реферат
реферат

Меню

реферат
реферат реферат реферат
реферат

Основы деятельности системы органов государственной власти

реферат
убличный характер государственной власти в Московской области определяется главой 1.4.Устава, где статьей 11 устанавливается их обязанность регулярно информировать население области о своей деятельности и положении дел в области через областные и местные средства массовой информации, депутатские, общественные слушания, отчеты перед населением области, гарантии и формы получения информации от них (ст.12) устанавливаются законодательством. Кроме того, в соответствии со ст.13, заседания органов государственной власти и местного самоуправления в Московской области проводятся гласно и носят открытый характер, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Проспект, 2009. - с. 142..

Теперь, рассмотрим общие принципы деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации - законодательной, исполнительной и судебной. В частности, в соответствии с Уставом Московской области (ст.29, ч.3), систему органов государственной власти Московской области составляют:

а) Московская областная Дума - законодательный (представительный) орган государственной власти Московской области;

б) губернатор Московской области - высшее должностное лицо Московской области;

в) правительство Московской области - высший исполнительный орган государственной власти Московской области;

г) центральные исполнительные органы государственной власти Московской области, образуемые в соответствии с законом Московской области о схеме управления Московской областью;

д) территориальные исполнительные органы государственной власти Московской области, образуемые в соответствии с законом Московской области о схеме управления Московской областью;

е) уставной суд Московской области.

1.2 Органы законодательной власти в субъектах Российской Федерации

В соответствии со ст.5 Конституции, субъекты федерации имеют свое законодательство, а также конституцию (республики) или устав (другие субъекты федерации - край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. (ст.76, абз.2).Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст.76, абз.4). Из этого неизбежно вытекает, что каждый субъект Российской Федерации нуждается в органах, принимающих такое законодательство.

Но, кроме функции принятия законодательства, эти органы служат также представительными органами - то есть они избираются непосредственно народом и никаким другим путем выражаться не могут; именно в силу этого принимаемые ими законы носят общеобязательный характер, как выражение государственной воли народа Российской Федерации. Это подразумевает реализацию конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти (ст.32, абз.2 Конституции) Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Кулушева М.А. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - с. 158.. Ни один закон в субъектах федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен законодательными (представительными) органами этого субъекта. Также эти органы осуществляют определенные контрольные функции по отношению к исполнительной власти (утверждение бюджета, право отказывать в доверии правительству и т.д.) Авакьян С.А. Конституционное право России: Практикум. - М.: Городец, 2009. - с. 128.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта Российской Федерации. Наименование его, структура, число депутатов и срок их полномочий устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 40 Устава Московской области постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области является Московская областная Дума. Она состоит из 50 депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации и обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом (ст.44 Устава Московской области) Малько А.В., Колесников Е.В., Комкова Г.Н., Афанасьева О.В. Конституционное право России в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 2008. - с. 71..

В Российской империи функции нынешней Московской областной думы выполняли в Московской губернии -- Московское губернское земство, в Московском уезде -- Московское уездное земство.

В годы СССР действовали советы:

· Московский областной совет рабочих и крестьянских депутатов (по декабрь 1936 года),

· Московский областной совет депутатов трудящихся (1936-1977),

· Московский областной совет народных депутатов (1977-1993).

В РФ Московская областная дума как представительный и законодательный орган власти Московской области была учреждена в 1993 году.

Выборы в Московскую областную думу проводились в 1993, 1997, 2001, 2007.

Глава 2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.

В соответствии со ст.77, абз.3 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, абз.2)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78, абз.3) Колпаков Р.В. Конституционное право России: Базовый курс. - М.: Приор-издат, 2009. - с. 68.

В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.

Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом - Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) - высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции - министерства, ведомства, комитеты и др.

2.1 Высшее должностное лицо

В большинстве республик главой государства, высшим должностным лицом и главой исполнительной власти является Президент. В некоторых республиках Российской Федерации выполнение обязанностей руководителя органа исполнительной власти прямо определено в названии его должности (Республика Алтай, Республика Дагестан, Республика Тыва, Республика Хакасия). В остальных субъектах федерации Глава администрации (Губернатор) является высшим должностным лицом и обязательно возглавляет высший орган исполнительной власти (Администрацию, Правительство или Совет Администрации) Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник. - М.: Норма, 2009. - с. 203..

