p align="left">С другой стороны, отдельные конституции включают в такие нормы некоторые оговорки. Приведем для примера конституцию Индии. Уже во второй части ст. 15, где провозглашается запрет дискриминации по половому признаку указан, как представляется некоторым авторам, закрытый перечень того, в чем данный запрет должен выражаться: «Ни один гражданин только по мотивам… пола… не может быть в какой-либо мере лишен правоспособности, не должен нести особых обязанностей, не может быть подвергнут ограничениям или поставлен в особые условия в отношении: а) доступа в магазины, рестораны, гостиницы и места общественного увеселения или b) пользования колодцами, водоемами, купальнями, дорогами и местами общественного отдыха, содержащимися полностью или частично за счет государственных средств или открытыми для общественного пользования». Таким образом, возникает вполне закономерный вопрос: может ли дискриминация по половому признаку проводиться во всех остальных, гораздо более значимых сферах политической и общественной жизни общества? Более того, ч. 3 данной статьи устанавливает: «Ничто в настоящей статье не препятствует Государству издавать особые постановления, касающиеся женщин». Конституция Индии 1950 г. Ст. 15, ч. 2, 3. Итак, Индия, по-видимому, оставляет право за высшими органами власти изменять по своему усмотрению правовой статус женщин, в том числе и в сторону отъятия у них политических или иных прав, признаваемых за ними по международным документам. Что касается избирательного права, то, как уже говорилось, в первом разделе данной работы, в большинстве стран мира оно женщинам законодательно предоставлено. Например, конституция Австрии гласит: «Направляемые в Европейский парламент от Республики Австрия депутаты избираются в соответствии с принципами пропорционального представительства на основе равного, прямого избирательного права путем лично осуществляемого тайного голосования мужчин и женщин, которым к 1 января года выборов исполнилось полных 18 лет и которые обладают на день выборов или австрийским гражданством и в соответствии с правом Европейского Союза не лишены избирательного права, или гражданством другого государства - члена Европейского Союза и в соответствии с правом Европейского Союза имеют право избирать». Конституция Австрии. Ст. 23а. Но нередко юридическое равенство на практике не реализовывается, превращаясь в фикцию. Одна из известных общественных деятельниц ФРГ Дебора Таннен заметила, что: «Признаки хорошего мужчины и хорошего политика идентичны, а вот женщине приходится решать, хочет ли она слыть сильным руководителем или добропорядочной женщиной». Tannen D. Du kannst mich einfach nicht verstehen.- Munchen: W. Goldmann Verlag, 1993. S 256. Прошло уже более 50 лет с тех пор, как в Основной закон (Конституцию ФРГ) было включено положение о равноправии полов. За это время юридически равноправие почти реализовано: нет больше законов, непосредственно фиксирующих неравенство женщин или отводящих им определенную роль. Но существует социальное неравенство, причина которого кроется в сложившихся структурах мира труда и общества, в стереотипах мышления и поведения. Здесь еще наблюдается "дефицит справедливости", который накладывает отпечаток на проводимую в ФРГ политику уравнивания в правах. Этот дефицит справедливости можно наблюдать и в парламенте Германии. "Совершенно определенно, что история парламентской демократии - это мужская история", - пишет К. Тимм. Thimm C. Strategisches Handeln im politischen Konflikt. Frauen und Manner im kommunalen Parlament // Sprache im Konflikt. - Berlin, New York: Walter de Gruyter, 1995. S.74. Впервые женщины появились в законодательном органе Германии (тогда Национальном собрании) в период существования Веймарской республики и составили "целых" 8,75% от общего числа депутатов (37 из 423). На протяжении многих лет эта квота не менялась. Достаточно сказать, что в 1980 г. она составила 8,4%. До паритетной демократии Германии далеко и сегодня: в 1997 г. женщины составляли лишь около 26% от общего количества депутатов бундестага. Положительные сдвиги в этом направлении, несомненно, имеют место. В партийном спектре это выглядит следующим образом: фракция ПДС - 43% женщин; фракция Союза 90/Зеленые - 37,7%; СДПГ - 22%; СВДП - 18%; ХДС/ХСС - 15% женщин. Op. cit. S. 76. Таким образом, наиболее близка к осуществлению равного представительства женщин ПДС - преемник СЕПГ, партии Хонеккера в бывшей ГДР. Менее всего отвечают требованиям паритетной демократии