реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы правоведения

реферат
p align="left">При отсутствии основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствием основания к возбуждению уголовного дела следует считать отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ допускается лишь в отношении конкретного лица. Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ) допускается также и в случае, когда лицо неизвестно.

Если отказано в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, в котором было указано на совершение преступного деяния, конкретным лицом, то прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении заявителя, направившего ложное сообщение, по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ.

Если о совершенном деянии было сообщено СМИ, а в результате проверки этого сообщения в возбуждении уголовного дела было отказано, то информация об отказе в возбуждении уголовного дела подлежит обязательному опубликованию. Представляется, что такая информация должна быть распространена в тех же изданиях и передачах, в которых ранее было распространено сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть в течение 24 часов с момента его вынесения направлена заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются право обжалования постановления прокурору или в суд и порядок такого обжалования. Прокурору следует направлять не только копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и все материалы проверки сообщения о преступлении. Это будет соответствовать полномочиям прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Рассмотрение жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела осуществляется по правилам, предусмотренным ст. ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не только прокурору, но и в суд была ранее подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.

Указанный срок, в течение которого прокурор вправе при рассмотрении жалобы отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, следует рассматривать как сокращенный срок рассмотрения жалобы в сравнении со сроком, установленным ст. 124 УПК РФ.

Отменив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор возбуждает уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, или возвращает материалы для дополнительной проверки.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит об этом постановление в соответствии со ст. 125 УПК РФ. Постановление направляется прокурору, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. О принятом решении судья и прокурор уведомляют заявителя в письменной форме.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного расследования органу дознания, органу предварительного следствия или нижестоящему прокурору. В соответствии с п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор также вправе принять возбужденное уголовное дело к своему производству.

Следователь, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, после дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела приступает к производству предварительного следствия.

Орган дознания после дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. В случаях возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производится дознание по правилам, установленным гл. 32 УПК РФ.

Прокурор в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ вправе дать письменное указание о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.

1.3 Дознание

К органам дознания относятся:

1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4. органы Государственной противопожарной службы,

На органы дознания возлагаются:

1. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

ь капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

ь руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

ь глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Органы внутренних дел образуют систему, возглавляемую МВД РФ, в которую входят министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах и т.д. (см. ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 г., в последующих редакциях).

Под органами внутренних дел в качестве органа дознания прежде всего подразумевается милиция, являющаяся составной частью МВД РФ. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. (в последующих редакциях) "О милиции" прямо предусматривается, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания (ст. ст. 8 - 9).

Совместным письмом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. N 1/3986 и N 25/15-1-1993 "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" обладателями полномочий органа дознания в органах внутренних дел были признаны только начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Прямое упоминание в комментируемой статье собственно органов внутренних дел в числе органов дознания позволяет в настоящее время отнести к субъектам прав и обязанностей органа дознания наряду с начальниками милиции также и руководителей органов внутренних дел различного уровня и их заместителей.

Наряду, с органами внутренних дел к органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, относятся также органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. (в последующих редакциях) "Об оперативно-розыскной деятельности").

Включение всех перечисленных органов в число органов дознания представляется проблематичным и способным вызвать неоднозначное формирование практики использования некоторыми из них, в частности, федеральными органами государственной охраны и Службой внешней разведки, предоставленных им процессуальных полномочий. Кроме того, отнесение указанных органов к органам дознания только по признаку обладания ими полномочий на проведение ОРМ лишено достаточных оснований, поскольку уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность являются совершенно разными, хотя и тесно взаимосвязанными сферами государственной деятельности.

Ответы на указанные вопросы и соответствующие разъяснения, очевидно, следует искать в подзаконных нормативных актах, если не будут внесены необходимые изменения и дополнения в УПК РФ.

Если в законе в качестве органа дознания указывается не конкретное должностное лицо, а государственный орган, то обычно подразумевается, что в отношениях с иными участниками уголовного процесса соответствующий орган выступает в лице его руководителя.

Подробное перечисление в действующем УПК РФ представителей службы судебных приставов, уполномоченных выступать в качестве органа дознания, дает основания полагать, что их круг определяется законом исчерпывающим образом.

Органы дознания полностью производят расследование в форме дознания, когда по уголовному делу не требуется проведение предварительного следствия. Закон относит производство дознания к компетенции лишь органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, конкретно определяя перечень подследственных им категорий уголовных дел.

Все органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие законом признано обязательным, с условием безотлагательной передачи уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий соответствующему следователю.

Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Работники или служащие органа дознания уполномочиваются производить дознание в связи с решением руководителя органа дознания о назначении их дознавателями.

Запрет на проведение одним и тем же лицом дознания и ОРМ объясняется тем, что возможно негативное влияние полученной оперативно-розыскной информации, не обладающей достаточной достоверностью, на процессуальные решения данного лица по уголовному делу. При необходимости проведения по уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя, ОРМ дознаватель должен обратиться к руководителю органа дознания с предложением поручить проведение необходимой оперативной работы сотрудникам подразделений, осуществляющих ОРД.

Дознание проводится под постоянным контролем руководителя органа дознания, который вправе требовать от дознавателя отчета о проделанной им по уголовному делу работе. Начальник органа дознания оценивает итоги дознания и утверждает обвинительный акт, составляемый дознавателем по окончании дознания (ст. 225 УПК РФ).

Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, характерной для следователя, и обязан неукоснительно выполнять все данные ему в письменной форме указания начальника органа дознания и прокурора по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Однако он вправе обжаловать эти указания.

1.4 Предварительное расследование

Предварительное расследование - понятие собирательное. Оно охватывает две формы предварительного досудебного производства - дознание, осуществляемое дознавателями, и предварительное следствие, осуществляемое:

1. следователями прокуратуры;

2. следователями органов федеральной службы безопасности;

3. следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

4. следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Орган дознания (дознаватель) осуществляет свою деятельность в двух формах - путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК РФ), и посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия, т.е. дознания (гл. 32 УПК РФ). Первая из форм дознанием не именуется, а представляет собой специфическую деятельность, предшествующую предварительному следствию.

В первом случае деятельность органа дознания (дознавателя) представляет собой первоначальный этап расследования ("по горячим следам") и имеет целью проведение неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления с последующей передачей уголовного дела прокурору. Срок такой деятельности - 10 дней.

Во втором случае дознание представляет собой упрощенное предварительное расследование. Оно отличается от предварительного следствия:

ь по субъекту проведения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.