагает «невозможность, неспособность лица осознавать опасность своего действия (бездействия)». Уголовное наказание в вопросах и ответах: Учебное пособие для юридических вузов. / Под ред. В.С. Комиссарова, Р.К. Якупова: МГУ им. М.В. Ломоносова - М.: Зерцало, 1998 г. С. 46. Это качество психики означает отсутствие у лица способности понимать как фактическую сторону совершаемого деяния, так и его социальный смысл. Непонимание лицом содержания фактической стороны своего действия (бездействия) означает непонимание им причинной связи между совершенным деянием и наступившим последствием (не осознает, что лишает потерпевшего жизни, отнимает у него имущество и др.). Но главное в содержании интеллектуального признака заключается в непонимании лицом социального смысла своего деяния, то есть в отсутствии понимания его общественно-опасного характера.

Другим признаком является волевой признак, - то есть неспособность лица руководить своими действиями (бездействием). Уголовное наказание в вопросах и ответах: Учебное пособие для юридических вузов. / Под ред. В.С. Комиссарова, Р.К. Якупова: МГУ им. М.В. Ломоносова - М.: Зерцало, 1998 г. С. 47.

Уголовный закон для признания наличия юридического критерия требует установления необязательно обоих признаков, а хотя бы одного из них либо волевого, либо интеллектуального.

Лицо, признанное в установленном законом порядке невменяемым, не является субъектом преступления. Оно в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ не подлежит уголовной ответственности и не подвергается уголовному наказанию. В отношении этого лица могут быть назначены принудительные меры медицинского характера (ч. 2 ст. 21 УК РФ).

Необходимо отметить, что в уголовном праве существует такое понятие как «возрастная невменяемость», которая также исключает уголовную ответственность. Так в ч. 3 ст. 20 УК РФ указано: если несовершеннолетний достиг возраста уголовной ответственности (шестнадцати или четырнадцати лет), «но вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно -опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности». Ребенок при этом является психически здоровым, но у него имеется отставание в психическом развитии. Для определения возрастной невменяемости также проводится судебно-психиатрическая экспертиза.

Подробно рассмотрев данный раздел о критериях наступления уголовной ответственности и как они применяются при привлечении к уголовной ответственности и назначении наказания несовершеннолетним, можно прийти к выводу, упущение одного из критериев при принятии решения судами может привести к тому, что юридические санкции примененные в отношении несовершеннолетнего не будут обладать действенной силой, будут иметь ряд недостатков. Например, не учет биологического критерия - приведет к бесполезности воспитательных мероприятий в отношении психически неполноценных, совершивших преступления, поскольку шаблонными методами воспитательного воздействия будут пытаться исправить того, кто, прежде всего, нуждается в медицинском вмешательстве и чье поведение в значительной степени изменено аномалией психики.

Глава II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

2.1. История развития уголовного законодательства
об ответственности несовершеннолетних

С 1845 года источником уголовного законодательства было «уголовное Уложение», в котором государство закрепляло отказ от уголовного наказания малолетних и передачу несовершеннолетних (до 17 лет), учинивших преступное деяние, но не вменяемое им в вину по ст. 41. или хотя и вменяемое, но при условиях, указанных, в ч. 2 ст. 55, под ответственный надзор родителей или лиц, у которых они находились, но ничего не говорилось о том, какие меры могли бы применять по отношению к этому малолетнему те, кому он отдан под надзор.

Затем «Уложение» определило ответственность детей за упорное неповиновение родительской власти, а равно и за грубое с родителями обращение, подвергая виновных аресту до 6 месяцев, но эта ответственность должна была быть назначена судом на общем основании.

Дисциплинарная власть осуществлялась самими родителями, причем закон не определял ни объема, ни характера дозволенных средств наказания, говоря только в ст. 168, т. Х, ч. 1, издание 1900г., что родители по отношению к детям не могут покушаться на такие деяния, которые по общим законам подлежат уголовному наказанию.

Близкую связь с дисциплинарной властью семьи имела дисциплинарная власть школы. Выполнение обязательного воспитания падало, прежде всего, на семью; но там где она не хотела или не могла выполнить этого назначения своими средствами, на помощь ей являлось государство, а осуществителем его забот становилась школа. Применение дисциплинарной власти в школе этого типа, по общему правилу, безусловно, устраняло действие карательной власти государства, допуская ее вмешательство разве только в случае совершения наиболее тяжких преступлений воспитанниками старшего возраста, например 14 и более лет (таковы, например, случаи убийства, поджога, изнасилования и т.д.). С другой стороны, государство устанавливало надзор за школьными взысканиями, определяло для них известные пределы эти взыскания должны быть налагаться с исключительной целью исправления, а не быть актом возмездия. Подобными наказаниями были часто воспитательные взыскания - выговоры, уменьшение баллов по поведению, лишение льгот, карцер, а в крайнем случае удаление из данного заведения.

Дисциплинарные взыскания налагались или властью воспитательной, единоличной - инспектора, директора, или в важнейших случаях педагогическим советом заведения. Регулируя действия дисциплинарной власти школы, государство, конечно, сохраняло за собой и право контроля над его органами, подвергая их взысканиям дисциплинарным и уголовным за превышение власти. Уложение о наказании издание 1885 г. в ст. 92 указывало три категории уголовной невменяемости, одной из категории являлось малолетство - неразвитость, зависящая от естественных условий развития человеческого организма. «Юный возраст преступника играет в уголовном праве роль весьма разнообразную: в эпоху детства возраст устраняет как вменяемость, так и привлечение к ответственности в порядке уголовного суда; в эпоху отрочества возраст служит основанием или невменяемости и уголовной безответственности, или же замены наказания исправительно-воспитательными мерами, когда суд, установив виновность малолетнего в предписываемом ему деянии, установив наличность условий вменяемости по отношению к подсудимому, определив размер той ответственности, которой он должен был бы подлежать, будучи взрослым, заменяет таковую согласно закону; в эпоху юности возраст служит основанием особого смягчения уголовной ответственности, которой подлежал бы виновный за учиненное деяние, если был бы взрослым». Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции - часть общая. Том 1. / РАН, инс. государства и права. - М.: Наука, 1994 г. - С. 157.

В 1742 г. сенат вместе с президентами коллегий указал, что малолетство, как для мужского, так и для женского пола нужно считать до 17 лет и что их нельзя подвергать тем же наказаниям, как и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь на исправление для выполнения там всяких тяжелых монастырских работ, а по освобождению из монастырей повелевалось их отсылать в те места, откуда они присланы, а из этих мест отсылать их в прежние жилища. В Указе Екатерины II от 26 июня 1765 г., по которому устанавливалась полная невменяемость до 10 лет, а от 10 - 17 лет допускалось смягчение наказания, причем обвиняемых в преступлениях, влекущих смертную казнь или кнут, было велено представлять в Сенат, где к ним применялось наказание по мере их вины. Различались также малолетние от 10 - 15 и от 15 - 17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без наказания на исправление родителям, родственникам или опекунам. Уложение 1845 г. отступило от этой системы, признав предельным возрастом 7 лет; но так как по п. 1 ст. 173 (по изданию 1885 г.) дети от 7 - 10 лет не подвергались определенному в законах наказанию, а отдавались родителям или благонадежным родственникам для домашнего исправления, то на этом основании в действительности предельным сроком периода детства являлось и, по уложению 10 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.