традиционно-консервативные партии Западной Германии - ХДС и ХСС. В составе муниципальных советов Великобритании также крайне низок процент женщин: они составляют лишь 1/8 часть советников. В выборах в Палату представителей Японии 2000 г. приняло участие 54,6% избирателей, хотя и отмечена высокая активность избирательниц. Из 202 кандидатов-женщин 35 стали депутатами, в том числе 16 впервые. По итогам парламентских выборов 2000 г. в составе Парламента оказалось 35 представительниц прекрасного пола (7% общей численности парламентариев). Это второй самый крупный результат за всю послевоенную историю. Первый крупный успех женщин на парламентских выборах был зафиксирован в 1946 г., когда в Палату представителей были избраны 39 женщин. См.: Keesing's Record of World Events// The Nikkei Weekly, 2000. July 3. P. 41318. Однако за последние 10 лет в Японии значительно увеличилось число женщин, занимающих ответственные должности в государственных организациях и частных компаниях, а также в политических инстанциях. Среди государственных служащих на долю женщин приходится 12%, а среди судей их более 8%. Эти цифры внушают определенный оптимизм в дальнейшем повышении уровня реального равноправия женщин и мужчин. В ст. 48 конституции Китая указано, что женщины пользуются равными с мужчинами правами во всех областях политической, экономической, культурной, общественной и семейной жизни, а государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами плату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин. В какой мере это реализуется, можно видеть хотя бы из того факта, что в руководстве страны за полвека после победы коммунистов в гражданской войне не было и нет женщин, за исключением Цзян Цин, которая выдвинулась во время «культурной революции» благодаря тому, что была супругой руководителя КНР Мао Цзэдуна. Закон о выборах предусматривает, что в составе депутатов Всекитайского Собрания Народных Представителей и местных собраний народных представителей женщины должны иметь надлежащее количество мест и коэффициент их представительства должен постепенно повышаться. Правда, каков этот коэффициент, закон не говорит, оставляя решение вопроса на усмотрение политических сил. Закон Китайской Народной Республики о выборах во Всекитайское собрание народных представителей и в местные собрания народных представителей различных ступеней. Ст. 23// Новое законодательство КНР. Информационные материалы. Вып. 3. Ч. 1. М.: ИДВ РАН, 1995. Однако некоторые государства предоставляют дополнительные гарантии пассивного избирательного права женщин. В некоторых мусульманских странах (Бангладеш, Пакистан) определенное число женщин-депутатов в нижнюю палату избирается самим парламентом. В Бангладеше из 330 мест в Парламенте 30 зарезервировано для представительства женщин; на эти места производится кооптация самим Парламентом. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая. Т. 1-2: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: БЕК, 2000. С. 253. И, по сообщениям журнала Nation, в ходе обсуждения реформы законодательства по формированию органов власти в Пакистане и предстоящей отмены разделения электората на мусульман и не-мусульман, неправительственные организации и другие институты гражданского общества выразили озабоченность недостаточной представленностью женщин в парламенте страны. В совместном заявлении несколько правозащитных организаций потребовали 33%-ной квоты для представительства женщин в Национальной Ассамблее, Сенате и провинциальных законодательных органах, что будет реально способствовать расширению возможностей участия женщин в политической жизни и превращению их в равноправных партнеров в управлении государством. По конституции Индонезии Президент назначает членами Народного консультативного совета (основные функции: 1) принятие и изменение конституции; 2) определение генерального курса государственной политики; 3) избрание президента и вице-президента) представителей провинций и отдельных групп населения, в том числе и женщин. Иностранное конституционное право/ Под ред. проф. В. В. Маклакова. - М.: Юрист, 1996. С. 145. Согласно конституции Индии, предусмотрено резервирование мест в легислатуру федерации и субъектов. «Не менее одной трети от общего числа мест, зарезервированных в соответствии с пунктом 1 (в отношении племен и каст), должно быть зарезервировано для женщин, принадлежащих к кастам, указанным в списках, или в случае необходимости к племенам, включенным в списки. Не менее одной трети (включая число