Правовой статус высшего должностного лица определяется конституциями республик, уставами других субъектов федерации, а также соответствующими законами субъектов федерации. Таким же определяется порядок выборов, вступления его в должность и прекращения полномочий.

В Московской области высшее должностное лицо - Губернатор избирается на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет. К высшему должностному лицу субъекта федерации предъявляются определенные требования:

· по возрасту (он должен быть не моложе тридцати лет),

· по обладанию избирательным правом (он должен обладать избирательным правом в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и субъекта федерации),

· по продолжительности пребывания в должности (как правило, он не может занимать эту должность более двух сроков подряд),

· по сфере деятельности (он не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, кроме случаев, предусмотренных федеральным законодательством, а также заниматься деятельностью, не совместимой с этой должностью - обычно это предпринимательская, коммерческая деятельность или вообще какая-либо оплачиваемая деятельность, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности); на время выполнения обязанностей приостанавливается его членство в общественных движениях и политических партиях.

Высшее должностное лицо субъекта Федерации действует самостоятельно в пределах своей компетенции и выполняет следующие функции:

Выступает гарантом соблюдения территориальной целостности и независимости субъекта федерации, исполнения ее законов Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009. - с. 94..

Губернатор Московской области обеспечивает и защищает права и свободы человека и гражданина, законность и правопорядок в Московской области и осуществляет следующие полномочия:

а) представляет Московскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Московской области;

б) обнародует Устав, а также законы Московской области, удостоверяя их обнародование путем подписания, либо отклоняет законы, принятые Московской областной Думой, в течение 14 календарных дней с момента поступления указанных законов (обладает правом отлагательного вето);

в) обладает правом законодательной инициативы в Московской областной Думе;

г) обеспечивает взаимодействие Московской областной Думы и исполнительных органов государственной власти Московской области;

д) участвует в заседаниях Московской областной Думы с правом совещательного голоса;

е) назначает своего постоянного представителя в Московскую областную Думу;

ж) представляет на утверждение Московской областной Думе бюджет Московской области и отчет о его исполнении;

з) представляет на утверждение Московской областной Думе государственные программы и планы социально-экономического развития Московской области и отчет об их исполнении;

и) вносит в Московскую областную Думу проект закона о системе исполнительных органов государственной власти Московской области;

к) определяет структуру исполнительных органов государственной власти Московской области;

л) является по должности Председателем Правительства Московской области, подписывает и опубликовывает постановления Правительства Московской области; обладает правом вето на постановления Правительства Московской области;

м) назначает на должность Вице-губернатора Московской области по согласованию с Московской областной Думой;

н) освобождает от должности Вице-губернатора Московской области в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Московской области;

о) формирует Правительство Московской области в соответствии с Уставом Московской области и законами Московской области и принимает решение об отставке Правительства Московской области.

п) награждает наградами и премиями Московской области, присваивает почетные звания Московской области в случаях, установленных законом Московской области;

р) распускает Московскую областную Думу в случаях, предусмотренных Уставом Московской области.

с) обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти Московской области с иными органами государственной власти Московской области и в соответствии с законодательством Российской Федерации может организовывать взаимодействие органов исполнительной власти Московской области с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями;

т) осуществляет иные полномочия, возложенные на него законодательством Российской Федерации, Уставом и законами Московской области.

Губернатор Московской области в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, имеющие юридическую силу на всей территории Московской области Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Норма, 2009. - с. 96..

Страницы: 1, 2, 3


реферат реферат реферат
реферат

НОВОСТИ

реферат
реферат реферат реферат
реферат
Вход
реферат
реферат
© 2000-2013
Рефераты, доклады, курсовые работы, рефераты релиния, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты бесплатно, реферат, рефераты скачать, научные работы, рефераты литература, рефераты кулинария, рефераты медицина, рефераты биология, рефераты социология, большая бибилиотека рефератов, реферат бесплатно, рефераты право, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, сочинения, курсовые, рефераты логистика, дипломы, рефераты менеджемент и многое другое.
Все права защищены.