Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата. Понятие государственного аппарата. Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуще-ствляющих управление делами общества от его имени и в преде-лах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане мо-гут принимать то или иное участие в делах государства, но в ко-нечном итоге оно, его органы несут персональную ответствен-ность за эффективность своей работы. Таким образом, под государственным аппаратом понимается совокупность органов и учреждений посредством которых реализуется управленческая и обеспечительно-распорядительная функция. Первичной ячейкой государства выступают его органы и уч-реждения. Государственный орган понимается как относительно само-стоятельная часть государства, создаваемая для осуществления определенного вида государственной деятельности и наделенная государственно-властными полномочиями (компетенцией). Госу-дарственный орган состоит из подразделений, осуществляющих полномочия органа, и вспомогательного аппарата. Совокупность властных полномочий органа государства оп-ределяется с учетом возложенных на него задач и функций по управлению обществом. Так, орган законодательной власти на-деляется правом заниматься законотворческой деятельностью, принимать законы. Компетенцию органов исполнительной вла-сти составляют правомочия, вытекающие из их основной задачи - обеспечивать неукоснительное действие законов, создавать необходимые условия для их реализации в конкретных отноше-ниях. Осуществление государственным органом полномочий мо-жет проходить в порядке, установленном Конституцией либо законами. Органу предоставляется право 1) принимать обще-обязательные решения в виде нормативно-правовых или инди-видуальных актов применения права, 2) проводить организаци-онную, контрольную или иную властную деятельность, 3) применять государственное принуждение к лицам и органи-зациям, не выполняющим общеобязательные решения данного органа либо иных органов государства. Реализация компетен-ции является обязанностью государственного органа. Каждый орган государства может действовать только в рам-ках предоставленных ему полномочий. Выход за их пределы признается правонарушением, а принятые решения или дейст-вия за пределами предоставленных полномочий подлежат неза-медлительной отмене. Государственный орган всегда структурно обособлен от дру-гих органов государства. Эта обособленность выражается в том, что он в конкретных правоотношениях выступает самостоя-тельным субъектом и в пределах компетенции принимает реше-ния, не нуждающиеся в каком-либо предварительном или по-следующем одобрении другими органами или должностными лицами. Исключения возможны лишь в случае осуществления одной функции государства несколькими его органами, когда для совершения определенных действий или принятия решений требуется согласие других органов. Например, законы, прини-маемые представительным органом государства, должны быть подписаны президентом. Предусмотренное конституцией или законом согласие, одоб-рение действий или решений государственного органа другим органом не лишает его самостоятельности. Другой орган вправе одобрить или не одобрить соответствующий документ, но он не может вносить в него какое-либо изменения, дополнения. Ибо ответственность за решение несет принявший его орган, и толь-ко он может внести необходимые коррективы в свой документ. Для осуществления своей компетенции государственный ор-ган "наделяется определенными материальными средствами. Имеет в пользовании здание, организационную технику, транс-портные средства, расчетный счет в банке и необходимые де-нежные ресурсы. В процессе реализации имущественных прав государственный орган выступает в качестве юридического ли-ца, т.е. может отвечать по своим обязательствам вверенным имуществом, а также от своего имени приобретать и осуществ-лять имущественные отношения, нести обязанности, быть ист-цом и ответчиком в суде. Право государственного органа выступать самостоятельным субъектом властных, административных, а также гражданских правоотношений не принадлежит его аппарату, призванному оказывать консультативную, вспомогательную и техническую работу. Это могут быть различные отделы государственного органа, управление делами, канцелярия, экспедиция, бухгалте-рия и др. Аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями, называется государственным учреждением. К государственным учреждениям относятся также государст-венные организации, выполняющие те или иные функции госу-дарства, но не наделенные властными полномочиями. Это, на-пример, образовательные и научно-исследовательские учрежде-ния, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы, иные учреждения связи и транспорта. Необходимость существования государственных учреждений обусловливается тем, что государство выступает не только как орудие политического господства, но и осуществляет опреде-ленную экономическую, социально-культурную деятельность. Государственные учреждения выступают важнейшей организа-ционной формой осуществления этой деятельности, непосредст-венно проводят государственные властные предписания в жизнь и порождают социально-полезные результаты в виде созданных материальных или духовных благ. Так, самые мудрые законы, постановления правительства по вопросам образования, куль-туры, здравоохранения останутся в сфере долженствования до тех пор, пока соответствующие государственные учреждения не примут надлежащих мер для их реализации. Таким образом, основное отличие государственных учреж-дений от органов государства состоит в том, что результаты их деятельности выражаются не в принятии управленских решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ. Органы государства состоят из государственных служащих, которые своими действиями обеспечивают выполнение функций этих органов. Порядок участия государственного служащего в деятельности государственного органа, его права и обязанности устанавливаются законами, иными нормативно-правовыми ак-тами. В зависимости от полномочий государственные служащие делятся на три вида: 1) лица, занимающие должности, связанные с непосредственным исполнением полномочий государственно-го органа. Это президент страны, глава правительства, депутаты представительных органов, министры и др.; 2) лица, занимаю-щие должности для непосредственного обеспечения полномо-чий вышеуказанных лиц: помощники, консультанты, советники; 3) лица, занимающие должности, учреждаемые государствен-ными органами для исполнения и обеспечения полномочий этих органов: референты, специалисты, руководители структурных подразделений