p align="left">В опросе граждан имеют право участвовать жители муниципального образования, обладающие избирательным правом. Они должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения. Результаты опроса носят рекомендательный характер. 1.29 Отчеты перед населением о деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Отчеты органов местного самоуправления проводятся на собраниях, сходах, конференциях граждан, встречах в коллективах предприятий, учреждений и организаций, через работу органов самоуправления населения (ТОСы, уличкомы и др.). Обязательность и регулярность проведения отчетов и информирования людей о деятельности органов местного самоуправления вытекает из подотчетности и ответственности представительных и исполнительно-распорядительных органов перед избирателями и населением. Информирование населения о проделанной работе повышает имидж органов местного самоуправления, способствует формированию у жителей поселений уверенности в том, что местная власть проявляет заботу об укреплении материально-технической базы населенных пунктов, решении проблем социально-экономического развития муниципальных образований, направленных на повышение жизненного уровня людей. В большинстве уставов органов местного самоуправления регламентируется периодичность таких отчетов: - депутат отчитывается перед избирателями не реже двух раз в год, как правило, через каждые шесть месяцев в соответствии с графиком, утвержденным Советом депутатов муниципального образования, - глава администрации не реже одного раза в год отчитывается перед представительным органом муниципального образования и населением о своей личной деятельности и о работе возглавляемой им администрации. Организация регулярных отчетов с их последующим обсуждением способствует повышению авторитета местных органов власти. Представляется целесообразным проведение данной работы среди трудовых коллективов и по месту жительства. 1.30 Взаимодействие со средствами массовой информации Средства массовой информации обычно определяются как структуры, создаваемые с целью открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицом. По сути дела, СМИ - пресса, радио, телевидение, региональные и глобальные компьютерные сети - относятся к техническому инструментарию коммуникации. Информационные инструменты обеспечивают не только социальную связь, но и модифицируют сознание своей аудитории. СМИ способны воздействовать на поведение людей следующими способами: побуждая население к определенным действиям путем навязывания определенных целей; предотвращая или блокируя возникновение нежелательных (антисистемных) общественных движений, протестов, действий. Во взаимодействии органов власти с населением средства массовой информации выполняют важную функцию. Именно поэтому очень многие органы местного самоуправления являются учредителями различных СМИ. В работе муниципальных органов власти, прежде всего, с районными газетами в области сложилась определенная система. Данная работа осуществляется по следующим направлениям: освещение работы муниципалитетов по решению вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции; информирование населения о принимаемых решениях; обобщение опыта работы по реализации наиболее актуальных задач; содействие редакциям и работникам почтовой службы в проведении подписных кампаний, повышении тиражей местных изданий, их пропаганде среди населения. Однако в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” к полномочиям органов местного самоуправления относится учреждение печатных средств массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации. По сути дела, муниципальные органы власти с 1 января 2006 года утратят право выступать учредителями теле- и радиопрограмм, а также печатных общественно-политических изданий, каковыми в настоящее время являются районные газеты. Таким образом, органы местного самоуправления смогут учреждать нечто типа информационного листка, в котором можно публиковать только свои нормативные решения. Данная система потребует определенного переосмысления сложившейся структуры работы. Но, в любом случае, даже если учредителями районных газет останутся только коллективы редакций самих изданий, органы местного самоуправления в перспективе должны сохранить имеющиеся традиции во взаимоотношениях с прессой. Эффективной формой сотрудничества было размещение в газетах нормативных материалов органов местного самоуправления. В уставах муниципальных образований определена именно такая процедура вступления в силу основных нормативных актов. Положительный опыт взаимодействия со СМИ, накопленный почти во всех районах области, не исключает необходимости дальнейшего углубления и расширения различных форм сотрудничества. Органы местного самоуправления призваны на основании накопленного опыта искать новые эффективные формы сотрудничества со СМИ, которые отвечали бы меняющимся условиям жизни, новым нормам законодательства, и полнее бы регулировали демократический принцип гласности. К тому же необходимо иметь в виду, что депутат представительного органа местного самоуправления имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в местных средствах массовой информации. При этом материалы, представленные депутатом, подлежат обязательному опубликованию или распространению через СМИ в срок, согласованный с депутатом, но не позднее 10 дней после обращения. II. Бюджетно-финансовые основы муниципального образования 2.1 Структура бюджетной системы Российской Федерации Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней: федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. 2.2 Местные бюджеты в бюджетной системе РФ Местный бюджет (МБ) представляет собой элемент бюджетной системы РФ. Каждое муниципальное образование формирует собственный бюджет. Согласно Бюджетному кодексу определения «местный бюджет» и «бюджет муниципального образования» - тождественные понятия. МБ - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования. Специфической чертой МБ является наличие в них различных составных частей, связанных с исполнением расходных обязательств самого муниципального образования и переданных ему для осуществления отдельных государственных полномочий. Поэтому в местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением ими полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий. (Подробно: в БК РФ ст. 14, структура МБ - в Законе 131-ФЗ от 06.10.2003 ст. 14, 15, 16). Следует иметь в виду, что использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств не допускается. 2.3 Смета расходов, ее отличие от бюджета Необходимо обратить внимание на то, что составной частью бюджетов городских и сельских поселений, а также отдельных населенных пунктов и других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, является смета расходов. Смета представляет собой план расходов (а в соответствии с новой редакцией БК и план доходов) вышеперечисленных территориальных образований, а также государственных и муниципальных учреждений. Порядок разработки, утверждения и исполнения смет определяется органами местного самоуправления самостоятельно. 2.4 Бюджетные полномочия федеральных и региональных (субъектов РФ) органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований Полномочия органов государственной власти в отношении бюджетов муниципальных образований вытекают их ст. 7 и 8 БК РФ. В общем виде их можно представить следующим образом. 1 .Федеральные органы государственной власти решают вопросы: - разграничения расходных обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований; - определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета; - установления нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы РФ; - определения общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов; - установления порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета; - установления порядка ведения бюджетного учета, отчетности, форм бюджетной документации. 