реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы и методология правоведения

реферат
b>

21. Тоталитарное государство

Термин тоталитаризм (введённый Б. Муссолини) происходит от латинского totalis - полный. Первоначально этот режим действительно понимали как полную противоположность демократическому, а авторитарный располагали между ними, ближе к тоталитарному. Одним словом, различия между тоталитарным и авторитарным режимами понимались чисто количественными, как степень не демократичности режима.

В пятидесятых годах на основе анализа тоталитарных режимов в Советском Союзе, фашистской Италии и национал социалистической Германии была создана теория тоталитаризма. К. Фридрих и З. Бржезинский сформулировали основные признаки тоталитаризма как режима и общественного строя: 1) господство одной массовой партии во главе с харизматическим лидером, ядро которой безраздельно предано идеологии; 2) унитарная идеология; 3) монополия массовой информации; 3) террористический полицейский контроль общества, в том числе и особенно партии, включая массовые репрессии; 4) Контроль государства над всеми эффективными средствами вооружённой борьбы; 5) централизованный контроль экономики и общественных организаций.

В последствии этот набор характеристик стал основой теории тоталитаризма. В него вносились изменения, и в первую очередь связанные с невнятным пунктом о средствах вооружённой борьбы.

Авторитарный государственный режим характеризовался, следующим набором признаков: 1) основанный на принуждении отношениями государства и личности, стремлением использовать только силу в разрешении конфликтов; 2) отсутствие тотального контроля над обществом со стороны государства, государство не пытается контролировать мысли людей; 3) возможность существования оппозиции, и одновременным стремлением власти исключить её из процедуры принятия решений; 4) отсутствием тоталитарной идеологии у элиты, которая характеризуется относительной закрытостью, разопщённость этой элиты наличие в ней различных группировок, борющихся за власть (скорее за сферы влияния); 5) отсутствие у режима поддержки масс (имеются в виду политически не грамотные слои населения, курсив мой С.А); 6) Подавлением основных гражданских прав.

Власть в авторитарном государстве относительно слабо связана с обществом, и, несмотря на стремление к расширению, не способна подчинить общество всеобъемлющему контролю.

Авторитарное государство - это политическая система, «в условиях которой лидер или указанная группа осуществляет власть в нечётко определённых, но вполне предсказуемых границах».

Таким образом, пришло понимание тоталитарного режима как качественно отличающегося от авторитарного, хотя как уже отмечалось есть и схожие моменты и существуют переходные режимы, которые нельзя чётко отнести ни к авторитарному ни к тоталитарному.

Таким образом, тоталитарным является государство, абсолютная власть в котором принадлежит группе людей (тоталитарной элите), объединённой тоталитарной идеологией. Тоталитаризм - всегда идеократия. Эту группу людей, обладающую властью и организованную в иерархическую структуру можно назвать партией.

Тоталитаризм - это в том числе и определённый настрой масс, который можно охарактеризовать как идеологическую и военную истерию. Поддержание этого настроя является одной из главных задач тоталитарного режима, поскольку именно при таком состоянии населения, мобилизующие функции тоталитарного режима дают наибольший результат.

Тоталитарное государство специфически действует в сфере внешней политики. Во-первых, тоталитарное государство стремиться к самоизоляции, чтобы исключить контакт своих граждан с другими идеологиями и вообще не официальной информацией. Во-вторых, тоталитарное государство, если оно достаточно сильно в военном отношении, обычно проводит агрессивную внешнюю политику, стремясь распространить свою идеологию на весь мир. В-третьих, тоталитарное государство негативно влияет на демократические страны. Что автоматически приводит к состоянию холодной или непосредственно к войне между тоталитарными и демократическими государствами.

22. Функции государства

В юридической литературе под функциями государства понимают главные (основные) направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, обусловленных его сущностью и социальным назначением. При этом следует отметить, что функции и деятельность государства понятия не тождественные, о чем будет подробно сказано в последующих темах настоящего курса.

Признаки функций государства:

· носят объективный, систематический и постоянный характер;

· возникают и развиваются в соответствии с целями и задачами, стоящими перед государством;

· выражают сущность и социальное назначение государства;

· реализуют саму деятельность государства;

· осуществляются государством в целом, а также государственными органами, в соответствии с их местом и назначением в механизме государства и в политической системе общества;

· имеют определенные формы и методы.

В юридической литературе в зависимости от сферы деятельности выделяют две группы функций государства.

1. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним задач внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др.

2. Внешние функции представляют собой основные направления деятельности, непосредственно связанные с решением стоящих перед государством задач и целей на международной арене. К ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др.

Следует отметить, что деление функций на внутренние и внешние является весьма условным. Кроме них выделяют также основные, не основные, постоянные, временные, общесоциальные и специальные и др.