мест, зарезервированных за женщинами, принадлежащими к кастам и племенам, включенным в списки) от общего числа мест, замещаемых путем прямых выборов в каждом Панчаяте, должны быть зарезервированы за женщинами, и такие места могут быть распределены путем ротации между различными избирательными округами в Панчаяте». Конституция Индии 1950 г. Ст. 243D. И такое же положение содержится в ней в отношении муниципалитетов. Там же. Ст. 243Т. Однако в отдельных районах по традиции замужние женщины не должны называть свое имя или открывать лицо, а потому не могут использовать свое право голоса. Любопытную норму представляет собой одна из обязанностей каждого гражданина Индии - отказ от практики нарушения достоинства женщин. Там же. Ст. 51А. Таким образом, государство официально признает данную практику (впрочем, с учетом особенностей этнического, культурного и религиозного развития Индии ее можно понять) и путем возведения ее недопустимости в ранг конституционной обязанности пытается бороться с ней. Сравним данную норму с ч. 3 и 4 ст. 49 Конституции Китая. В ней содержится запрещение жестоко обращаться с женщинами. Это тоже своеобразная черта содержания китайской Конституции. Последняя норма наводит на предположение о том, что с мужчинами жестоко обращаться можно; впрочем, разработчики текста Конституции вряд ли имели это в виду. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть особенная. Т. 4: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов/Под ред. Б. А. Страшуна. - 3-е изд., обновл. и дораб. - М.: БЕК, 2000. С. 215. В перечисленных выше случаях резервирования мест в законодательных органах власти Бангладеша, Пакистана, Индонезии и Индии находит свое отражения практическая рекомендация Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой ООН в 1979 г. В Конвенции четко сказано, что в национальном законодательстве вполне допустимо использование особых мер и процедур, которые способствуют фактическому выравниванию статуса мужчин и женщин. В том числе - квот для женщин в представительных или законодательных органах и структурах исполнительной власти; в списках кандидатов в депутаты; в руководящих органах партий, движений. Правительства целого ряда стран мира всерьез восприняли все эти рекомендации международного сообщества и попытались с помощью специальных законодательных актов и практических мер установить баланс в социальных позициях мужчин и женщин в своих странах. Один из последних законов такого типа был принят 6 июня 2000 года Национальным собранием Франции. Закон называется «О паритете между женщинами и мужчинами». Он направлен на обеспечение паритетного, то есть абсолютно равного - 50/50 - представительства женщин и мужчин на всех выборных должностях. При этом важно обратить внимание на следующее: недостаточно, чтобы 50 % кандидатов были женщины, т.к. они могут располагаться во второй половине списка, что может повлиять на то, что предпочтение будет отдано мужчинам. Следовательно, кандидаты-мужчины и кандидаты-женщины должны чередоваться. Такая поправка впервые была учтена на муниципальных выборах в марте 2001 года. Однако это касается только выборов в муниципальные органы Франции, в сенат и выборов в Европарламент. В противоположность тому выборы в национальное собрание не могут регулироваться процентным соотношением кандидатов в списке. Но для тех партий, которые не придерживаются принципа паритета при выдвижении кандидатов, предусмотрены законом денежные штрафы. В случае если разница между количеством мужчин и женщин составит 2 или более процента, общественные льготы (субсидии) «проштрафившимся» партиям снижаются. Как же обстоят дела в Германии? Для осуществления политического равноправия здесь не делается ставка на положения закона. Решение этой проблемы передано в руки партий. Но каждая партия идет своим путем, т. к. у каждой партии своя идеология и свои приоритеты, а соответственно и различный образ действий. В 1980 году партия Зеленых впервые ввела в своих избирательных списках паритет 50/50. Затем, в 1988 году, социал-демократы разработали систему более гибкого регулирования избирательных квот: сперва избирательная квота составляла 30 %, а затем 40 %. В избирательных земельных списках в парламент женщины и мужчины должны чередоваться, и каждое пятое место должно быть занято либо мужчиной, либо женщиной. Это же положение касается и федеральных списков для выборов в Европарламент (Положение о порядке проведения выборов, параграф 4).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|