аппарата и др. Многообразие функций государства, форм и методов их реа-лизации обусловливает наличие достаточно развитой системы государственных органов. В их числе в современном демокра-тическом государстве выделяют 1) главу государства; 2) органы законодательной власти; 3) органы исполнительной власти; 4) суды; 5) органы государственного принуждения -- органы внутренних дел, прокуратура, органы государственной безопас-ности, исправительные учреждения; 6) вооруженные силы. Со-вокупность названных органов охватывается понятием меха-низма государства. Механизм государства -- это совокупность государственных органов, осуществляющих государственную власть, и обеспечи-вающих реализацию функций государства. Механизм государства, как и всякое сложное системное об-разование, состоит не только из государственных органов, но и их связей. Конкретные связи органов государства весьма разно-образны и изучаются такими учебными курсами, как государст-венное, административное, финансовое право. В теории госу-дарства и права изучается лишь основная структурная связь, которая соединяет все органы государства в единый целостный механизм, действующий целенаправленно и согласованно. Государственные органы, выполняя разные функции, долж-ны быть едиными в понимании исходных задач государства и обеспечивать их решение. История государства знает три спосо-ба согласования элементов государственного механизма: 1) сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) организацию органов государства, основанную на принципах демократического централизма. Исторически первый способ согласования деятельности го-сударственных органов сводился к сосредоточению власти в ру-ках главы государства , которым мог быть царь, шах, хан, ко-роль, император. Например, в восточных деспотиях глава госу-дарства обладал всей полнотой законодательной, исполнитель-ной и судебной власти, был бесконтрольным и независимым от кого-либо, осуществлял верховное командование армией, на-значал и смещал чиновников, творил высший суд, в том числе и по произволу, без связывания своей воли каким-либо правовым основанием. Однако неограниченная власть одного человека вела к многочисленным нарушениям элементарных прав его подданных, зависимости личности не от установленных зако-нов, а от настроений тирана. В период буржуазных революций их идеологи в поисках спо-собов защиты общества от тирании или всевластия какого-либо одного органа государства сформулировали принцип разделе-ния властей на законодательную, исполнительную и судебную. Один из основоположников этого принципа Монтескье сфор-мулировал его следующим образом: “Политическая свобода субъекта представляет собой уравновешенность ума, возни-кающую из понимания, которое каждая личность имеет о своей безопасности. Для того, чтобы эту свободу иметь, требуется, чтобы правительство было организовано таким образом, дабы люди не боялись друг друга. Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе маги-стратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести ти-ранические законы, использовать их тираническим образом. Опять же свободы быть не может, если судебная власть не разделена с законодательной или исполнительной. Если она объединена с законодательной властью, жизнь и свобода субъ-екта будут подвержены произвольному контролю, судья тогда превращается в законодателя. Если она объединена с исполни-тельной властью, судья может поступать со всей ожесточенностью угнетателя.” Реализация буржуазными государствами принципа разделе-ния властей привела к созданию сложных конструкций системы сдержек и противовесов, не позволяющей ни одному органу со-средоточить в своих руках всю полноту власти. В качестве клас-сического примера удачного решения этого вопроса обычно приводят систему федеральных органов США. Наличие двух палат Конгресса в значительной степени осложняет процесс прохождения в нем законов. Верхняя палата -- Сенат является серьезным тормозом на пути законов, принимаемых нижней па-латой, способной в ряде случаев на популистские решения. В свою очередь. Президент США обладает правом отлагательно-го вето и не пропускает законы, которые по его мнению не отве-чают задачам правого регулирования, нарушаю! нрава и свобо-ды граждан. Но палата представителей и только она может воз-будить процедуру привлечения к ответственности Президента США и других руководителей федеральных органов власти. Судебная власть является независимой от других ветвей власти. Как судьи Верховного суда, гак и судьи низших судов сохраня-ют свои должности пожизненно или до тех пор, пока их поведе-ние является безупречным. Принцип разделения властей в настоящее время лежит в основе организации власти в Российской Федерации. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Фе-дерации осуществляется на основе разделения на законодатель-ную, исполнительную и судебную. При этом особо подчеркива-ется, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти являются самостоятельными. Использованная система сдержек и противовесов в деятельности федеральных органов РФ во многом повторяет аналогичную систему США. Законодательный орган Федеральное Собрание осуществля-ет законотворческую деятельность и с помощью парламентских методов может влиять на деятельность Правительства РФ, в ча-итности, утверждает бюджет, имеет право заслушивать отчеты Правительства о своей деятельности и ставить вопрос о недове-рии Правительству. В то же время Правительство РФ осуществ-ляет исполнительную власть и исключает ее подмену законода-тельными или иными органами. Президент РФ как глава госу-дарства обладает правом отлагательного вето в отношении за-конов, принятых Государственной Думой и одобренных Сове-том Федерации, а также может распустить Государственную Думу по основаниям, предусмотренным Конституцией РФ. Государственной Думе в свою очередь предоставлено право вы' двигать против Президента РФ обвинение в государственной измене или ином тяжком преступлении. Однако при самой действенной системе сдержек и противо-весов принцип разделения властей имеет два существенных по-рока, негативно сказывающихся на деятельности всей государственной машины: 1) деятельность государственных органов осуществляется без опоры на широкие слои населения; 2) пар-ламент неспособен влиять на процессы исполнения принимае-мых им законов. Последний недостаток со всей очевидностью проявился в Российской Федерации с первых же шагов работы Государственной Думы. Органы законодательной власти ока-зываются по преимуществу трибуной для говорящих, но не влияющих на реальные процессы депутатов.
Страницы: 1, 2
|