Рассмотрим основные формы государственных функций.

1. Правовые, которые подразделяются на следующие формы:

o правотворческую (правоустановительную);

o правоприменительную;

o правоохранительную.

2. Организационные носят вспомогательный характер (например: статистика, бухгалтерский учет, деятельность счетных комиссий и др.).

Среди методов (способов воздействия на поведение людей) осуществления функций государства можно выделить такие как убеждение, принуждение, поощрение; централизованный, децентрализованный, рекомендательный, поощрительный методы и др.

23. Формы государственного правления

Форма правления - это способ организации верховной государственной власти и порядок ее образования. В юридической литературе в зависимости от того, кому принадлежит власть (одному лицу, или коллективному выборному органу) различают две основных формы правления: монархия и республика, каждая из которых имеет свои формы проявления.

Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передается, как правило, по наследству.

В литературе выделяют следующие виды монархической формы правления:

· древневосточную (первая в истории человечества форма правления); древнеримская (Римская империя);

· феодальную (включает в себя: раннефеодальную, сословно-представительную и абсолютную монархии);

· конституционную, включающую в себя парламентарную и дуалистическую монархии.

Республика - форма правления, при которой власть принадлежит органам государственной власти, избираемой населением на определенный срок.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, в литературе различают парламентские, президентские и смешанные республики.

24. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства - это внутреннее строение государства, способ его административно-территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

В научной литературе традиционно выделяют 3 формы государственного устройства.

Унитарное государство - это такое единое государственное образование, на территории которого действуют единые высшие органы государственной власти и управления, вооруженные силы, конституция, единое законодательство, судебная система и единое гражданство.

Унитарные государства могут быть централизованными, децентрализованными, национальными (Эстония, Япония) и многонациональными (Китай, Афганистан).

Федеративное государство - это такое государство, которое состоит из ряда государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

В научной литературе выделяют два вида федерации: административные (США, Мексика) и национальные (Югославия).

Конфедерация - это временный союз суверенных государств, который образуется для совместного решения политических, экономических или военных задач, не имеющий, как правило, единых органов власти и управления, единого бюджета и гражданства.

Разновидностями конфедерации являются межгосударственные союзы, содружества и сообщества государств. Вместе с тем следует отличать конфедерации от коалиций, которые представляют собой временные политические или военные союзы двух и более государств, созданных для наступательных и оборонительных целей при наличии общего противника.

25. Политический режим как элемент формы государства

Государственно-политический режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность приемов, методов, способов и средств осуществления государственной власти.

В научной литературе большинство авторов выделяют два вида политического режима: демократический и антидемократический. Последний, в свою очередь, подразделяется на тоталитарный, авторитарный, фашистский и др.

Основными признаками демократического режима являются:

· господство закона;

· разделение властей;

· наличие у граждан реальных политических и социальных прав и свобод и их юридическая защищенность и гарантированность;

· выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность перед избирателями, гласность;

· наличие свободно формируемых политических партий;

· существование оппозиции, плюрализм и др.

Для антидемократического режима характерно:

· господство беззакония и террора;

· отсутствие политического плюрализма;

· запрещение деятельности оппозиционных партий;

· отсутствие демократических прав и свобод граждан;

· отсутствие демократических выборов при формировании органов власти и др.

Тоталитарный режим представлен в лице диктатора или хунты, прибегающих к систематическому насилию в целях сохранения своего господства. Для него характерно отсутствие для всех единой обязательной идеологии, одной господствующей партии, массовый террор.

Основой фашистского режима является идеология нацизма и ярого антисемитизма, теория порабощения или полного уничтожения народов «низшей» расы.

Отличительными особенностями фашизма являются сочетание репрессивных методов правления с использованием широкой демагогии по поводу защиты прав неимущих с целью введения в заблуждение широких слоев населения, опора власти на армию, полицию и другие репрессивные органы.

Кроме того, в научной литературе, кроме указанных выше, выделяют и такие режимы, как деспотический; тиранический; либерально-демократический; собственно-демократический и др.

26. Механизм государства

Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов, с помощью которых государство осуществляет возложенные на него задачи и функции. Структурными элементами механизма государства являются государственный аппарат под которым понимается система государственных органов, наделенных властными полномочиями для осуществления государственной власти, а также государственные учреждения, предприятия и государственные служащие. Основными признаками механизма государства являются следующие:

· механизм государства - это целостная система государственных органов, основанная на единстве принципов его организации и деятельности;

· механизм государства состоит из особой группы людей, профессионально подготовленных и осуществляющих управление обществом на постоянной основе;

· органы государства при выполнении возложенных на них функций и задач тесно взаимодействуют между собой;

· каждый элемент механизма (органы государства) обеспечивает эффективное функционирование государства в целом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.