p align="left">Юридические правила поведения тесно связаны с религиозными нормами и взаимодействуют с ними. Однако относительно небольшое число норм мусульманского права возникло на основе соответствующих религиозных предписаний, а преобладающая их часть имеет к религии лишь косвенное отношение. Поэтому связи мусульманского права с ре-лигией характеризуются противоречивыми моментами: с одной стороны имеется немало правовых и религиозных норм, совпадающих по своему содержанию и осуществляемых через деятельность как религиозных уч-реждений (которые являются одновременно элементом государственного механизма) так и собственно государственных органов, участвующих в выполнении регулятивной функции религиозной системы; с другой - наблюдаются существенные различия между религиозной и правовой системами социально-нормативного регулирования. Эти различия про-являются в том, что государство поддерживает возможностью своего принуждения отнюдь не все религиозные нормы, а также в формирова-нии большинства норм мусульманского права без непосредственной связи с религиозными предписаниями, в применении юридических норм не только мусульманскими судами (выполняющими функции религиозных норм в качестве чисто религиозных учреждений) но и светскими (го-сударственными) судебными органами (полиция, светские суды). Можно поэтому говорить о своеобразном различии и единстве правовых не правовых норм в исламе. В целом мусульманское право не сливается с религией и не выступает частью ислама, как религиозной системы, хотя многие его нормы совпадают с религиозными правилами поведения. В 19 веке в положении мусульманского права произошли сущест-венные изменения. В наиболее развитых странах оно уступило гла-венствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей. К началу 20 века лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Правовые сис-темы наиболее развитых арабских стран, с некоторыми отступлениями стали строится по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан; и англо-саксонскому - Ирак, Судан. За мусульманским правом здесь сохранилась роль регулятора брачно-семейных, наследственных и некоторых других отношений среди мусульман (иногда и не мусульман), что объяснялось все еще сохра-нившимся пережитком феодализма и глубоким влиянием ислама на об-щественное сознание. В настоящее время ни в одной из рассмотренных стран мусуль-манское право не является единственным действующим правом. Но в то же время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло своих по-зиций в качестве системы действующих правовых норм. Исключение составляет лишь Турция, где в 20 годы мусульманское право во всех отраслях было заменено законодательством буржуазного типа, состав-ленным на основе заимствованных с западно-европейских моделей. В конечном счете направление и глубина воздействия мусуль-манского права на современные правовые системы той или иной страны обусловлены достигнутым ею уровнем экономического и культурного развития. Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень их влияния на действующие законодательства, можно пред-ложить следующую классификацию современных правовых систем стран Востока. Первую группу составляет правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влия-ние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Конституция Ирана, например, закрепляет положение об обязательном соответствии шариату (шариат - предписание верующим: чего они должны и чего они не должны делать) всех принимаемых за-конов. Во исполнение данного положения здесь изданы законы, ориен-тирующиеся на закрепление в своих статьях общих принципов и конк-ретных норм той или иной школы мусульманского права: ханбалистской в Саудовской Аравии и джафаритской в Иране. Если в Саудовской Аравии мусульманское право никогда не усту-пало своей роли явно преобладающего источника права, то в Иране оно вновь заняло ведущее место только после свержения шахского ре-жима, в результате проводимого руководством исламской республики курса на исламизацию всех сторон общественно-политической, эконо-мической и государственной жизни страны и даже сферы личных инте-ресов граждан. В подтверждение этого можно указать на введение системы строгих, а порой жестоких наказаний за малейшее нарушение не только юридических, но и моральных норм, относящихся в частнос-ти к одежде и формам проведения досуга мусульман. Действующие в стране мусульманские суды, вопреки элементарным требованиям спра-ведливости и демократической законности, строго придерживаясь му-сульманских норм при рассмотрении дел нередко допускают явные нарушения и творят произвол. Отметим также, что в Иране и Саудовской Аравии функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хис-ба), которые без суда и следствия могут наложить мусульманское на-казание за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали. Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Хотя сфера действия мусульманского права не является здесь столь всеобъемлющей как в первой группе, но все же остается весьма существенной, в последние десятилетия даже обнаруживают тенденцию к расширению. Прежде всего принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного ха-рактера и деятельность государственного механизма этих стран. Так военный режим Пакистана оправдывал отказ от всеобщих выборов тем, что они якобы "не отвечают принципам ислама". В Ливии в 1977 году Коран вообще был объявлен "законом общества", заменяющим обычную конституцию. Во всех перечисленных странах второй группы, мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса, сохраняются мусульманские суды. Еще одну многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран: Египта, Сирии, Ирака, Ливана, а также ряда стран Африки (Сомали, Мовритании) и Азии (Афганистан). Их конституционное право закрепляет, как правило, особые по-ложения ислама и мусульманского права. Так конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только му-сульманин, а мусульманское право является источником законодатель-ства. Данное конституционное положение практически реализуется в других отраслях права и судоустройства. Но с другой стороны в не-которых из стран (Ирак, Сирия) наблюдается определенная демократи-зация мусульманско-правовых положений семейного законодательства. И, наконец, особое положение занимают правовые положения Ту-ниса и Народно-Демократической республики Йемен (НДРЙ). Их брач-но-семейные законодательства отказываются от ряда основополагающих институтов мусульманского права: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а семейный кодекс НДРЙ в 1974 году, по су-ществу наделил женщину равными правами с мужчинами в семейных от-ношениях. Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь и выступает мусульманское право. При этом оно оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и правовую психологию. Можно ска-зать, что сфера действия мусульманского права как идеологического фактора оказывается значительно шире, нежели рамки применения его конкретных нормативных предписаний. Иными словами нормативисткий подход к мусульманскому праву, изучению его как совокупности норм, порождающих конкретные права и обязанности, в действительности оказываются недостаточным для понимания того места, которое му-сульманское право занимает в современных правовых системах и во всей правовой надстройке рассмотренных стран. Не случайно, в ряде стран был взят курс на конкретизацию норм мусульманского права и их закрепление в действующем законодатель-стве. Так в Иране, Пакистане, Ливии, Судане сфера его действия ох-ватывает не только "личный статус", но и уголовное право и про-цесс, отдельные виды финансово - экономических отношений и даже институты государственного права. Подобная практика развития правовых систем ряда стран в пос-ледние годы вносит известные коррективы и в структуру действующего здесь мусульманского права, отдельные нормы и институты которо-го, ранее вытесненные законодательством, заимствующим западные правовые модели, вновь возрождаются и начинают применяться на практике. Теперь хотелось бы упомянуть об индусском праве, праве Даль-него Востока и Африке. Индусское право относится к древнейшим в мире. Это не право Индии, а право общины, которая в Индии, Пакистане, Бирме, Сингапу-ре, и т.д. исповедует индуизм. Одним из убеждений индуизма являет-ся то, что люди разделены с момента рождения на социальные и ие-рархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль. Оправдание кастовой структуры общества - основы философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религи-озная доктрина. Она определяет нормы поведения, в соответствии с ней изменяются или толкуются обычаи. Обычаи весьма разнообразны. Каждая каста или подкаста следует своим собственным обычаям. Соб-рание касты голосованием решает в местном масштабе все споры, опи-раясь при этом на общественное мнение. Оно располагает и эффектив-ными средствами принуждения. Наиболее строгим наказанием считается отлучение от той или иной группы. В случае, если нет определенной правовой нормы по конкретному вопросу, судьи решают его по совести, по справедливости. Правительству разрешается законодательствовать. Судебные пре-цеденты и законодательство не считаются источниками права. Даже когда имеется закон, судья не должен применять его ригористически (по всей строгости). Ему предоставлено широкое усмотрение, чтобы всеми возможными способами примерить справедливость и власть. Еще меньше, чем законодательство, на роль источника права мо-жет претендовать здесь судебная практика. Итак, в период, пред-шествовавший в британской колонизации, классическое индусское пра-во не основывалось на формальных нормативах и на судебных решени-ях. В период колониальной зависимости индусское право претерпело существенные изменения. В области права собственности и обязатель-ного права традиционные нормы были заменены нормами "общего пра-ва". Семейное наследственное право и другие обычаи не претерпели изменений. К 1864 году накопились судебные прецеденты. Однако пра-вило прецедента осталось далеко традиций индусского права. Многие его институты и нормы подвергались модификации и даже были замене-ны новыми, но полного вытеснения индусского права не произошло. Сложилось нечто вроде "англо-индусского права", то есть индусское право сохранило свое регулирующее значение, правда с определенными ограничениями. Конституция 1950 года отвергла систему каст и запретила диск-риминацию по мотивам кастовой принадлежности. В индусском праве произошла своего рода революция. Однако Основной закон применяется только к индусам, а не ко всем гражданам Индии. Верность традициям прослеживается сквозь все трансформации, вековые корни связанные с религией, дает о себе знать. Право Дальнего Востока. Совершенно иная картина открывается при взгляде на Дальний Восток, и особенно Китай. Здесь речь идет не о том, чтобы уметь увидеть некое идеальное право, отличающееся от норм, изданных законодателем, или других норм, применяемых на практике. Здесь под сомнение поставлена сама ценность права. На западе, в странах ислама, в Индии к праву отно-сятся как к опоре социального строя, необходимому средству его ох-раны. Люди должны жить в соответствии с правом, а если они лишены такой возможности, то борются за торжество права. Власти тоже должны соблюдать нормы права, а суды - обеспечивать уважение к праву. Право - это зеркало справедливости. Его отсутствие ведет к произволу, анархии, господству силы. Странам Дальнего Востока нес-войственно такое видение. В глазах китайцев право не только далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан уважать право и даже ду-мать о нем: у него образ жизни должен исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении че-ловек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стрем-лением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосу-дия, и конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно такого взгляда, выразив его в формуле "право хорошо для варваров". Комму-нистический режим в Китае и вестернизация Японии не изменили су-щественно этого взгляда, укоренившегося в сознании людей. В Японии действуют кодексы, созданные по европейской модели, но население, как правило, мало обращается к ним, равно как и правосудию. Сами же суды склоняют стороны к мировому соглашению и разработали ори-гинальную технику применения права, а точнее уклонение от его при-менения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|