2. Органы государственной власти субъектов РФ решают вопросы: - определения порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта РФ; - установления порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта РФ; - предоставления межбюджетных трансфертов из соответствующих бюджетов; - установления общего порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; - временного осуществления отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления. 2.5 Бюджетные полномочия органов местного самоуправления Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами осуществляют следующие бюджетные полномочия: установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, управление муниципальным долгом; детализация объектов бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к соответствующему местному бюджету; в случае и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений; иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами к бюджетным полномочиям органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления муниципальных районов, помимо полномочий, перечисленных выше, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и иными федеральными законами осуществляют также следующие бюджетные полномочия: установление в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации нормативов отчислении в бюджеты поселений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, законодательством о налогах и сборах и (или) законами субъектов Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов; установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений; определение целей и порядка предоставления субвенций из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов, представительный орган которых формируется в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” на решение вопросов местного значения межмуниципального характера; составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района. Органы местного самоуправления поселений наряду с полномочиями, перечисленными выше, в соответствии с бюджетным кодексом и иными федеральными законами осуществляют также бюджетные полномочия по установлению порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями, входящих в состав территории поселения. 2.6 Собственные доходы бюджетов К собственным доходам бюджетов относятся налоговые, неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах; доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и региональных фондов компенсаций (ст. 47 БК РФ). 2.7 Установление нормативов отчислений от федеральных налогов и региональных налогов и сборов в местные бюджеты Единые для всех поселений, а также единые для всех муниципальных районов субъекта РФ нормативы отчислений от отдельных федеральных и региональных налогов и сборов устанавливаются законом субъекта РФ о бюджете на очередной финансовый год. Могут быть также установлены дополнительные нормативы отчислений от налога на доходы физических лиц. Подробно данный вопрос рассматривается в ст. 58 БК РФ. 2.8 Бюджетный процесс в муниципальных образованиях Бюджетный процесс представляет собой регламентированную законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Составление и исполнение бюджетов являются функциями органов исполнительной власти. Рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов - функциями соответствующих представительных органов власти. Бюджет составляется и исполняется в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Годовой бюджет составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря. Бюджетный процесс включает в себя: - составление проекта бюджета; рассмотрение проекта бюджета; утверждение бюджета; исполнение бюджета; финансовый контроль за использованием бюджетных средств; составление и утверждение отчета об исполнении. 2.9 Бюджет муниципальных образований Составление проектов бюджетов муниципальных образований регламентируется главой 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениями о бюджетном процессе, принимаемыми представительными органами власти соответствующих территорий. Составлению проектов бюджетов предшествуют разработка прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов, на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджетов. Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива соответствующих органов исполнительной власти (ст. 171 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Непосредственное составление проектов местных бюджетов осуществляют финансовые органы муниципальных образований. В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от финансовых органов другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, а также от иных государственных органов, органов местного самоуправления и юридических лиц. К сведениям, необходимым для составления проектов бюджетов, относятся сведения о: действующем на момент начала разработки проекта бюджета налоговом законодательстве; предполагаемых объемах финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; видах и объемах расходов, передаваемых с одного уровня бюджетной системы Российской Федерации на другой; нормативах финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Рассмотрение проекта и утверждение бюджетов муниципальных образований регламентируется ст. 187 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовыми актами органа местного самоуправления, а также положениями о бюджетном процессе, принимаемыми представительными органами власти соответствующих территорий. Порядок рассмотрения проекта решения о местном бюджете и его утверждения должен обеспечивать рассмотрение и утверждение проекта решения до начала очередного финансового года. На данном этапе исполнительный орган местного самоуправления вносит в соответствующий орган представительной власти проект бюджета для его рассмотрения. Положение о бюджетном процессе муниципального образования предусматривает порядок рассмотрения и утверждения проекта решения о местном бюджете. В случае непринятия проекта решения о местном бюджете до 1 января года, на который принимается бюджет, органы местного самоуправления вправе производить расходование бюджетных средств по соответствующим разделам расходов, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной классификации ежемесячно в размере одной четвертой произведенных расходов в расчете на один квартал или не более одной двенадцатой - в расчете на месяц предшествующего года (ст. 190 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основы исполнения бюджетов регламентируются главой 24 Бюджетного кодекса РФ. В Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Исполнение бюджета осуществляется на основе бюджетной росписи. Составляется бюджетная роспись главными распорядителями бюджетных средств по своим подведомственным распорядителям и получателям на основе утвержденного бюджета, в соответствие с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерацией с поквартальной разбивкой, после чего направляется в финансовый орган. После получения росписи от главных распорядителей составляется сводная бюджетная роспись по всем распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета (ст. 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Дальнейшие этапы исполнения бюджета - это доведение бюджетных ассигнований, утверждение и доведение лимитов по бюджетным обязательствам, принятие и подтверждение денежных обязательств (ст. 223--225 Бюджетного кодекса Российской Федерации). До утверждения росписи невозможно доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях, без чего, в свою очередь, невозможно сформировать лимиты по бюджетным обязательствам. Исполнение бюджета заключается в обеспечении полного и своевременного поступления предусмотренных в бюджете доходов и в финансировании запланированных бюджетом расходов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|